ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


05.11.2019

Материалы к уроку по анализу романа Леонида Юзефовича "Казароза"



ГРУСТНАЯ И КРАСИВАЯ КНИГА Об авторе Леонид Абрамович Юзефович родился 18 декабря 1947 года в Москве в семье служащего. Детство и юность прожил в Перми, где в 1970 году окончил исторический факультет университета. Служил в армии в Забайкалье. С 1975 года работает учителем истории в средней школе. Кандидат исторических наук, автор нескольких научных публикаций и монографий. Печатается с 1977 года (повесть «Обручение с вольностью» в журнале «Урал»). Широкую известность у читающей публики получил как автор серии исторических детективов о сыщике Путилине. В 2001 году стал лауреатом премии «Национальный бестселлер» за роман «Князь ветра». Написал сценарии к нескольким фильмам («Гибель империи», «Казароза», «Сыщик Путилин» и др.). Член Союза писателей СССР с 1984 года. «Я не мыслитель, и мое понимание жизни растворено в подробностях самой жизни». «Прошлое может многое сказать о настоящем не потому, что похоже на него, а потому, что в нем заметнее вечное», (из интервью с Захаром Прилепиным. 2007 г.)

О романе Роман «Казароза» впервые был напечатан в 2002 году, хотя еще в 1990 году был издан первый вариант этого произведения – повесть «Клуб «Эсперо»». В одном из интервью автор рассказывал: «Роман… родился из моих бесконечных папок с выписками из газет и архивных документов, в которых, как мне кажется, я сумел уловить ту трудноопределимую субстанцию, обычно называемую духом времени». («Газета», 25.07.02) Читатель попадает в губернский город Пермь 20-х годов. Действие детективного романа разворачивается на фоне политического и бытового хаоса. Страну лихорадит от зверств и неразберихи гражданской войны. В городе организован клуб любителей языка эсперанто. Во времена строительства нового мира это изобретение Заменгофа весьма популярно среди молодежи. Один из идейных руководителей движения эсперантистов Свечников приглашает выступить на заседании клуба молодую певицу Зинаиду Казарозу, приехавшую на гастроли из Петербурга. Прямо на сцене женщину убивают. Влюбленный в нее Свечников решает во что бы то ни стало найти убийцу. Версии о политическом заговоре эсеров, коварной мести противников эсперанто оказываются несостоятельными. Мистика и романтика отступают в финале перед банальной и в этой банальности жестокой правдой жизни: прекрасная маленькая женщина убита случайно неприметным, жалким человеком, которого читатель в водовороте сюжета даже не замечает. «Казароза» - грустная и красивая книга. Пожалуй, так могу определить свое ощущение, возникшее сразу после прочтения. Такое щемящее чувство появляется, например, в те минуты, когда старые люди рассказывают о своей мятежной молодости, перебирая пожелтевшие фотографии. Так и в романе: события 20-х годов переданы через воспоминания постаревших героев, встретившихся ненадолго в 75-ом. Но для современного читателя и 70-е - «дела давно минувших дней», поэтому время, в котором происходят основные события, воспринимается как «прошлое в прошлом», уходящее в вечное. К вечности отсылают читателя и библейские образы. «Рассказывали, что он (белый генерал Укко-Уговец) отказался от Георгиевского креста, которым Колчак наградил его за взятие города. Русский орден не мог быть ему наградой в братоубийственной войне. На следующий день после победы он вечером говорил речь с паперти Спасо-Преображенского собора, тысячная толпа теснилась вокруг, а над Камой, над ее ледяным простором, стояла кровавая от тридцатиградусного мороза полная луна. Из пятен на лунном диске складывались две фигуры: Каин, вечно убивающий Авеля». Мотив смерти возникает в самом начале произведения, с первых строк, рисующих картину речного берега, усеянного мертвыми бабочками-поденками. В первой же главе читатель узнает о том, что героиня будет убита «неделю спустя, 1 июля». Смерть (которой много в романе) не вызывающе ужасна, не леденит душу загробным холодом. Она воспринимается как неизбежность, трагическая и таинственная, погружает в размышления о бренности бытия и смысле жизни. И с каким-то легким волнением обнаруживаешь, что место действия - родная Пермь, хотя имя города ни разу не называется. Отвлекаясь от заманчивого сюжета, вместе со стариком Свечниковым, приехавшим в город спустя много лет, с любопытством рассматриваешь «ранящий сердце силуэт Стефановского училища», здание которого сохранилось среди многоэтажек с магазинами «Яблонька» и «Океан». И в продолжение романа каждый раз пытаешься узнать Пермь современную в «декорациях»20-х годов, любишь и жалеешь этот город на берегу полноводной Камы, по улицам которого раньше разгуливали козы, а в гортеатре исполняли «песни из всемирно известного спектакля «Кровавый мак степей херсонских»». Теряется та грань, которая разделяет вымысел и реальность, - верится, что именно так здесь все и было около ста лет назад. Думается, что автор действительно документально точен в изображении исторических и бытовых реалий. Беды гражданской войны совсем не «книжные»: «Шла