На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


01.06.2020

Деепричастие как часть речи



Тема «Деепричастие как часть речи». Открытый урок.

Класс:7

Тип урока: урок – исследование

Цели урока:

Образовательные:

·    формировать умения находить деепричастия в тексте,

·    определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

Воспитательные:

·    воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),

·    воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

·    работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

·    работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

·    формировать языковое чутье,

·    развивать речевую культуру и речевое творчество.

Задачи урока:

Знать:

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;

2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Уметь:

1) отличать деепричастие от причастия;

2) разграничивать основное и добавочное действие;

3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.


Ход урока

I.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

Проверка домашнего задания.

Взвешенное решение , еще не сделанный чертеж , говорил неправду, неглубокая речонка , нерешенный вопрос, кипяченое молоко, высушенные грибы, покрашенные стены, летающий над морем, плачущий ребенок, нераспустившиеся цветы , изученные темы.

Повторение «Н и НН в страдательных причастиях», «Суффиксы действительных причастий».

Синтаксический разбор.

Деревья,осыпанные первым снегом, стояли в новом уборе. (Повест. ,невоскл., простое, осл. прич обор., двусоставное,распр.)


2.  Подготовка к восприятию нового материала.

На доске вы видите предложение:

Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой. (Слайд)

Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.


3.  Новая тема.

А) Беседа.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)

Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод:в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой. (Слайд)

Задание: найдите его основу и подпишите части речи

Какое действие стало основным? (шелестели)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)

Таким образом, слово  раскачиваясь обозначает добавочное действие.  Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.

Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. 


4. Составление кластера

Задание:Ребята, у нас сегодня будет не простой урок, а урок-исследование. А как лучше проводить исследование. Правильно, группами. Именно поэтому вы так сегодня рассажены.

Известный лингвист А.М.Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства».Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.

Каждая группа получает индивидуальное задание. Вы должны изучить предложенный вам материал, выбрать основное, записав его на цветной лист. После того, как вы будете готовы, один представитель от группы выйдет к доске, кратко расскажет то, что его группа исследовала, и прикрепит лист на доску.

Задание для групп.

1 группа: признаки глагола у деепричастия

2 группа: признаки наречия у деепричастия

3 группа: вывод

 

Учитель в это время прикрепляет центр доски напечатанное на листе слово «Деепричастие»

Отчет групп о проделанной работе.

 

5.Работа со стихотворением Р.Саути

Лодорский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь, 
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!


(Стихотворение «Лодорский водопад» было написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Андрея Шмульяна))

Почему можно считать это предложение текстом?

С какой целью автор использует деепричастия?(Слайд).

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные детали. Именно поэтому поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.


6. Отработка полученных знаний о деепричастии.

Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов-

-а-,(-я-);-в,-вши, -ши.

Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.

1.Немного лет тому назад, 
Там, где, сливаяся, шумят, 
Обнявшись, будто две сестры, 
Струи Арагвы и Куры, 
Был монастырь М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

 


2.Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном. А.С., Пушкин «Узник»

 

 

3.Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком. С. А. Есенин

 

4.Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром. Афанасий Фет



5.Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. «Весенняя гроза» Федор Тютчев



6.Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя, А. С. Пушкин «Зимний вечер»

 

7.Работа по составлению предложений

На слайде пословицы.

Не зная броду     не умоешься

Трус хвастает уходя      не узнаешь , что в нем.

Не замочив руки      тот вечно вздор твердит.

Зная сердце змеи      что стрелять не целясь.

Говорить не думая   не суйся в воду.

Кто не подумав говорит а смелый- возвращается.

Не развязав мешок    бог лишил ее ног.


Собери пословицы.


Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия.

1.Мать сидела, откинувшись в кресле.

2.Брат склонил голову и писал что-то.

3.Я открыл окно и залюбовался видом.

4.Выйдя из дома, человек направился к машине.

5.Берега,окружавшие озеро, густо поросли камышом.

6.Разложив игру, дети сели в кружок.

Ответ: 1,4,6.


8. Подведение итогов урока

Вопросы (Слайд)

С какой частью речи вы сегодня познакомились?

На какие части речи похоже деепричастие и чем?

Какие суффиксы бывают у деепричастий?

Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

Составление синквейна на тему «Деепричастие».


9.Домашнее задание. Упражнение 180.

10 Рефлексия.

 


Теги: 7 класс, деепричастие, конспекты уроков
Автор разработки:  Марина Ефимовская
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 6103074 от 01.06.2020
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.