Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


23.01.2016

Игра "Знатоки русского языка"



План проведения игры по русскому языку для пятых классов

Цель: привлечение обучающихся пятых классов к изучению русского языка. Форма проведения: работа команд по станциям (кабинетам). 6 классов – 6 кабинетов. По кабинетам работают обучающиеся 10 «В» класса. В каждом кабинете класс выполняет определённую работы (5 минут). О прекращении работы по станциям оповещает глашатай. Начало в рекреации словесников (кабинеты 309 – 311). Вступительное слово Сергея Юрьевича. Команды получают маршрутные листы и отправляются на выполнение заданий. Станции следующие: 1.     Знатоки пословиц и поговорок. Цель – проверить не только знание пословиц и поговорок учащимися, но и понимание смысла этих пословиц и поговорок. 2.    Бестолковый словарь. Задание основывается на многозначности слов, на созвучии части одного слова с другими, на ошибочном объяснении происхождения слов. 3.     Привет филологам от математиков. 4.     Как это по-русски? Игра в фразеологизмы, русские эквиваленты иностранным. 5.     Конкурс переводчиков. 6.     Игра Файндворд Подведение итогов. Аплодисменты. Туш. Цветы.  
Станция "Пословицы и поговорки"
Волонтёры-ведущие Волонтёры доводят следующую информацию: Считается, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Так оно и есть. Только народ может сформулировать в трёх-четырёх словах глубокую мысль. Правда, иногда пословицы и поговорки настолько мудры, что довольно трудно понять, о чём они, собственно. То есть, что называется, возможны варианты. Ваша задача: выбрать правильный вариант из предложенных.
  1. Федот да не тот (нужного человека иногда приходится искать долго; тёзка; человек, который выдаёт себя за другого или вообще не тот, кто нужен)
  2. В городе  - суета, в деревне – маета (везде свои трудности; закон всемирного равновесия; человек, вечно недовольный окружающей действительностью)
  3. Позавидовал плешивый лысому ( у одного и другого одни и те же беды; одно и то же качество у разных людей проявляется по-разному; желание довести дело до конца)
  4. Из-под пятницы суббота видна (предвкушение праздника; четверг; нижняя юбка, которая видна из-под верхней)
  5. Ночью все кошки серы (в кризисной ситуации сложно понять, кто прав, кто виноват; ночью легко принять желаемое за действительное; обострение чувства страха с наступлением темноты)
  6. Стрелять из пушек по воробьям ( не стоит путать охоту с войной; делать что-то наверняка, с гарантией; усилия, несоразмерные результату)
  7. Вьётся ужом, а топорщится ежом (колючий человек; услужливый человек; криводушный человек)
  8. Свиная рожа всюду вхожа (внешность бывает обманчива; свинина хороша с любым гарниром; человек, навязывающий своё общество  окружающим)
  9. Где рука, там и голова (причёсываться; пребывать в раздумье; отвечать за то, что подписываешь)
  10. Собака лает – ветер носит ( речь, на которую не обращают внимания; слухи разносятся быстро; животные умеют предсказывать погоду)
  11. Спрашивай у больного здоровья (человек, задающий пустые вопросы, требовать у человека больше, чем он может дать; просьба поделиться жизненной силой)
  12. Рассказал, будто в рот положил (разговорами сыт не будешь; приятный разговор за вкусной трапезой; исчерпывающее мнение)
  13. Пустой колос голову кверху носит (даже бедный человек обладает чувством гордости; пустой, ограниченный человек с большим самомнением; неурожай чреват социальными потрясениями)
  14. Битая посуда два века живёт (человек, получивший ранение, проживёт долго; разорванные отношения уже не наладить; людям свойственна злопамятность)
  15. Кишка кишке кукиш кажет (сильное чувство голода; непереваривание друг друга; переедание)
  16. За деревьями леса не видит (близкое окончание земного пути; забытые дома очки; отвлекаясь на мелочи, не замечать главного)
  17. Маленькая собачка до старости щенок (неумение отвечать за свои поступки; низкорослый пожилой человек выглядит моложе, чем он есть; детские игрушки дороги на протяжении всей жизни)
  18. И сырые дрова загораются (даже спокойного человека можно вывести из себя; в жизни всегда есть место чуду; некрасивые девушки тоже выходят замуж)
  19. Смола к дубу не пристанет (женщине не следует навязываться к мужчине; сильным мужчинам свойственно плакать; честного, порядочного человека нельзя опорочить)
  20. Чулки новы, а пятки голы (просроченный банковский кредит; в каждой новости есть что-то известное заранее; быстрая порча новой одежды)
 
