Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


04.11.2019

Вводные слова и знаки препинания при них. Конспект урока



Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Вводные слова и предложения, вставные конструкции и пунктуация при них» Цель урока: повторение значений вводных слов и предложений, определение их роли и места в предложении, отработка постановки знаков препинания, рассмотрение  возможных «ловушек», связанных с данной темой.  Задачи урока: Образовательные: систематизировать и обобщить знания  о вводных и вставных конструкциях; углубить понятия об изучаемом языковом явлении;

Развивающие:  формировать аналитические способности  учащихся; формировать умения использовать вводные и вставные конструкции в речи письменной и устной, соблюдать интонацию  при чтении предложений с вводными словами при работе с текстом.

 Воспитательные: содействовать формированию интереса к русскому языку, эстетического отношения к произведениям искусства и формированию нравственных ценностей.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска;    компьютерная презентация, раздаточный печатный материал. УМК:  А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова. Образовательная технология: технология деятельностного метода Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.   Ход урока 1.Организационный этап – 2 мин. Приветствие. Оформление записей в тетради 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 4мин Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами  лингвистические задачи, попробуйте их решить.  (Предварительно весь класс разделён на 3 группы) Каждой группе даётся 1 задание.

1) предлог ПО + глагол МЫТЬ в форме 1-го лица множественного числа + 21-я буква алфавита (буква У) = ? 
2) место в игре (говорят поставлено на …….) + 6-я буква алфавита (буква Е) + 25-я буква алфавита (буква Ч) + союз НО = ?
 
3) предлог БЕЗ + волосы над верхней губой у мужчин + существительное от глагола ловить + союз = ?
 
(По-моему, конечно, безусловно.)
 

Какую роль могут выполнять данные слова в предложении? (роль вводных слов) У нас  с вами есть объект, с которым мы будем работать. Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, обозначить цели нашего урока. (вспомнить значения вводных слов, предложений, вставных конструкций  и  постановку знаков препинания при них: ситуации, когда омонимичное слово не является вводным словом.) 3. Актуализация знаний - 6 мин 1. Давайте вспомним, что мы называем вводными словами и предложениями? 2. Какие выделяются группы вводных слов по значению? 3. Какие слова никогда не являются вводными, но нередко принимаются за таковые?
Никогда не бывают вводными
Авось, будто, ведь, небось, вряд ли, едва ли, как будто, как раз, как бы, даже, именно, исключительно, приблизительно, примерно, просто, почти, решительно, словно, якобы
  4. Как различить вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения? Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми. Схожие по звучанию вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми 5. Почему требуют особого внимания слова ОДНАКО, НАКОНЕЦ, ЗНАЧИТ
Вводное слово,
выделяется запятыми
Является
членом предложения
1 2

ОДНАКО, если стоит в середине или в конце простого предложения: Погода, однако, улучшилась

ОДНАКО, если можно заменить НО, независимо от позиции, является союзом:

Однако (= но) погода улучшилась

НАКОНЕЦ, если заканчивает перечисление или дает оценку фактам с точки зрения говорящего (= и еще):

Артист рассказывал смешные истории, пел песни и, наконец (= и еще), играл на скрипке

НАКОНЕЦ (= под конец, после всего, в результате всего):

Больной велел принести таз с горячей водой и наконец (в результате) встал с постели

ЗНАЧИТ (= следовательно, стало быть):

Стало жарко, значит (следовательно), в доме затопили печь

ЗНАЧИТ (= означает):

Правильное решение задачи значит (означает) умение применять необходимые формулы

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ (= самое главное):

Статью нужно исправить и, главным образом (самое главное), дополнить свежим материалом

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ (преимущественно, в основном):

Мне нравится в нем главным образом (преимущественно) его искренность

  6. Как отличить вводные предложения и вставные конструкции.

Вставные конструкции – это словосочетания и предложения, которые содержат различные попутные, добавочные уточнения или замечания.

Обычно вставные конструкции находятся в середине предложения и не связаны с ним грамматически.

