На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


05.11.2019

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Конспект урока



Конспект урока литературы в 6 классе   по теме "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" Цель урока: создание условий для расширения представлений о мотиве одиночества в творчестве русского поэта  М.Ю. Лермонтова  и причинах его возникновения. Задачи урока:  образовательные: дать понятие о мотиве в лирике; формировать навыки анализа поэтического текста; развивающие: развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; воспитательные: прививать любовь к классической поэзии,  ценностное отношение к своему культурному наследию; способствовать развитию ассоциативного мышления.

Технология: технология развивающего обучения

Тип урока:  комбинированный урок

Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, рабочие тетради по литературе, фонохрестоматия, раздаточный печатный материал

Ход урока

Организационный момент (проверить готовность класса к уроку) -2 мин

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – 3 мин

Ребята, чтобы настроиться на наш сегодняшний урок, я предлагаю вам прослушать романс «Белеет парус одинокий». (Слайд 1)

После прослушивания ребятам задаётся вопрос: «На чьи стихи написан этот романс?»

 Какие чувства  вызвало это произведение у вас? (жалости, тоски) Почему? (ответы учащихся: ему очень одиноко, вокруг море, шторм, он в далёком краю, он далеко от дома.)

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – 3 мин

Действительно, стихотворение «Парус», с которым вы знакомились в 5классе, проникнуто чувством грусти, отрешённости. Ребята, давайте вновь  обратимся к лермонтовским стихотворениям. Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки из лермонтовских  стихотворений, знакомых и незнакомых им.  (Слайд 2)

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

Запишите данные слова в тетрадь.

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение существительного одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы) ( Слайд 3)

Одиночество- чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей;

Одиноко  -    когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

Одинокий  – отделённый от других подобных, без других, себе подобных, без близких;

 Один - обособленный от других, оставшийся или существующий без других.     

Какой вывод вы можете сделать?   (Чувством одиночества пронизаны многие поэтические произведения М.Ю. Лермонтова)   

3. Этап выявления места и причины затруднения - 3 мин

Для нашего сегодняшнего урока вам было необходимо обратиться к словарям, в том числе и к литературоведческим, чтобы выяснить значение слова МОТИВ.

  Учащиеся зачитывают свои ответы.  Формулируется общий ответ:  мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии. (Слайд 4)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения - 4 мин

Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Для этого у  нас есть ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, одиночество, мотив. (Ребята самостоятельно формулируют тему)

Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова” (Запись темы урока в тетрадь)

Скажите, а с какой целью мы будем работать по данной теме?  ( Чтобы узнать стихотворения, в которых звучит мотив одиночества; почему этот мотив преобладает в творчестве поэта; выяснить, почему Лермонтову было так одиноко в жизни) (Слайд 5)

5. Этап реализации построенного проекта -  10 мин

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о произведениях поэта, ещё раз вспомним, что нам уже известно о нём и, возможно, откроем для себя ещё что-то новое.

Ребята работают в группах: анализируют стихотворение, сравнивают, делают выводы

1группа - стихотворение «Утёс»  (Слайд 6)

Анализ стихотворения ( для каждой группы план распечатан)

-Подготовить выразительное чтение стихотворения;

- Что почувствовали, когда читали стихотворение? Какое настроение передаёт это стихотворение? Какая интонация звучит в стихотворении?

- О чём это стихотворение?    

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? Какие ассоциации возникают с этими образами?

- Какие качества они олицетворяют?

     
ТУЧКА УТЁС
Подберите яркие определения:

Подберите яркие определения:

Воздушная, лёгкая, парящая, беспечная. Беззаботная, легкомысленная Тяжёлый, могучий, суровый, неприступный, неподвижный, одинокий
Какой эпитет в стихотворении придаёт образу привлекательность: ЗОЛОТАЯ Какой эпитет придаёт образу мудрость и одухотворяет его: СТАРЫЙ
 

- Похожи они или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)

-Какой основной мотив стихотворения?

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (эпитеты,   олицетворение. Со всеми этими понятиями учащиеся знакомились,  когда работали со стихотворением “Белеет парус одинокий…”)

-На какие знаки препинания обратим внимание? Что они выражают?

2 группа – «Листок»

   Анализ стихотворения (для каждой группы план распечатан)

- Выразительное чтение стихотворения;

-Что почувствовали, когда слушали стихотворение? Какое настроение передаёт это стихотворение? Какая интонация звучит в стихотворении?

