Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


07.11.2019

Конспект урока литературного чтения на родном (русском) языке. Алфавит



Урок литературного чтения на родном (русском) языке  в 1 классе            

Тема урока: «Алфавит».

Цели  урока:

Образовательная:

·   Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.

·   Познакомить детей с историей Башкортостана, его достопримечательностями.

Развивающая:

·   Формировать у детей универсальные учебные действия.

·   Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи, внимание, мыслительные способности.

Воспитательная:

·   Формировать интерес к изучению родного края.

·   Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

·   Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы

Оборудование: презентация, проектор, карточки с заданиями, орфографические словари,  цветок курая

 

Ход урока.

 

I.  Организационный момент.   Слайд 2

    Девиз урока:   Тот, кто хочет много знать,

       Должен сам все постигать!

 

II. Фонетическая зарядка.

1)     Артикуляционная : «Лошадки», «Веселый маятник»

2)    Чтение (на доске): кра-   край   

шко-    баш-кор-тос-тАн

спу-  рес-пУб-лика

  дрУж-ба

3)     Вставь гласные и прочитай слово:    *ЛФ*В*Т  | А А И (алфавит)

  Р *Д*Н*    |О И А   (Родина)

 

4)    Прочитай пословицу и объясни:     Человек без книги, что пчела без цветка.

 

III. Сообщение темы урока. Целевая установка урока.

- Какие знания мы будем постигать на уроке, тему урока, определите по словам из фонетической  зарядки (Алфавит, наш край, дружба, трудолюбие.

Пословица: Пчела без цветка не наберет мед, а человек без книги не получит знания   

 

- Цель нашего урока -  узнать об особенностях алфавита, как образовалось это слово, о его практическом использовании в жизни людей; узнаем новые сведения  о нашем родном крае.

 

IV. Актуализация знаний.

1.     Разгадывание загадки.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!    (буквы)

 

- Где живут буквы? (В алфавите)   Слайд 3

 

- Что такое алфавит? (Если расположить буквы в определённом порядке, получится алфавит)

- В алфавите каждая буква занимает  своё постоянное место.

 

V. Открытие нового знания.

1.Рассказ о происхождении слова «алфавит».

- Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита», в том алфавите букв было 43! -В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.  –Слово «азбука» от названия первых букв «аз» и «буки». В современном русском алфавите букв -  ? (33!) - Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. - У каждого народа свой язык и свои буквы и алфавиты. (Слайд 4) Вот, к примеру, башкирский алфавит, который вы будете изучать на уроках  башкирского языка. В нем 42 буквы!, а в английском – 26.

 

2.Упражнение на ориентирование в алфавите.

- Предлагаю, используя алфавит, отгадать  слово:

- Найди вторую букву алфавита  (Б)

- Найди первую букву (А)

- Найди  букву в алфавите, которая следует за буквой Ч (Ш)

- найди 12 –ю букву (К)

- Эта буква  10-я (И)

- Букву, которая идёт перед буквой С (Р)

- буква   следует за буквой З (И)

- это последняя буква в слове – последняя и в алфавите (Я)

- Проверьте  слово:    БАШКИРИЯ.  (Слайд 5)

- Продолжите:  Башкирия – это (республика, в которой мы живем)

- Вот так, играя,  используя алфавит, можно составлять слова.

 

3.Работа со словарем

-  Для чего, почему так важно знать порядок букв в алфавите?

- для составления различных справочников, документов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей. Необходим алфавит и при составлении разных словарей (показать орфографический словарь) - Например, нам нужно написать слово «РЕСПУБЛИКА», а  мы не знаем, как правильно пишется это слово?

 - Как поступить в этом случае? (Найти слово в словаре).

- Где в таком огромном словаре найти, слово «РЕСПУБЛИКА»?

- (найти в словаре букву Р).

 

- ? - Так почему так важно знать порядок расположения букв? Где это может пригодиться в жизни? (Чтобы быстро находить нужную информацию)

 

4.Сообщение о Башкортостане.

- Мы уже начали разговор о нашем крае, Башкирии, республике Башкортостан.  В марте 2019 года отмечается 100-летие со дня образования Республики Башкортостан. Это будет настоящим праздником для всех людей, которые любят и гордятся своей родиной, необъятной красотой башкирской земли.

- как называется «круглая дата» ? ЮБИЛЕЙ.

- Давайте поздравим свою республику хорошими знаниями.

(ученик читает стихотворение)

Башкортостан мой край родной! Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля – всё это ты, любимая земля!

 

(Музыка. Курай )

- Какой музыкальный инструмент вы услышали?