заготовка дров для городских учреждений. На эту работу направляли беженцев, которые начали возвращаться из Сибири после разгрома Колчака. Решением губисполкома каждый мужчина должен заготовить по пять кубов, каждая женщина – по два с половиной. Выполнившие эту норму или купившие справку о ее выполнении получали документы на жительство, которые, конечно, тоже можно было купить, но дороже, чем стоила такая справка. Платили иногда деньгами, чаще продуктами, но самой твердой валютой считались две вещи – презервативы и рыболовные крючки». Но даже в непростое время человек не только пытается выжить, но и хочет найти любовь, увидеть красоту, обрести счастье. Не лишен этого желания и один из главных героев – Свечников. Удивительная маленькая женщина, певица с непривычным псевдонимом Казароза («розовый домик» в переводе с испанского), которой «всегда-всегда всего 15 лет», дважды появляется в жизни героя совсем ненадолго, как прекрасный сон. Но именно она становится главной женщиной в его судьбе. Фотографию певицы (а не жены) и газетную вырезку с некрологом, бережно хранимые, старик Свечников достает из бумажника и показывает Вагину в финале романа. Она стала для героя символом краткого и острого счастья, навсегда утерянного, оставившего только розовый отсвет в тумане памяти. Прозрачная деталь. Свечников вспоминает, как в Петрограде провожал певицу домой после выступления. «Шли по лужам, его сапоги по самые голенища были заляпаны грязью, а ее ботиночки оставались чистыми. Как-то так умела она ступать по слякотной мостовой, что совсем не забрызгивалась». Неземное создание. Не для жизни в это суровое, страшное время. И почему-то представляется, что ее смерть на сцене губернского города, виновником которой считал себя Свечников, была задумана и обставлена так театрально кем-то свыше. Казароза оставила свой след не только в судьбе Свечникова. Грубиян Осипов рассказывает о ней свою историю, лишенную высокого романтизма. В его фантазиях певица предстает страстной любовницей. Но и этого выпивоху, летчика-неудачника «в ней восхищало все, даже то, что срок варки яиц каким-то образом соотнесен с протяженностью молитвы. Тут была гармония, небесный порядок, явленный ему не под облаками, а на земле, в этой женщине». Осипов крадет у своей жены сбереженные деньги и отдает на похороны Казарозе. «Для такой любви пять лет не срок». О ней написано бережно, нежно, с трепетом и любовью, как о мотыльке, который будет жить всего один день. В этой связи привлекают внимание даже названия некоторых глав – «Таитянка», «Жрица», «Розовый свет»…Словно любящий мужчина придумывает для своей избранницы особенные, только им двоим понятные прозвища. Следует отметить, что реальным прототипом Зинаиды Казарозы является родственница писателя, жившая в конце 19 – начале 20 вв. Она была артисткой, исполняла старинные романсы и танцевала. Есть в романе особый персонаж. Молодой курьер Вагин - молчаливый свидетель и невольный участник расследования загадочного убийства. Он встречает певицу после представления, чтобы подвезти на заседание клуба. «В половине 9-го из театра вышла маленькая стройная женщина в зеленой жакетке. На фоне черной дамской сумочки, которую она держала в руке, видны были точеные пальцы с похожими на виноградины ногтями. Белизна рук странно контрастировала со смуглым лицом без крупинки пудры, энергичная походка – с печальными глазами ученой обезьянки». Как беспристрастный летописец, Вагин отмечает лишь миниатюрность, точеность и странные несоответствия во внешности героини. Певица не вызывает его восхищения ни при первой встрече, ни впоследствии. Его простое человеческое счастье – милая секретарша Наденька. Она станет ему верной женой, и уже будучи 80-летним вдовцом он с болезненной тоской будет то и дело сожалеть, что об увиденном или услышанном за день «нельзя рассказать Наде». Вагин не сделал карьеры, потому что в свое время не написал «нужную» разгромную статью об эсперантистах, и всего однажды за всю жизнь сумел отправить Наденьку на южный курорт. Напрашивается параллель с успешной судьбой Свечникова: московская квартира, заграничные командировки, должность, достаток, уважение. В свое время молодой Вагин удивлялся, как легко этому бывшему красноармейцу, активисту давались различные жалобы и доносы. И обвинительные выступления в суде давались Свечникову легко…Он никогда не «уповал на случай», как Вагин. Хотел изменить мир? Но разве можно изменить «вечный порядок жизни»? Пожалуй, лишь в финале герой смиряется с судьбой, уезжая на поезде «в вечность». «В открытое окно вновь рванулся исчезнувший на повороте ветер. Все восемь сторон света были застланы мглой. Поезд летел в ту бездну, где бесплотные тени без слез оплакивали гранда бен эсперо, великую и благую надежду доктора Заменгофа. Свечников слышал их голоса. Его место было среди них. Все они прошли туда, как проходят по земле тени облаков – не меняя рельефа. Настал его черед». Как же найти человеку Этот розовый домик, Где мы жили с тобой, Где мы счастливы были Нашей тихой судьбой? Найти и не потерять…

