Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Вводные слова и знаки препинания при них. Конспект урока
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Вводные слова и предложения, вставные конструкции и пунктуация при них» Цель урока: повторение значений вводных слов и предложений, определение их роли и места в предложении, отработка постановки знаков препинания, рассмотрение возможных «ловушек», связанных с данной темой. Задачи урока: Образовательные: систематизировать и обобщить знания о вводных и вставных конструкциях; углубить понятия об изучаемом языковом явлении;
Развивающие: формировать аналитические способности учащихся; формировать умения использовать вводные и вставные конструкции в речи письменной и устной, соблюдать интонацию при чтении предложений с вводными словами при работе с текстом.
Воспитательные: содействовать формированию интереса к русскому языку, эстетического отношения к произведениям искусства и формированию нравственных ценностей.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска; компьютерная презентация, раздаточный печатный материал. УМК: А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова. Образовательная технология: технология деятельностного метода Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Ход урока 1.Организационный этап – 2 мин. Приветствие. Оформление записей в тетради 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 4мин Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами лингвистические задачи, попробуйте их решить. (Предварительно весь класс разделён на 3 группы) Каждой группе даётся 1 задание.1) предлог ПО + глагол МЫТЬ в форме 1-го лица множественного числа + 21-я буква алфавита (буква У) = ?
2) место в игре (говорят поставлено на …….) + 6-я буква алфавита (буква Е) + 25-я буква алфавита (буква Ч) + союз НО = ?
3) предлог БЕЗ + волосы над верхней губой у мужчин + существительное от глагола ловить + союз = ?
(По-моему, конечно, безусловно.)
Никогда не бывают вводными |
Авось, будто, ведь, небось, вряд ли, едва ли, как будто, как раз, как бы, даже, именно, исключительно, приблизительно, примерно, просто, почти, решительно, словно, якобы |
Вводное слово, выделяется запятыми | Является членом предложения |
1 | 2 |
ОДНАКО, если стоит в середине или в конце простого предложения: Погода, однако, улучшилась | ОДНАКО, если можно заменить НО, независимо от позиции, является союзом: Однако (= но) погода улучшилась |
НАКОНЕЦ, если заканчивает перечисление или дает оценку фактам с точки зрения говорящего (= и еще): Артист рассказывал смешные истории, пел песни и, наконец (= и еще), играл на скрипке | НАКОНЕЦ (= под конец, после всего, в результате всего): Больной велел принести таз с горячей водой и наконец (в результате) встал с постели |
ЗНАЧИТ (= следовательно, стало быть): Стало жарко, значит (следовательно), в доме затопили печь | ЗНАЧИТ (= означает): Правильное решение задачи значит (означает) умение применять необходимые формулы |
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ (= самое главное): Статью нужно исправить и, главным образом (самое главное), дополнить свежим материалом | ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ (преимущественно, в основном): Мне нравится в нем главным образом (преимущественно) его искренность |
Вставные конструкции – это словосочетания и предложения, которые содержат различные попутные, добавочные уточнения или замечания.
Обычно вставные конструкции находятся в середине предложения и не связаны с ним грамматически.
Вставные конструкции выделяются скобками или тире.
Примеры:
Его дом (так он называл шалаш из веток и листьев) находился на острове посреди озера.
Лето – а оно обещало быть знойным – Федор решил провести в деревне.
В конце вставных конструкций могут стоять точка, вопросительный или восклицательный знак:
Бой за высоту (можно ли назвать боем вялую перестрелку?) длился уже третий день.
Распределить данные слова в зависимости от значения. Иными словами, к счастью, послушайте, как известно, разумеется, может быть, говорят, например, как раз, как правило, подчёркиваю, к удивлению, авось, будьте добры, бесспорно, одним словом, даже, бывало, наверное, приблизительно, пожалуйста, по мнению кого-либо, как будто, итак, действительно, короче говоря, к сожалению, примерно, по всей вероятности, якобы.Значение вводных слов | Примеры |
Уверенность | |
Неуверенность | |
Чувства | |
Источник сообщения | |
Порядок мыслей, их связь, итог | |
Способ оформления мыслей | |
Привлечение внимания | |
Степень обычности | |
Не являются вводными словами |
Значение вводных слов | Примеры |
Уверенность | Разумеется, бесспорно, действительно |
Неуверенность | Может быть, наверное, по всей вероятности |
Чувства | К счастью, к удивлению, к сожалению |
Источник сообщения | Как известно, говорят, по мнению кого-либо |
Порядок мыслей, их связь, итог | Например, подчёркиваю, итак |
Способ оформления мыслей | Иными словами, одним словом, короче говоря |
Привлечение внимания | Послушайте, будьте добры, пожалуйста |
Степень обычности | Как правило, бывало |
Не являются вводными словами | как раз, авось, даже, приблизительно, как будто, примерно якобы |
После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки. Ребята, было бы неплохо, если бы вы при рецензировании ответа для смягчения тона высказывания использовали следующие вводные слова и выражения: На мой взгляд.. Как мне кажется … По-моему… 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 8 мин Тест 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А. С. Пушкин – автор произведения. 1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4. Ответ: 4) 1, 2, 3, 4. 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема. 1) 1, 2, 3; 2) 1, 2; 3) 3, 4; 4) 1, 3. Ответ: 3) 3, 4. 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? «Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает. 1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2; 3) 3, 4; 4) 1, 3. Ответ: 2) 1, 2. 7. Рефлексия (подведение итогов урока) – 5мин На листе бумаги обведите свою ладонь, каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение по уроку, запишите его. · большой – для меня это важно … / неважно … · указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… · средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… · безымянный – моя оценка психологической атмосферы… · мизинец – хочу для себя выяснить … Домашнее задание Написать небольшое сочинение - рассуждение на тему “Музыка в моей жизни” с использованием вводных слов и предложений. Выполнить предложенное тестовое задание ( по выбору учащихся)
Теги: 11 класс
Автор разработки: Елена Порфирьева
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4906814 от 04.11.2019
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|