Вставные конструкции выделяются скобками или тире.

Примеры:

Его дом (так он называл шалаш из веток и листьев) находился на острове посреди озера.

Лето – а оно обещало быть знойным – Федор решил провести в деревне. 

В конце вставных конструкций могут стоять точка, вопросительный или восклицательный знак:

Бой за высоту (можно ли назвать боем вялую перестрелку?) длился уже третий день.

  Распределить данные слова в зависимости от значения. Иными словами, к счастью, послушайте, как известно, разумеется, может быть, говорят, например, как раз, как правило, подчёркиваю, к удивлению, авось, будьте добры, бесспорно, одним словом, даже, бывало, наверное, приблизительно, пожалуйста, по мнению кого-либо, как будто, итак, действительно, короче говоря, к сожалению, примерно, по всей вероятности, якобы.
Значение вводных слов Примеры
Уверенность  
Неуверенность  
Чувства  
Источник сообщения  
Порядок мыслей, их связь, итог  
Способ оформления мыслей  
Привлечение внимания  
Степень обычности  
Не являются вводными словами  
  Таблица эталон
Значение вводных слов Примеры
Уверенность Разумеется, бесспорно, действительно
Неуверенность Может быть, наверное, по всей вероятности
Чувства К счастью, к удивлению, к сожалению
Источник сообщения Как известно, говорят, по мнению кого-либо
Порядок мыслей, их связь, итог Например, подчёркиваю, итак
Способ оформления мыслей Иными словами, одним словом, короче говоря
Привлечение внимания Послушайте, будьте добры, пожалуйста
Степень обычности Как правило, бывало
Не являются вводными словами как раз, авось, даже, приблизительно, как будто, примерно якобы
  Обсуждение полученных результатов. Выступление от каждой группы  Какие возникли трудности при выполнении данного задания? (слова, которые не являются вводными, значения водных слов, отличие вставных конструкций) Что необходимо, чтобы восполнить образовавшиеся пробелы? 4. Обобщение и систематизация знаний – 3 мин - Подготовка учащихся к обобщённой деятельности: учащимся предлагается поработать с теоретическим   материалом, представленным в виде кейс -портфеля, который содержит  учебный материал, справочные таблицы, алгоритмы работы с различными заданиями. Проработать допущенные ошибки. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) - 8мин 1 группа Уровень А. Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). Определите, являются выделенные слова вводными единицами или членами предложения. Алгоритм работы к заданию 1 (выдается учащимся в распечатанном виде) 1. Прочитайте предложение с правильной интонацией. 2. Выясните, существует ли между выделенными словами и членами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии — вводными. 3. Убедитесь, что изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения. 4. Выделите вводное слово запятыми. 5. Убедитесь, что изъятие члена предложения разрушает синтаксическую структуру. а) Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным. б) Быть может  я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку. Вывод : Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения. Уровень Б Употребите в предложении каждое слово так, чтобы в одном случае оно было вводным, а в другом — членом предложения. К недоумению,   возможно. 2 группа. Уровень А Прочитайте предложения. Укажите вводные слова. К какой группе вводных слов по значению они относятся? Какие знаки препинания отсутствуют в предложениях? В случае затруднения обращайтесь к справочному материалу. Группы вводных слов по значению: 1. выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к ужасу и т.п.; 2. выражают оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность, предположение, возможность и т.д.): конечно, несомненно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, по-видимому, знать, чай, подлинно, пожалуй и т.п.; 3. указывают на источник сообщаемого: говорят, сообщают, по словам..., по сообщению..., по мнению, по моему, помнится и т.п.; 4. указывают на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, во-первых, прежде всего, наоборот, например, с одной стороны, с другой стороны, главное и т.п.; 5. указывают на оформление высказываемых мыслей: словом, одним словом, коротко говоря, иначе говоря и т.п.; 6. представляют собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите (ли), вообразите, поймите, знаете (ли), предположим, допустим, скажем, пожалуйста и т.п. 1. Талант его по мнению критиков еще не раскрылся в полной мере, 2. Есть люди, которых хорошая музыка к сожалению никак и ничем не увлекает и не волнует. (к сожалению) 3. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, нашло отражение в музыке. (одним словом) 4.По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед. 5.