Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Конспект урока литературного чтения на родном (русском) языке. Алфавит
Урок литературного чтения на родном (русском) языке в 1 классе
Тема урока: «Алфавит».
Цели урока:
Образовательная:
· Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.
· Познакомить детей с историей Башкортостана, его достопримечательностями.
Развивающая:
· Формировать у детей универсальные учебные действия.
· Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи, внимание, мыслительные способности.
Воспитательная:
· Формировать интерес к изучению родного края.
· Воспитывать чувство гордости за свою Родину,
· Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы
Оборудование: презентация, проектор, карточки с заданиями, орфографические словари, цветок курая
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 2
Девиз урока: Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
II. Фонетическая зарядка.
1) Артикуляционная : «Лошадки», «Веселый маятник»
2) Чтение (на доске): кра- край
шко- баш-кор-тос-тАн
спу- рес-пУб-лика
дрУж-ба
3) Вставь гласные и прочитай слово: *ЛФ*В*Т | А А И (алфавит)
Р *Д*Н* |О И А (Родина)
4) Прочитай пословицу и объясни: Человек без книги, что пчела без цветка.
III. Сообщение темы урока. Целевая установка урока.
- Какие знания мы будем постигать на уроке, тему урока, определите по словам из фонетической зарядки (Алфавит, наш край, дружба, трудолюбие.
Пословица: Пчела без цветка не наберет мед, а человек без книги не получит знания
- Цель нашего урока - узнать об особенностях алфавита, как образовалось это слово, о его практическом использовании в жизни людей; узнаем новые сведения о нашем родном крае.
IV. Актуализация знаний.
1. Разгадывание загадки.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся! (буквы)
- Где живут буквы? (В алфавите) Слайд 3
- Что такое алфавит? (Если расположить буквы в определённом порядке, получится алфавит)
- В алфавите каждая буква занимает своё постоянное место.
V. Открытие нового знания.
1.Рассказ о происхождении слова «алфавит».
- Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита», в том алфавите букв было 43! -В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его. –Слово «азбука» от названия первых букв «аз» и «буки». В современном русском алфавите букв - ? (33!) - Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. - У каждого народа свой язык и свои буквы и алфавиты. (Слайд 4) Вот, к примеру, башкирский алфавит, который вы будете изучать на уроках башкирского языка. В нем 42 буквы!, а в английском – 26.
2.Упражнение на ориентирование в алфавите.
- Предлагаю, используя алфавит, отгадать слово:
- Найди вторую букву алфавита (Б)
- Найди первую букву (А)
- Найди букву в алфавите, которая следует за буквой Ч (Ш)
- найди 12 –ю букву (К)
- Эта буква 10-я (И)
- Букву, которая идёт перед буквой С (Р)
- буква следует за буквой З (И)
- это последняя буква в слове – последняя и в алфавите (Я)
- Проверьте слово: БАШКИРИЯ. (Слайд 5)
- Продолжите: Башкирия – это (республика, в которой мы живем)
- Вот так, играя, используя алфавит, можно составлять слова.
3.Работа со словарем
- Для чего, почему так важно знать порядок букв в алфавите?
- для составления различных справочников, документов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей. Необходим алфавит и при составлении разных словарей (показать орфографический словарь) - Например, нам нужно написать слово «РЕСПУБЛИКА», а мы не знаем, как правильно пишется это слово?- Как поступить в этом случае? (Найти слово в словаре).
- Где в таком огромном словаре найти, слово «РЕСПУБЛИКА»?
- (найти в словаре букву Р).
- ? - Так почему так важно знать порядок расположения букв? Где это может пригодиться в жизни? (Чтобы быстро находить нужную информацию)
4.Сообщение о Башкортостане.
- Мы уже начали разговор о нашем крае, Башкирии, республике Башкортостан. В марте 2019 года отмечается 100-летие со дня образования Республики Башкортостан. Это будет настоящим праздником для всех людей, которые любят и гордятся своей родиной, необъятной красотой башкирской земли.- как называется «круглая дата» ? ЮБИЛЕЙ.
- Давайте поздравим свою республику хорошими знаниями.
(ученик читает стихотворение)
Башкортостан мой край родной! Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля – всё это ты, любимая земля!
(Музыка. Курай )
- Какой музыкальный инструмент вы услышали?
Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка (курай)! (Слайд 6)
- Да, правильно – это курай (показ инструмента). Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Его изготавливают из тростника: выбирают гладкий, пустой и чистый тростник и вырезают в нём 5-6 отверстий. Длина курая 57-81 см.
- предлагаю собрать свой цветок курая из лепестков с заданиями. Лепесток 1-й
VI. Закрепление. Формирование умений и навыков.
1 Коллективная работа
Лепесток 2-й: «Назвать предметы на картинках» . (слайд 7)
(курай, пчела, юрта, джигит, шихан)
- Назовите в алфавитном порядке слова:
джигит – башкирский воин, богатырь,
курай,
пчела,
шихан - гора-одиночка из известняка, останков морских обитателей
Юрактау «гора-сердце»
Слайд 8 юрта - Башкиры в давние времена были кочевым народом, они постоянно переезжали с места на место, т. е. кочевали. Поэтому дома их были не прочными и быстро легко собирались, а назывались они юрта.
- объяснить значение слов.
-составить предложения с данными словами
Лепесток 3-й: « Поработайте в группах и составь из слов предложения»
1) республике, живём, в, мы, Башкортостан
2) красива, края, Как, нашего, природа
(Мы живем в республике Башкортостан. Как красива природа нашего края! )
Лепесток 4-й: «Разгадай ребус» (Слайд 9)
УРА Р=Ф (Уфа)
- Что можете рассказать? (Уфа – столица Башкортостана) (Слайд 10)
(ученик читает стихотворение)
Новый день над городом рождается и по свету катится волна:
С монумента Дружбы город начинается, с дружбы начинается Уфа.
2. Групповая работа, работа в парах (разноуровневая работа)
- Предлагаю поработать в группах, получите задания:
«Прочитайте слова на карточках , расположите их в алфавитном порядке»:
Лепесток 5-й:
Уфа, Мелеуз, Стерлитамак, Ишимбай, Октябрьский, Туймазы, Белебей, Ашкадар.
Лепесток 6-й: Нордовка, Варварино, Тихоновка, Дмитриевка, Салават.
Лепесток 7-й:
Ашкадарская, Коммунистическая, Мира, Специалистов, Парковая, Молодежная, Заречная, Степная
Проверка:
Слайд 11. Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Октябрьский, Стерлитамак,
Туймазы, Уфа
- что обозначают эти слова ? (названия городов Башкортостана)
- Найдите «лишнее» слово ( река Ашкадар)
- назвать другие города Башкортостана
Слайд 12. Варварино, Дмитриевка, Нордовка, Тихоновка,
- что обозначают эти слова ? (названия сел и деревень Башкортостана, в которых живут ребята нашего класса)
- Найдите «лишнее» слово ( город Салават)
Слайд 13. Ашкадарская, Гагарина, Заречная,Коммунистическая,
Мира, Молодёжная, Парковая, Специалистов, Степная
- что обозначают эти слова ? (названия улиц в с.Нордовка)
- Какой улицы нет на карточке? (Гагарина)
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
1.- Наш урок подходит к концу. Выполняя задания, изучая алфавит, мы собрали цветок курая – символ дружбы. Он изображен на флаге и гербе нашей республики.
- Почему нам удалось это сделать? (Работали все, дружно, вместе, помогали друг другу)
- Сколько лепестков составили цветок курая?
- 7 лепестков – это 7 башкирских семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Семь лепестков символизируют единство, дружбу народов, которые живут в Башкортостане.- Давайте вместе прочитаем:
Слайд 14. Тайны грамоты хранит
Наш приятель Алфавит.
Мы по Азбуке шагали,
Край родной свой изучали.
2. – Начиная наш урок, мы поставили цель узнать об алфавите, о своем крае.
- Как вы считаете, мы достигли этих целей?
Закончите фразы:
- «Сегодня узнал(а), что …» ( Алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.)
- «Было интересно….»
- Для чего вам эти знания?
- Вы довольны своей работой?
3. - Хочу вам , ребята, пожелать:
- Изучайте свой край, любите, гордитесь, берегите, прославляйте своими добрыми делами.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам. Нужно выучить алфавит!
Чтобы вы лучше запомнили алфавит, вам - “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.
– Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.
Теги: 1 класс, алфавит
Автор разработки: Оксана Карпухина
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал / Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4925669 от 07.11.2019
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|