 Рекомендации к уроку
Этот красивый, интеллектуальный, со вкусом написанный роман – находка для учителя. Детективная интрига, отличный исторический и краеведческий материал, замечательный стиль. Жаль, что школьная действительность ограничивает нас рамками всего одного урока (думаю, что на большую роскошь педагог не решится, учитывая насыщенность программы). Предлагаю познакомить 11-классников с этим произведением после изучения прозы о гражданской войне. Учитывая загруженность современных школьников, можно освободить их от традиционного заблаговременного прочтения романа. Да, урока-обсуждения не получится. Но ведь не так часто учителю предоставляется возможность просто рассказать о хорошей книге, сориентировать в море современной литературы, увлечь так, чтобы ЗАХОТЕЛИ прочитать. Пусть это будет урок-презентация, урок-интрига. КТО УБИЛ КАЗАРОЗУ? Предложите прочитать роман 3-4 пытливым ученикам-гуманитариям.

Они станут помощниками в проведении необычного урока.

1. Слово учителя об авторе. Небольшая биографическая справка для ознакомления, где не лишним будет акцент на то, что писатель – успешный современный человек.

2. Сообщение темы и цели урока. Объясните ученикам, что сегодня вы хотите познакомить их с хорошей книгой, детективом «Казароза». Предложите в конце урока попытаться определить убийцу.

3. Краткий пересказ сюжета учителем. Конечно, пытаемся заинтриговать, не называя истинного убийцу. Пусть прозвучит текст (он так хорош!). Предлагаю прочитать финал 5-ой части 4-ой главы –воспоминания Свечникова об их первой встрече с Казарозой и сцена ее убийства.

4. Сообщения подготовленных учеников: «История и политика на страницах романа», «Пермь 20-х годов, клуб «Эсперо» и эсперантисты», «Свечников и Вагин», «Судьба Казарозы». Помогите учащимся построить сообщения таким образом, чтобы в них были отражены основные версии убийства певицы, но сохранилась интрига. Обязательны цитаты, которые могут быть прокомментированы учителем или проанализированы вместе с учениками ( в этом случае необходимо позаботиться о наличии текстов).

5. Небольшая игра-дискуссия «Кто убил Казарозу?».Пусть ребята, которые в продолжение урока были слушателями, выскажут свои предположения о том, кого можно считать убийцей. Конечно, ученики, не прочитавшие роман, будут далеки от истины.

6. Заключительное слово учителя. Расскажите о своем впечатлении от романа. Спросите учеников, понравился ли им подобный урок, захотелось ли прочитать «Казарозу».

7. Домашнее задание. Верится, что на этот раз ученики выполнят его с удовольствием – прочитают роман. Есть надежда, что этот замечательный роман поможет задуматься над более «серьезными» вопросами. В этой связи можно предложить ученикам написать небольшое сочинение-размышление, сформулировав тему в виде проблемного вопроса.

Теги: 11 класс, анализ текста, итоговое сочинение
Автор разработки:  Татьяна Белозерова
Свидетельство о публикации № 4909556 от 05.11.2019
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.