Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Деепричастие как часть речи
Тема «Деепричастие как часть речи». Открытый урок.
Класс:7
Тип урока: урок – исследование
Цели урока:
Образовательные:
· формировать умения находить деепричастия в тексте,
· определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).
Воспитательные:
· воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),
· воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
· работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
· работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
· формировать языковое чутье,
· развивать речевую культуру и речевое творчество.
Задачи урока:
Знать:
1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;
2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.
Уметь:
1) отличать деепричастие от причастия;
2) разграничивать основное и добавочное действие;
3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.
Ход урока
I.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.
Проверка домашнего задания.
Взвешенное решение , еще не сделанный чертеж , говорил неправду, неглубокая речонка , нерешенный вопрос, кипяченое молоко, высушенные грибы, покрашенные стены, летающий над морем, плачущий ребенок, нераспустившиеся цветы , изученные темы.
Повторение «Н и НН в страдательных причастиях», «Суффиксы действительных причастий».
Синтаксический разбор.
Деревья,осыпанные первым снегом, стояли в новом уборе. (Повест. ,невоскл., простое, осл. прич обор., двусоставное,распр.)
2. Подготовка к восприятию нового материала.
На доске вы видите предложение:
Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой. (Слайд)
Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.
3. Новая тема.
А) Беседа.
Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)
Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)
Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)
Вывод:в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.
Б) Наблюдение.
А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:
Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой. (Слайд)
Задание: найдите его основу и подпишите части речи
Какое действие стало основным? (шелестели)
Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)
Таким образом, слово раскачиваясь обозначает добавочное действие. Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.
Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию.
4. Составление кластера
Задание:Ребята, у нас сегодня будет не простой урок, а урок-исследование. А как лучше проводить исследование. Правильно, группами. Именно поэтому вы так сегодня рассажены.
Известный лингвист А.М.Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства».Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.
Каждая группа получает индивидуальное задание. Вы должны изучить предложенный вам материал, выбрать основное, записав его на цветной лист. После того, как вы будете готовы, один представитель от группы выйдет к доске, кратко расскажет то, что его группа исследовала, и прикрепит лист на доску.
Задание для групп.
1 группа: признаки глагола у деепричастия
2 группа: признаки наречия у деепричастия
3 группа: вывод
Учитель в это время прикрепляет центр доски напечатанное на листе слово «Деепричастие»
Отчет групп о проделанной работе.
5.Работа со стихотворением Р.Саути
Лодорский водопад
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!
(Стихотворение «Лодорский водопад» было написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Андрея Шмульяна))
Почему можно считать это предложение текстом?
С какой целью автор использует деепричастия?(Слайд).
Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные детали. Именно поэтому поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.
6. Отработка полученных знаний о деепричастии.
Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов-
-а-,(-я-);-в,-вши, -ши.
Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.
Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.
1.Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
2.Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном. А.С., Пушкин «Узник»
3.Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком. С. А. Есенин
4.Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром. Афанасий Фет
5.Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. «Весенняя гроза» Федор Тютчев
6.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя, А. С. Пушкин «Зимний вечер»
7.Работа по составлению предложений
На слайде пословицы.
Не зная броду не умоешься
Трус хвастает уходя не узнаешь , что в нем.
Не замочив руки тот вечно вздор твердит.
Зная сердце змеи что стрелять не целясь.
Говорить не думая не суйся в воду.
Кто не подумав говорит а смелый- возвращается.
Не развязав мешок бог лишил ее ног.
Собери пословицы.
Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия.
1.Мать сидела, откинувшись в кресле.
2.Брат склонил голову и писал что-то.
3.Я открыл окно и залюбовался видом.
4.Выйдя из дома, человек направился к машине.
5.Берега,окружавшие озеро, густо поросли камышом.
6.Разложив игру, дети сели в кружок.
Ответ: 1,4,6.
8. Подведение итогов урока
Вопросы (Слайд)
С какой частью речи вы сегодня познакомились?
На какие части речи похоже деепричастие и чем?
Какие суффиксы бывают у деепричастий?
Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?
Составление синквейна на тему «Деепричастие».
9.Домашнее задание. Упражнение 180.
10 Рефлексия.
Теги: 7 класс, деепричастие, конспекты уроков
Автор разработки: Марина Ефимовская
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 6103074 от 01.06.2020
|

Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|