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка (курай)!   (Слайд 6)

- Да, правильно – это  курай (показ инструмента). Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Его изготавливают из тростника: выбирают гладкий, пустой и чистый тростник и вырезают в нём 5-6 отверстий. Длина курая  57-81 см.

 

- предлагаю собрать свой цветок курая из лепестков с заданиями. Лепесток 1-й

 

VIЗакрепление. Формирование умений и навыков.

1 Коллективная  работа

 

Лепесток 2-й: «Назвать предметы на картинках» .   (слайд 7)

(курай, пчела, юрта, джигит, шихан)   

- Назовите в  алфавитном порядке слова:

джигит – башкирский воин, богатырь,

курай,       

      пчела,

      шихан - гора-одиночка из известняка, останков   морских обитателей

Юрактау   «гора-сердце»

 Слайд 8  юрта -  Башкиры в давние времена были кочевым народом, они постоянно переезжали с места на место, т. е. кочевали. Поэтому дома их были не прочными и быстро легко собирались, а назывались они юрта.

 

- объяснить значение слов.    

-составить предложения с данными словами

 

Лепесток 3-й: « Поработайте в группах и составь из слов предложения»

1) республике,   живём,  в,  мы,    Башкортостан 

2) красива,  края,  Как,  нашего,  природа      

 

    (Мы живем в республике Башкортостан.   Как красива природа нашего края! )

 

 

Лепесток 4-й: «Разгадай ребус»     (Слайд  9)

 УРА    Р=Ф    (Уфа)

- Что можете рассказать? (Уфа – столица  Башкортостана) (Слайд 10)

    (ученик читает стихотворение) 

     Новый день над городом рождается и по свету катится волна:

     С монумента Дружбы город начинается, с дружбы начинается Уфа.

 

2.  Групповая работа, работа в парах (разноуровневая работа)

 

- Предлагаю поработать в группах, получите задания:

«Прочитайте слова на карточках , расположите их в алфавитном порядке»:

 

Лепесток 5-й:

 Уфа, Мелеуз, Стерлитамак, Ишимбай, Октябрьский, Туймазы, Белебей, Ашкадар.

 

Лепесток 6-й: Нордовка, Варварино, Тихоновка, Дмитриевка, Салават.

 

Лепесток 7-й:

Ашкадарская, Коммунистическая, Мира, Специалистов, Парковая, Молодежная, Заречная, Степная

 

Проверка:

 

Слайд 11.     Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Октябрьский, Стерлитамак,  

    Туймазы, Уфа

 

- что обозначают эти слова ? (названия городов Башкортостана)

- Найдите «лишнее» слово ( река Ашкадар)

- назвать другие города Башкортостана

 

Слайд 12.     Варварино, Дмитриевка, Нордовка, Тихоновка,

 

- что обозначают эти слова ? (названия сел и деревень Башкортостана, в которых живут ребята нашего класса)

- Найдите «лишнее» слово ( город Салават)

 

Слайд 13.     Ашкадарская, Гагарина, Заречная,Коммунистическая,  

Мира, Молодёжная, Парковая, Специалистов, Степная

 

- что обозначают эти слова ? (названия улиц в с.Нордовка)

- Какой улицы нет на карточке? (Гагарина)

 

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

1.- Наш урок подходит к концу. Выполняя задания, изучая алфавит, мы собрали цветок курая – символ дружбы. Он  изображен на флаге и гербе нашей республики.

 

- Почему нам удалось это сделать? (Работали все, дружно, вместе, помогали друг другу)

- Сколько лепестков составили цветок курая?

- 7 лепестков – это 7 башкирских семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.  Семь лепестков символизируют единство, дружбу народов, которые живут в Башкортостане.

- Давайте вместе прочитаем:

Слайд 14.    Тайны грамоты хранит

   Наш приятель Алфавит.

    Мы по Азбуке шагали,

   Край родной свой изучали.


2.Начиная наш урок, мы поставили цель узнать об алфавите, о своем крае.

    - Как вы считаете, мы достигли этих целей?

 

Закончите фразы:

- «Сегодня  узнал(а),  что …»  ( Алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.)   

- «Было интересно….»

- Для чего вам эти знания?

- Вы довольны своей работой?

 3. - Хочу вам , ребята, пожелать:

- Изучайте свой край, любите,  гордитесь, берегите, прославляйте своими добрыми делами.

 

Ты эти буквы заучи. 
Их три десятка с лишком. 
А для тебя они – ключи 
Ко всем хорошим книжкам.
Нужно выучить алфавит!

 

Чтобы вы лучше запомнили алфавит, вам - “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.

 

 

– Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

 


Теги: 1 класс, алфавит
Автор разработки:  Оксана Карпухина
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал / Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4925669 от 07.11.2019
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.