На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


06.11.2019

Урок на тему "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"



Конспект урока литературы  в 5 классе по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»   Тема урока: Добро и зло в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цель урока: раскрытие нравственного смысла сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Задачи урока:  

Образовательные:1) рассмотреть категории добра и зла на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; 2) продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; Воспитательные: 1) формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты. Развивающие: 1) развивать навыки исследовательской деятельности Оборудование урока: 1)   ПК, мультимедийный проектор; 2)   компьютерная презентация, иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», учебник, тетрадь Образовательная технология: технология развивающего обучения.

Тип урока: урок-исследование

  Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время I. Организационный момент

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро" 
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

– Давайте и мы улыбнемся друг другу.

Пусть   наше утро озарится светом

добрых улыбок.

Рассказываю о работе в группах.

Настраиваются на учебу. Получают материал, необходимый для работы. 1 мин II. Этап актуализации известного способа действия Рассмотрите иллюстрации к литературному произведению. Скажите, кто его автор и как называется произведение. Найдите к иллюстрациям нужный эпизод в сказке, зачитайте его. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».   Работают с текстом сказки, находят соответствие иллюстрациям в тексте, зачитывают эпизоды. 4 мин.   Что такое сказка?       На какие два вида можно поделить все сказки? Авторские и народные     К каким сказкам можно отнести сказку А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»? Почему? К авторским, так как написал А. С. Пушкин.     Почему Пушкин любил этот жанр устного народного творчества? Ещё в детстве няня Арина Родионовна Яковлева привила Пушкину любовь к сказкам     Что мы узнали о данной сказке и её героях на прошлом уроке? Рассказывают коротко о сюжете, главных героях.   III. Определение совместной цели деятельности Посмотрите на экран (на экране фотографии двух героев из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»: злого синьора Помидора и доброго Чиполлино). Здесь тоже представлены герои одного из литературных произведений. Скажите, что можно сказать о характере данных героев по их лицу? Один добрый, другой – злой. 1,5 мин.   Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? О добре и зле. О добрых и злых героях.     Запишите тему урока в тетрадь: «Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»».     IV.   Этап выдвижения гипотез и планирования действий по их проверке Сегодня на уроке мы с вами должны доказать или опровергнуть знакомое нам выражение: «В сказках добро всегда побеждает зло». Что мы для этого должны сделать? (Строим алгоритм работы) Строят алгоритм работы: 1. Узнать по словарю, что такое ДОБРО и ЗЛО. 2. Найти в сказке добрых и злых героев, охарактеризовать их. 3. Сравнить добрых и злых героев на примере некоторых из них. 4. Проследить по тексту сказки, что погибает: добро или зло? 5. Сделать вывод о том, добро победило в сказке или зло. 1 мин Проверка д/з Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в словарях значение слов «добро» и «зло». Ученики зачитывают определения терминов из словарей. 2 мин.   Я тоже подготовилась и нашла следующие определения данных слов. Добро – это то, что хорошо, полезно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье. (Школьный философский словарь).       Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Да. Добро и зло – противоположные понятия.     Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и увидели, как Пушкин показывает добро и зло в своей сказке.     V. Поиск недостающего способа действия     26 мин. 1. Работа в группах Пользуясь текстом сказки, попытайтесь распределить всех героев сказки на добрых и злых. Объясните, почему? Работают в группах (4 группы по 6 человек) 4 мин. 2. Проверка выполнения задания   Выступают по 1 человеку от группы. Защищают свои работы. 3 мин.   Каких героев больше в сказке: положительных или отрицательных? Положительных.   Физкультминутка

Солнце спит, и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.) 
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.) 
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.) 
Небо тучей заволок (Закрыли лицо руками.) 
И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.) 
Дождь по крышам застучал. (Прыжки на месте.) 

Выполняют упражнения. 1 мин.   Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика добра и зла? Царевны и царицы-мачехи.   3. Вторая часть д/з - проверка Для того чтобы представить образы царевны и царицы, обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов царевны и царицы. Учащиеся представляют словесные портреты (по 1 человеку от группы: 1, 3 группы – портрет Царевны, 2, 4 группы – портрет Царицы). 5 мин 4. Работа в группах Выпишите из текста сказки определения, характеризующие героинь, в таблицу
  Царица Царевна
Внешность высока белолица
Поведение, характер    
Цвет    
Отношение друг к другу    
Работают в готовых таблицах.   10 мин. VI. Контроль и оценка найденного способа действия   Самопроверка (сравнивают с таблицей на экране)
  Царица Царевна
Внешность высока стройна бела белолица черноброва
Поведение, характер Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая Красавица-душа, милая, приветливая
Цвет чёрный Белый, красный
Отношение друг к другу Ненависть, зависть Даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается отомстить
2 мин   Почему Царица решила погубить Царевну? Царица-мачеха считает себя самой красивой, а Царевна становится её соперницей, потому что волшебное зеркальце сообщило, что падчерица «милее и белее», чем она. 1 мин   Какими словами вы можете выразить отношение Царицы к Царевне? Ненависть, зависть.     Обладает ли добрый человек такими чувствами? Нет, эти чувства характерны для злых людей.     В сказках у добра всегда много помощников, а зло одиноко. Так ли это? Да. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.     Что же происходит в сказке со злой мачехой? Она умирает.     Найдите в тексте строки, в которых говорится о последних минутах её жизни. Прочитайте выразительно. Зачитывают строки: «… Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут её тоска взяла, И царица умерла».     Пять раз в сказке царица названа злой, но справедливость восстановлена. Как восстановлена? Добро торжествует.     Обратите внимание ещё раз на нашу гипотезу: «Добро всегда побеждает зло». Согласны вы с данными словами или нет? Да. Царица в сказке умирает, а Царевна оживает. Значит, Добро победило Зло.   Д/з 1.Выбрать для чтения наизусть понравившийся эпизод, выучить его. 2.Нарисовать иллюстрацию к сказке. Найти пословицы и поговорки о добре или зле. 3.Письменно ответить на вопрос: «Считаете ли вы себя добрыми?» Выполнить на выбор   Выполняют на выбор 2 мин Оценивание Оцените, пожалуйста, в своих группах вашу работу на уроке. Учащиеся в своих группах дают оценку деятельности по её результатам в оценочных листах (оценивание результатов деятельности своих товарищей происходит на протяжении всего урока, в конце урока выставляют итоговую оценку) 2 мин VII. Рефлексия На экране три смайлика: 1 - было скучно, 3 - всё здорово, 2 - есть вопросы. Выберите один из них, соответствующий вашему настроению и самочувствию в данный момент. (Проверяю по поднятым карточкам: 1, 2, 3).   1 мин

Теги: 5 класс, добро и зло, Пушкин, сказка
Автор разработки:  Ольга Толмачёва
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4920000 от 06.11.2019
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Мария Телицина
Добрый день! Вызывает вопрос ОБЪЕМ домашнего задания!
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.