На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


09.04.2017

Классный час "Русь моя"



Русь моя, люблю твои березы!

Цель: привлечь детей к одному из символов нашей родины – березе, показать ее красоту, пользу. Познакомить с произведениями искусства (стихотворениями, картинами), посвященными березе, а также русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом.

Оформление и реквизиты: картины о березах, избушка, лавочки, поделки из березы, дрова березовые, банный веник, береста.

Ведущий 1: О чем же мы поведаем сегодня речь? Вы сможете догадаться об этом, разгадав загадку: Стоит девица, ой, нарядная:

   Вся – то стройная, вся – то ладная.

   Белый черным шит сарафан на ней.

   Ветер к ней спешит, чешет кудри ей.

   Зелена коса развевается,

   В ярком солнышке купается.

Ведущий 2: Итак, сегодня мы поговорим о русской березе. Родина… Россия. Край, где мы родились, где живем, это наш дом. И его надо любить и беречь. Россия – какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что – то! – так писал о России поэт С. Есенин. Россию называют «родниковым краем», «ромашковой Русью». Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. Родина и береза! Эти два понятия неразделимы.

Звучит песня «С чего начинается Родина»

Ученик 1: Опять о них кудрявых и белёсых…

  А что тут делать, если на Руси

  У всех дорог встречаются березы,

  Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси,

  «Россия» - шепчут мне березы,

  «Россия» - шепчут камыши

  «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

   И я им тихо вторю: «Русь».

  Мне не трудны твои нагрузки:

  Я в поле рос, я чубом рус,

  И я люблю тебя по – русски

  Моя березовая Русь.

Ведущий 1: К образу березы часто обращаются поэты и художники. Трудно сказать, когда она особенно мила. Хороша береза во все времена года и в любую погоду.

Ученик 2: Хороша ты любою порою

И недаром всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя

И не даром тебе лишь вручали

Все невесты отчизны моей

И девичьи мечты и печали,

Словно старшей подруге своей.

Ведущий 2: Какое русское, какое очаровательное дерево – береза. Смотришь на нее и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармошки. А молодые березки тоненькие пряменькие, напоминают девичью красу стройную и статную с гибкой талией с русыми косами.

Ученик 3: Белолицая, белоствольная

  Как невеста горда и нежна

  Словно русская песня раздольная

  К небесам устремилась она.

Ведущий 1: Сергей Есенин замечательный русский поэт, назвал Россию «страной березового ситца». В его стихах березка уподобается нежной, юной, чистой девушке.

Ученик 4: Зеленая прическа

  Девическая грудь

  О, тонкая березка

  Что загляделась в пруд?

  Что шепчет тебе ветер?

  О чем звенит песок

  Иль хочешь в косы – ветви

  Ты лунный гребешок?

  Открой, открой мне тайну

  Твоих древесных дум,

  Я полюбил печальный

  Твой предосенний шум.

Ведущий 2: Березы… Это одна из нтх во поле стояла, это они разбежались по косогорам «Весны священной» Н. Рериха.

  Ребята, посмотрите на картины (описание картины)

Ведущий 1: Удивительная судьба русской березки. В мирное время – она радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины.

Тихо стоят березы у солдатских могил, как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой отечественной войны. В России издавна существует обычай – над могилой погибшего в войне сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Ученик 5: За селом вдали на перекрестке

  Полевых едва заметных троп

  Я узнал солдатские березки,

  У которых рыл себе окоп.

  И невольно вспомнил, как стонали

  Ветки от их взрывов и огня…

  Возле тех березок подобрали

  Чуть живым товарищи меня

  С той поры с любовью о березах

  Говорили часто мне бойцы:

  «Ты бы злую смерть не пересилил,

  Ты бы тяжких ран не перенес,

  Если б мы тебя не напоили

  Светлыми слезинками берез».

Звучит песня «Березы» группы «Любэ»

Ведущий 2: Где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость и свет. Любит ее русский народ.

- Ребята, а кто из вас знает, как называется березовая кора?

- Правильно, береста.

- Ребята, а за что русский народ любит и чтит березку? Я предлагаю обратиться к знающим людям.

Ведущий заходит в избушку.

- Здравствуйте, хозяева!

Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, усаживайтесь.

Ведущий 1: Мы пришли к вам разобраться, за что же русский народ любит березку?

Хозяин: Да как же ее не любить! Ведь березку мы в хозяйстве используем.

Вот, к примеру, дрова березовые дают больше тепла, чем другая древесина. Да и много чего можно сделать из березы. Мебель, лыжи, посуду (показывает). Из древесины делают деготь.

Хозяйка: Да, да деготь, а из него делают лечебные мази. Береза испокон веков славилась своими лечебными свойствами. Из березовых почек готовят целебные настои, а из листьев отвары, которые помогают при многих болезнях. Наросты на березе, которые называют чагой, помогают даже при тяжелых заболеваниях.

Хозяин: Эх, люблю испить я березового сока. Бодрит он меня. Хотите узнать какое будет лето? Если из березы течет много сока – к дождливому лету.

Хозяйка: А еще береза доставляет нам большую радость в бане. Вот мы и веники заготовили.

Хозяин: Домик на горе стоит

    Из трубы дымок валит

    Веник дед сломал большой

     Будет париться с душой!

    Не из клена, не из дуба

    Наломал охапок пять,

    Будет в бане чем махать.

Хозяйка: Баня топиться с обеда!

Парься лучше, дорогой,

Будешь вечно молодой.

(Дед уходит париться с веником)

Ведущий 2: Ребята, пока дед париться, я хочу спросить у вас, что вы знаете о березе?

Вопросы.