Музыка согласитесь входит в нашу жизнь с детских лет Уровень Б Составьте предложения с вводными словами, которые: 1. выражают возможность совершения какого-либо действия; 2. указывают на связь мыслей, последовательность изложения; 3. представляют собой призыв к собеседнику. 3 группа Прочитайте предложения. Определите, что представляют собой выделенные части: вводные, вставные или придаточные предложения. Алгоритм работы к заданию 3 (выдается учащимся в распечатанном виде) 1. Прочитайте предложение с правильной интонацией. Имейте в виду, что вводные и вставные конструкции выделяются в предложении интонационно, отграничиваются от него. Для них характерна интонация вводности: понижения голоса и убыстренный темп произношения по сравнению с произносительной интонацией остальной части предложения. 2. Подчеркните грамматические основы. 3. Определите, связаны ли между собой части структурно и семантически. Помните, что подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях — подчинительных союзах и союзных словах. Части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое; в нем присутствуют главная часть и придаточная. 4. Выясните, являются грамматически не связанные с членами предложения речевые единицы вводными или вставными. Помните, что вводные предложения выражают отношения говорящего к содержанию высказывания. Они выражают те же значения, что и вводные слова. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрушая его интонационное единство. 5.Расставьте знаки препинания. Вводные единицы выделяются запятыми, а вставные — тире или скобками. На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком – скобками, иногда- тире. В устной речи выделяются интонацией: в ускоренном темпе, с понижением тона, более быстрый темп произнесения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.   1.  Ни одно другое искусство как я совершенно точно помню так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка. 2. Музыка я считаю делает человека добрее, благороднее, красивее. 3. Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны осталась только одна струна однако Паганини продолжал играть так что никто этого не заметил. 4. Моцарт еще не умея писать ему тогда было четыре года уже сочинял мотивы. 5. “Седьмая симфония” Дм. Шостаковича  она еще называется “Ленинградской”  написана в блокадном Ленинграде. В конце работы заслушивается выступление от каждой группы, обсуждается.   5. Применение знаний и умений в новой ситуации – 12 мин Петр Ильич Чайковский Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора. В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать. Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе. Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России. Расставить в тексте знаки препинания, обозначить  вводные слова и предложения. Предлагаю поиграть вам в игру «Древо мудрости» Каждой группе предлагается написать по 3 трудных вопроса по данному тексту и в соответствии с изучаемой темой. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву (у каждой команды свой цвет записки, чтобы отвечать на вопросы другой команды)
После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.
Ребята, было бы неплохо, если бы вы при рецензировании ответа для смягчения тона высказывания использовали следующие вводные слова и выражения: На мой взгляд.. Как мне кажется … По-моему   6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 8 мин Тест 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А. С. Пушкин – автор произведения. 1) 1, 2;   2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4. Ответ: 4) 1, 2, 3, 4. 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема. 1) 1, 2, 3;    2) 1, 2;    3) 3, 4;    4) 1, 3. Ответ: 3) 3, 4. 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? «Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает. 1) 1, 2, 3, 4;    2) 1, 2;    3) 3, 4;    4) 1, 3. Ответ: 2) 1, 2.   7. Рефлексия (подведение итогов урока) – 5мин На листе бумаги обведите свою ладонь, каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение по уроку, запишите его. ·    большой – для меня это важно … / неважно … ·    указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… ·    средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… ·    безымянный – моя оценка психологической атмосферы… ·    мизинец – хочу для себя выяснить Домашнее задание Написать небольшое сочинение - рассуждение на тему “Музыка в моей жизни” с использованием вводных слов и предложений. Выполнить предложенное тестовое задание ( по выбору учащихся)                        

Теги: 11 класс
Автор разработки:  Елена Порфирьева
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4906814 от 04.11.2019
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.