Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Открытый урок по русскому языку "Бессоюзное сложное предложение"
Предмет: русский язык
Учитель: Яскевич Светлана Викторовна
Тема:Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9
Продолжительность: 45минут
Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося; информационно-коммуникационная технология УМК под редакцией С.И.Львовой
Цели:
§ Образовательные.
Организовать деятельность учащихся для:
ü обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
ü совершенствования умений находить БСП в тексте
§ Развивающие:
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
- правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
§ Воспитательные.
Создать условия для:
- формирования интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
- активизирования познавательной деятельности учащихся;
- обеспечения благоприятной психологической обстановки.
Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный, групповой
Тип: комбинированный Оборудование: компьютер, учебник, раздаточный материал Ход урока 1. Начало урока. «Разминка». Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.
Б | Е | С | С | О | Ю | З | Н | О | Е |
1. Приставка в слове беспокойный (бес-) 2. Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз). 3. Суффикс как в слове сонный (-Н-) 4. Окончание прилагательного в ср.родеед.числа Учитель: в результате у нас получилось слово? - Ответы учащихся. Учитель: сформулируйте тему урока. - Ответы учащихся. Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение» 2. Контрольно-подготовительный 1. «Знаю – не знаю» Расставьте знаки препинания. Соедините стрелками соответствие
Сложносочинённое предложение | Вы должны были, братья, устоять, как стена. |
Простое предложение | Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи. |
Бессоюзное сложное предложение | Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. |
Предложение с однородными членами | Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. |
Сложноподчиненное предложение | Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. |
Предложение с обращением | Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. |
3. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова». Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий. Приём «Цель и цели» Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться … Учащиеся формулируют цели урока. -Сообщение целей урока учителем. 5. Изучение новой темы. Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал, составить кластер и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком ? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ( информация о тире в БСП) стр.264
5.1.Индивидуальная работа учащихся с материалом, проведение самопроверке по кластеру учителя. 5.2. Работа в группах. Подготовить рассказ о знаках препинания в БСП (с примером, самостоятельно подобранным или взятым из материалов §19-20), указать значение. (запись предложения на доске, аргументация постановки знаков препинания) 5.3. ФИЗМИНУТКА Просмотрите красивый видеоролик, который позволит отдохнуть, увидеть красоту цвета.
5.4. Составить БСП по просмотренному материалу (по группам) 5.5 Сравнение СПП и БСП
- Можно ли данные предложения превратить в СПП?
Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию при чтении.
( Чтение получившихся предложений.(1 ученик))
- Что изменилось?
(Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко)
- Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?
(Из содержания простых предложений, входящих в БСП.
Интонация. Различные знаки препинания (, - : )
Подведем небольшой итог:
Дайте определение БСП.
( БСП – это сложное предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно, без помощи союзов.)
6.Закрепление
1.Работа с текстом: наблюдение за расстановкой знаков препинания, выбор правильной интонации, выразительное чтение (1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям: – (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери. (8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора. (10)Он хлопнулменя по плечу: – (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться! (13)Одна интересная дама повернулась ко мне: – (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как урокисделает, включит магнитофон и слушает до вечера. – (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей. – (19)Дух противоречия, – убеждённо сказал другой. – (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей. – (22)О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо! – (25)Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался. (27)Семён Петрович решил переменить тему: – (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт? – (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама. (30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда: – (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского... – (32)3начит, «Соловья»? – спросила Катя. (33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском: – (35)Соловей мой, соловей, Чтоб ты сдохнул, Бармалей!.. – (36)Что? – растерянно пробормотала мама. (37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо: – (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости – тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!.. (41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова. (По К. Шахназарову)* * Шахназаров Карен Георгиевич (род.в 1952 г.) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 2. Работа с алгоритмом сочинения-рассуждения. 3. Напишите вступление к работе, используя клише. 4. Работа с текстом. Найдите бессоюзные предложения, выпишите номера этих предложений. Укажите смысловые отношения, используя кластер и материал учебника стр.263-264. 5. Сформулируйте 1 аргумент 6. Сформулируйте 2 аргумент. 7. Сделайте вывод. 7. Рефлексивный этап урока
Оценивание | ПОПС-формула | |
1. Раскрытие смысла высказывания 2. Представление и аргументация своей позиции (с опорой на теоретические положения и понятия курса, факты истории и современной жизни общества, собственный опыт). 3. Уровень приводимых суждений и аргументов (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при конкретном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания ( с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни). | П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения). О – ОБОСНОВАНИЕ (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции) П – ПРИМЕР (факты, иллюстрирующие ваш довод) С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции). | Я считаю, что… …потому, что… …например, … … поэтому… |
9. Определение домашнего задания. Чтоб упрочить ваши знания, Даю домашнее задание. 1. §21, записи в тетради. 2. Упр. № 551 или №554 10. Выставление оценок с использованием «Оценочного листа»
Теги: Предложение, знаки препинания, открытый урок, бессоюзное сложное предложение
Автор разработки: Светлана Яскевич
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 785946 от 14.10.2016
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|