1)    Название какого гриба созвучно слову «береза»? (подберезовик)

2)    За что березу называют «вестницей далеких эпох»? (когда небыло бумаги писали на бересте). Береста принесла нам вести о жизни людей 12 – 14 веков.

3)    Кто написал картину «Березовая роща»? (И.И. Левитан)

4)    В какое время года заготавливают берестяную кору и опасно ли это для березы? (в конце весны и начале лета). Во время движения соков береста свободно отделяется.

А вот старинная русская загадка. Попробуйте – ка угадать о чем в ней говорится: Стоит в поле древо древлянское

   На этом древнем древе семь угодьев:

   Первое угодье – в избе обиходье,

   Другое угодье – в кругу вертится,

   Третье угодье – старому и малому потеха,

    Четвертое угодье – по церкви крыша,

    Пятое угодье – по дорожке след,

          Шестое угодье – во всю ночь свет,

     Седьмое угодье – всему мир масло.

Итак: 1) В избе обиходье – это веник, метла(для наведения порядка).

     2) Другое угодье – в кругу вертится – прялка(для прядения и тканья).

     3) Старому и малому потеха – игрушки.(Понятно, что игрушками потешают детей, а при чем тут «старый»? Это дедушка мастерит игрушки для внуков).

4) По церкви крыша – вы наверное догадываетесь.(Для кровли годится березовая дранка).

      5) По дорожке след – оставляет обувь(плетеные лапти из бересты).

6) Во всю ночь свет(Лучина).

7) А вот всему миру масло – речь идет о смазочном материале. Чем смазывали колеса, чтобы они не скрипели(Дегтем).

Вот сколько пользы приносит береза.

На сцену выходит помолодевший дед.

Хозяйка:  Где мой дед скажи на милость?

Что со старым приключилось.

Хозяйка: Ты старуха глаз раскрой

Перед тобой же дед родной

Здесь во всем он виноват.(показывает на веник)

Хозяйка берет у деда веник и убегает. Через минуту выходит румяная помолодевшая, берет хозяина под руку.

Хозяйка: Запасайте веники

Хозяин: Вы не пожалеете

     Лет на двадцать сразу с ним

     Вы помолодеете.

Ведущий 1: На руси существует много христианских праздников и один из них связан с культом березы, т.е. центральным персонажем праздника была береза. Как вы думаете, о каком празднике идет речь?

Правильно – Троица (если не скажут, отгадывают зашифрованное слово). И празднуют его в пятидесятый день после пасхи на седьмой неделе. На троицу люди прощались с весной, встречали лето, прославляли зеленеющую землю. В этот праздник принято увешивать березовыми ветками стены, а пол застилать травой.

Ведущий 2: А начало всему – четверг на седьмой неделе, а как его называют вы сейчас скажите сами (вызываются желающие отгадать зашифрованное слово – это слово СЕМИК, т.к. на седьмой неделе).

Семик девичий праздник. Символ праздника – березка. Главными участницами в обрядах этого дня были девушки. Празднование происходит в лесу, роще. Девушки собираются гурьбой, поют, водят хороводы, играют в горелки, угощаются, завивают венки, загадывают желания.

Посмотрите как это происходило(выходят девушки, поют)

Девушки хором: Пойдем девочки во луга лужочки

    Завивать веночки,

    Мы завьем веночки на годы добрые,

    На жито густое,

    На ячмень колосистый. На овес ресистый,

    На гречиху черную,

     На капусту белую.

Выходит «Березовая веточка»

Березовая веточка: Здравствуйте, люди добрые! Я березовая веточка, дочка русой березки, возьмите и меня хороводы водить.

Девушка: Березонька желанная

  Подруга долгожданная

  Войди скорей в наш круг

  Войди зарею ясною

  С косой зеленовласою

  Здесь каждый тебе друг!

Девушки водят хоровод вокруг березы.

Девушки все: Радуйся белая березка

  Идут к тебе девки красные

   Девки красные, косы русые,

   Несут тебе песню звонкую,

   Песню звонкую, ленты пестрые!

Девушка: Береза моя, березонька

        Береза моя, белая,

  Береза кудрявая,

  Стоишь ты березонька

    Осередь  долинушки

    На тебе, березонька,

    Листья зеленые,

    Под тобой, березонька

    Трава шёлковая,

    Близ тебя, березонька,

    Красны девушки

    В Семик поют

    Под тобой, березонька,

    Красны девушки

    Венки плетут.

Девушка: Березонька кудрявая

  Кудрявая, моложавая!

  Под тобою, березонька

  Не мак цветет,

  Под тобою березонька,

  Не огонь горит –

  Красные девушки

  В хороводе стоят

  Про тебя березонька,

  Песни поют.

Девушка: В лесу, во лесочке,

  В сумрачной дубраве

  Выросла березка,

  Светлая подружка.

  Росла трава – мурава,

  Всю березу обвила.

  Мы веночки заплетали

  Березоньку завивали.

Девушка: Завивайся, березка,

  Завивайся кудрявая.

  К тебе девушки пришли,

  К тебе красные пришли.

        Березоньку завивали,

  Лентой украшали.

  Лентой украшали,    

  Березку прославляли.

  Белая березка,

  Пойдем с нами гулять,

  Пойдем песни играть.

Девушки хором: Уж мы девушки, дело сделали,

  Уж мы белую березоньку завили,

   Уж мы первый веночек – за батюшку,

   А второй веночек – за матушку,

   Уж мы третий веночек – за саму себя.

Девушка: Пойдем березовая веточка с нами хоровод водить.

Исполняется танец с платками.

Ведущий1: Ребята мы вам показали часть этого праздника.

 

 


Теги: 5 класс, 6 класс, 7 класс, классный час, родина, спектакль, сценарий
Автор разработки:  Татьяна Николаевна Труфанова
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1196082 от 09.04.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.