- О чём это произведение? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)

Какие образы создаёт поэт в стихотворении?

- Как показаны бесприютность и одиночество листка? Какие слова помогают увидеть это? (Родимый, гонимый, докатился)

- Почему чинара не хочет приютить странника?

 -Какой основной мотив стихотворения?

-Как построено стихотворение? Каким приёмом воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении.

-На какие знаки препинания обратим внимание? Что они выражают?

3 группа – « На севере диком»

Анализ стихотворения  (для каждой группы план распечатан)

-Выразительное чтение стихотворения;

-Что почувствовали, когда слушали стихотворение? Какое настроение передаёт это стихотворение? Какая интонация звучит в стихотворении?

- О чём это стихотворение?

Какие центральные образы вы увидели в произведении? Охарактеризуйте их.

-Какой основной мотив стихотворения?

Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества?  Найдите их в стихотворении.

-На какие знаки препинания обратим внимание? Что они выражают?

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем и закроем все глаза.

Наступает, наступает, наступает тишина.

Мы немножко отдохнем, встанем, глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед, начинаем тихий ход.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко, всем становится легко

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи-6мин

Стихотворение читается  1 учащимся из группы.

Каждая группа отвечает по предложенному плану.

Две другие группы внимательно слушают отвечающего и фиксируют в таблице ответы.

(таблица распечатана для каждого учащегося)   Слайд 7

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону - 2 мин

 Название стихотворения

Настроение в стихотворении 

Основные образы 

Интонация, знаки препинания

 Изобразительно-выразительные средства

 «Листок»

 

 

 

 

 «На севере диком…»

 

 

 

 

  «Утёс»

 

 

 

 

 

Ребята сверяют свои записи  с таблицей-эталоном  (Слайд 8)

8. Этап включения в систему знаний и повторения 2 мин

Ребята, мы начали наш сегодняшний урок с романса «Белеет парус одинокий» на стихи М.Ю. Лермонтова. Вспомните, какую цель мы с вами ставили в начале урока? (Узнать стихотворения, в которых звучит мотив одиночества; почему мотив одиночества преобладает в творчестве поэта, выяснить, а почему Лермонтову было так одиноко)

- Вспомните биографию Лермонтова. На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения (Это были ощущения поэта, он писал о себе, как в стихотворении “Белеет парус одинокий…” или “Тучи”) - Как вы понимаете значение слова исповедь? Подберите однокоренные слова. (Учащиеся дают ответы: исповедать,  исповедаться, исповедальный, то есть, рассказать о том, о чём не всем расскажешь, о самом сокровенном, о том, что у человека в душе) Слайд 9 - Можно ли стихотворения поэта назвать исповедью! (Да) - Как всякий настоящий поэт, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его и как поэта, и как человека.

Обратимся к предложенной таблице и ответим на вопрос:

Какие поэтические образы помогают создать чувство одиночества в приведённых строчках стихотворений? (Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, парус, утёс) Слайд 10

Какие выводы можно сделать, рассматривая данную таблицу?

В результате исследований темы одиночества в лирике М. Лермонтова мы пришли к выводу, что она выражается через отдельные предметы, явления, выражающие одинокую жизнь. Также выражается через интонацию стихотворений. Все они несут печальный оттенок. Также выражается через вопросительные предложения, многоточия. Все это является следствием какой-то недосказанности, обреченности.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и домашнее задание – 5 мин

Наш урок подходит к концу. Я прошу вас выразить своё отношение к уроку с помощью законченных предложений: Слайд 11

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

 2. было интересно…

3. было трудно…

 4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

14. урок дал мне для жизни…

13. меня удивило…

15. мне захотелось…

 

Домашнее задание (совмещает в себе элементы творческой и поисковой работы). Слайд 12 1)    Подготовить страничку к будущему лирическому сборнику “Стихи М.Ю.Лермонтова о душе” (или “Стихи об одиночестве”)” Почитайте дома другие стихи М.Ю.Лермонтова, выберите те, где бы ведущим мотивом был мотив одиночества. 2)    Нарисуйте иллюстрации к этим стихотворениям (формат А4) и на этом же листе напишите отрывок из текста стихотворения.    3) Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, прочитанных сегодня на уроке. (На выбор)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. План-анализ стихотворения

2. Таблица для каждого учащегося


Теги: 6 класс, мотив одиночества, Лермонтов, литература, конспект урока
Автор разработки:  Елена Порфирьева
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4914925 от 05.11.2019
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.