Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


19.06.2017

Конспект урока " Происхождение слов в русском языке"



Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя

II.     Теоретический материал

III. Игра «Угадай, откуда слово»№1

IV. Игра «Угадай, откуда слово»№2

V.     Кроссворд « По следам слов»

VI. Выставление баллов

VII.     Подведение итогов 

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего мероприятия: «Происхождение слов в русском языке». Давайте на время окунемся в удивительный мир слова. И постараемся узнать, откуда и почему те или иные слова пришли в наш язык. 

II.     Теоретический материал

На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России.

Показ презентации (презентацию к уроку скачайте здесь): 

Из презентации( слайд 1, 2)

Как узнать из какого языка пришли слова?

Слова англичане (из английского языка):

-сочетания букв инг в конце слова: митинг маркетинг боулинг -сочетания букв дж: коттедж джем

Из презентации (слайд 3,4) 

Слова из французского языка: 

Сочетания букв кю, бю, ню:маникюрбюрокюветДве гласные подряд:вуальдуэльСлова оканчиваются на аж:пассажвираж 

А знали ли вы, что каждый день за обедом мы говорим с вами сразу на нескольких иностранных языках?

Например:

Как думаете из какого языка произошли следующие слова?

1)      Пельмени -состоит из двух финских корней

«Пель»-ухо, а «мень»- тесто.

Дословно- «уши из теста»

2) Вермишель - с итальянского языка  переводится как «червячок».

Салат с огурцами

3) Огурец-с др.греч- «агурос»- неспелый, несозревший.

Древнегреческий язык-это язык на котором говорили Аристотель и Платон еще во 2 тысячелетии до н. э. 

Из презентации (слайд 7) 

I. Игра «Угадай, откуда слово»№1

Для подведения итогов можно воспользоваться таблицей.Приложение№1«Таблица итогов» 

Учитель: Ребята, а давайте теперь поиграем. Вам нужно будет угадать из какого языка пришли в наш русский язык, слова на картинке.

(Класс делится на три команды, по рядам (1,2, 3 команды), можно дать название каждой команде.

Кто первый догадался, поднимает руку, за один правильный ответ ставится 3 балла команде. 

Показ слайдов в презентации. (слайд 11-16)

Начнем! 

Количество балов: 3 бала за каждый правильный ответ 

Учитель: Молодцы! Справились! (заполняем таблицу) 

IV.Игра «Угадай, откуда слово»№2. См. Приложение№ 3 

Цель игры: сплотить коллектив класса,  рассмотреть в игровой форме разнообразие источников заимствования слов из других европейских языков.

 

Учитель: Ребята продолжаем наше увлекательное путешествие в страну Слова. А теперь мы отправимся в Англию и Францию. Для этого нужно три помощника.

 Правила игры:

·    Выходят три человека. Учитель раздает подготовленные карточки с изображением флага России, Франции и Великобритании. Три ученика держат флаги, символизируя  страну.

 ·    Учитель показывает слово на подготовленной карточке,  ученики должны отгадать из какого языка (страны) в русский язык пришло слово или определить, что слово исконно русское. Ответ засчитывается той команде, которая быстрее всех ответила.

Количество балов: 2 бала за правильный ответ

Список слов для карточек:

Барин, Борщ,Азбука, Берег, Брат, Баян,Парашют, Абажур, Пюре,Вуаль, Шампунь, Бандероль, Джинсы, Компьютер, Сэндвич, Футбол,  Доллар.

V.Кроссворд « По следам слов». См. Приложение № 2

Цель игры: развитие мышления, логики; развить умение работы  с толкованием слов, повторить лексическое значение слов при помощи игры; сплочение коллектива

Учитель: Завершим наше увлекательное путешествие кроссвордом «По следам слов».

Ваша задача решить кроссворд и записать ключевое слово в нужной графе на доске:

1 слово     2 слово    3 слово    4 слово

ЛЮБИТЕ СВОЙ РОДНОЙ  ЯЗЫК!

 Ученики решают кроссворд и выписывают  полученное слово:

1 команда - на  первом участке доски

2 команд – на втором участке доски

3 команда – на третьем участке доски

А четвертое слово учитель дописывает сам.

В итоге должно получиться предложение:

Любите свой родной язык.)

Количество балов: 10 балов каждой команде, за верно выполненное задание.

VI.Выставление балов

Подсчитываем балы, объявляем результаты.

VII.Подведение итогов

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились со словами иноземцами, вспомнили какие признаки присущи этим словам. Так же увидели, как много в нашем языке исконно русских слов.

 Давайте бережнее и внимательнее относится к родному языку!

«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»Н. В. Гоголь

Теги: 6 класс, происхождение слова, этимология
Автор разработки:  Мария Хузина
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1405712 от 19.06.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.