Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


14.10.2016

Открытый урок по русскому языку "Бессоюзное сложное предложение"



Предмет: русский язык 

Учитель: Яскевич Светлана Викторовна
Тема:Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9
Продолжительность: 45минут
Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося; информационно-коммуникационная технология УМК под редакцией С.И.Львовой 


Цели:
§  Образовательные.
Организовать деятельность учащихся для:
ü обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
ü совершенствования умений находить БСП в тексте
§  Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  • правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

§  Воспитательные.
Создать условия для:
  • формирования интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
  • активизирования познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечения благоприятной психологической обстановки.

Методы: диалогический, коллективный,  самостоятельный, групповой
Тип: комбинированный     Оборудование: компьютер, учебник, раздаточный материал   Ход урока 1. Начало урока. «Разминка». Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.  Приём «Кроссворд»  (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока) 


Учитель:  отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока  неизвестной темой урока.

  Б   Е   С   С   О   Ю   З   Н   О   Е

1.     Приставка в слове беспокойный (бес-) 2.     Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз). 3.     Суффикс как в слове сонный (-Н-) 4.     Окончание прилагательного в ср.родеед.числа Учитель: в результате у нас получилось слово? - Ответы учащихся. Учитель: сформулируйте тему урока. - Ответы учащихся.  Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение» 2. Контрольно-подготовительный 1.     «Знаю – не знаю» Расставьте знаки препинания. Соедините стрелками соответствие

Сложносочинённое предложение Вы должны были, братья, устоять, как стена.
Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи.
Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..
Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.
Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.
Предложение с обращением Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

  3.  Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».  Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий. Приём «Цель и цели» Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с …  2)Учиться … Учащиеся формулируют цели урока. -Сообщение целей урока учителем.   5.     Изучение новой темы. Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал, составить кластер  и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком ? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях.


РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ( информация о тире в БСП) стр.264
5.1.Индивидуальная работа учащихся с материалом, проведение самопроверке по кластеру учителя. 5.2. Работа в группах. Подготовить рассказ о знаках препинания в БСП (с примером, самостоятельно подобранным или взятым из материалов §19-20), указать значение. (запись предложения на доске, аргументация постановки знаков препинания) 5.3. ФИЗМИНУТКА Просмотрите красивый видеоролик, который  позволит   отдохнуть, увидеть красоту цвета. 
5.4.    Составить БСП по просмотренному материалу (по группам) 5.5 Сравнение СПП и БСП
 - Можно ли данные предложения превратить в СПП?
Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию при чтении.
 ( Чтение получившихся предложений.(1 ученик))
 - Что изменилось?
(Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко)
 - Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?
(Из содержания простых предложений, входящих в БСП.
 Интонация. Различные знаки препинания (,  - : )
Подведем небольшой итог:
 Дайте определение БСП.
( БСП – это сложное предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно, без помощи союзов.)
6.Закрепление
1.Работа с текстом: наблюдение за расстановкой знаков препинания, выбор правильной интонации, выразительное чтение (1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям: – (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери. (8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора. (10)Он хлопнулменя по плечу: – (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться! (13)Одна интересная дама повернулась ко мне: – (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как урокисделает, включит магнитофон и слушает до вечера. – (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей. – (19)Дух противоречия, – убеждённо сказал другой. – (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей. – (22)О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо! – (25)Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался. (27)Семён Петрович решил переменить тему: – (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт? – (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама. (30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда: – (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского... – (32)3начит, «Соловья»? – спросила Катя. (33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском: – (35)Соловей мой, соловей, Чтоб ты сдохнул, Бармалей!.. – (36)Что? – растерянно пробормотала мама. (37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо: – (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости – тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..  (41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.  (По К. Шахназарову)*  * Шахназаров Карен Георгиевич (род.в 1952 г.) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 2. Работа с алгоритмом сочинения-рассуждения. 3. Напишите вступление к работе, используя клише. 4. Работа с текстом. Найдите бессоюзные предложения, выпишите номера этих предложений. Укажите смысловые отношения, используя кластер и материал учебника стр.263-264. 5. Сформулируйте 1 аргумент 6. Сформулируйте 2 аргумент. 7. Сделайте вывод. 7. Рефлексивный этап урока

Оценивание ПОПС-формула  
1.     Раскрытие смысла высказывания 2.     Представление и аргументация своей позиции (с опорой на теоретические положения и понятия курса, факты истории и современной жизни общества, собственный опыт). 3.     Уровень приводимых суждений и аргументов (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при конкретном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания ( с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни). П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения). О – ОБОСНОВАНИЕ (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции) П – ПРИМЕР (факты, иллюстрирующие ваш довод) С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).   Я считаю, что…   …потому, что…       …например, …   … поэтому…

9. Определение домашнего задания. Чтоб упрочить ваши знания, Даю домашнее задание. 1.     §21, записи в тетради. 2.     Упр. № 551 или №554     10. Выставление оценок  с использованием «Оценочного листа»


Теги: Предложение, знаки препинания, открытый урок, бессоюзное сложное предложение
Автор разработки:  Светлана Яскевич
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 785946 от 14.10.2016
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.