Станция "Бестолковый словарь"
Волонтёр: Бестолковый словарь необычен тем, что в нём даётся неправильное, шутливое толкование слов, при котором сближаются слова, имеющие внешнее звуковое сходство. Например, гусар – работник гусиной фермы; курятник – место для курения; секретарша – женщина, которая знает много секретов.
Задание 1: по данным толкованиям слов догадаетесь, о каких словах идет речь в бестолковом словаре. 1. Недостроенный сарай, или одна из двух равных частей. 2. Обжора, или служитель культа. 3. Филателист, или выделитель текста. 4. Муж кильки, или продольный брус, проходящий по всей длине судна в середине его днища. 5. Сражение животных, или прекращение отношений в знак протеста. 6. Нефтяная скважина, или домашнее животное. 7. Работник багажного отделения, или предмет, находящийся между поплавком и крючком. 8. Кусочек товара, или пряник.
Задание 2: Дайте шутливое толкование следующим словам: 1. Банкомёт 2. Безграмотный 3. Горец 4. Зубило 5. Лютик 6. Плакат 7. Речка 8. Странник 9. Хрусталь 10.  Язычник 11.  Заголовок 12.  Горбушка 
Станция математическая
Волонтёры на станции: Мы физико-математический класс, поэтому к русскому языку подходим с математической точки зрения. Вам будет предложено несколько задач, которые нужно будет решить. 1 ЗАДАНИЕ: Переставляя буквы, решите примеры. Ответом будут женские имена. 1. Ока + сан = 2. Рана + сок = 3. Жена + сан = 4. Пекло + тара = 5. Серия + и + фон = 2  задание. Составьте букет для мамы. Для этого, переставляя буквы, решите примеры. Ответ – названия цветов. 1. Шок+ рама=? 2. Визг+дока=? 3. Идея+хор=? 4. Наезд+бука=? 5. Угол+ад+лис =? 3  задание: Решите задачу: Из одного города в другой, в который ведут все дороги, выехала группа туристов. Двигаясь с постоянной скоростью, экскурсионный автобус за сутки преодолел две трети пути. В пункт назначения он прибыл 18.10 в 14.00. В какой город прибыли туристы? (Название города зашифровано в задаче двумя способами: словесно и с помощью математических символов).       Станция «Как это по-русски»?
Волонтёры: Все вы знаете, что у каждого народа есть свои пословицы и поговорки. Дело в том, что русские пословицы и поговорки бывают очень похожи на своих братьев и сестёр из других стран. Ваша цель будет следующая: подберите русские пословицы и поговорки к китайским, близким им по значению
  1. Будешь экономить в день по горсти – через десять лет купишь лошадь.
  2. В доме плотника нет скамейки, чтобы посидеть.
  3. В один рот не воткнёшь двух ложек.
  4. Все большие дороги ведут в Пекин.
  5. Встретит человека – говорит по-человечески, встретит чёрта – по-чертовски.
  6. Глаза могут видеть на тысячу ли, но не могут видеть своих ресниц.
  7. И на белом нефрите есть пятна.
  8. Из вороньего гнезда не вытащишь белые куриные яйца.
  9. К одной кормушке двух ослов не ставят.
  10. Колодезным лягушкам нечего говорить о мире.
  11. Коль у самого есть ошибки, то не обижайся на других.
  12. Маленькая мышь может перегрызть толстую верёвку.
  13. Много плотников – дом косой.
  14. Ни за какие деньги не купишь счастливого прошлого.
  15. Одна картина говорит больше, чем десять тысяч слов.
  16. Одной рукой двух лягушек не поймаешь.
  17. Раз надел новые туфли – высоко поднимай ноги.
     Конкурс переводчиков
Волонтёр: Немецкий   философ и писатель Иоганн Готфрид Гердер считает: «Благодаря языку народы постепенно учились мыслить, и благодаря мышлению они постепенно учились говорить».  В любом случае, язык и мышление у человека взаимосвязаны. Задание, которое будет вам предложено, направлено на то, чтобы увидеть, как у вас развито языковое чутьё, логическое и образное мышление. 1.     На языке хантов «кёт» - сердце, а «сем» - рука. Переведите на русский язык слово «кётсэм». 2.     Немецкое слово « бан» переводится как  путь, а «хоф» - двор. Как перевести на русский язык слово «банхоф»? 3.     Немецкие «вер» - оружие + «махт» - сила составляют слово «вермахт». Как перевести его на русский язык? 4.     Переведите с немецкого слово «панцершиф», зная, что «панцер» - броня, а «шиф» - корабль. 5.     На языке коми «син» - это глаз, а «лыс» -  хвОя. Как перевести слово «синлыс»? 6.     Поляки называют эту ягоду «позёмка», а как называем её мы? 7.     Какое дерево болгары называют «трепЕтиока»? 8.     В японском языке есть слово «махобин». «Махо» - это «волшебный, магический», «бин» - «бутылка» Что японцы называют «волшебной бутылкой»? 9.     Название какого вида искусства с японского переводится «складывать бумагу»? 10.      Какую птицу японцы называют «хохотогису», китайцы «дуцзюань», а украинцы «зозуля»? 11.      Французы говорят «куэн – куэн», румыны «мак-мак-мак», датчане «раб-раб-раб», а  как имитируем этот звук мы?      Станция «Файндворд» Волонтёр: Добрый день, умники и умницы. Мы приветствуем вас на станции «Файндворд». Что же такое «файндворд»? это словесная игра, суть которой в том, чтобы найти в предложенном тексте слова определённой тематической группы. При этом, конечно, сам текст состоит из слов, но те, которые нужно найти, «спрятаны», скрыты и обнаруживаются только при внимательном рассмотрении текста. Вот, например, небольшой рассказик, в котором выделенные слова обозначают разные виды обуви (лапти, сапоги, боты, тапки, башмак, валенки, туфли, бутсы). Найденные в файндворде слова никакого отношения не имеют к общему смыслу текста.
ЕГЕРЬ
Когда опускается ночь, множество осторожных мягких ЛАП ТИихо ступают по лесным тропинкам. Звери выходят на охоту. В это время на шоссе, что прорезает лес, уже не бегут автомобили. Зверью кажется, что несут шуршащие колёСА ПОГИбель. А в избе, которая стоит на краю леса, живёт егерь Макар. У него свои - охотничьи – заБОТЫ. Вот и сегодня хочет он пройтись по лисьим тропам, но брат его, ПоТАП Кисло улыбается. - Нет, шаБАШ, МАКар! В лес нынче не пойдёшь. Мы же собирались с тобой валить на дрова засохший вяз. Пока вяз не поВАЛЕН, К иному делу не приступай. Макар вздыхаеТ: - УФ! Липу вчера валили, сегодня – вяз. Что ты ко мне пристал? Дров на зиму хватит. В доме каждый Обут, сыТ. Отстань от меня. Взял Макар ружьё и пошёл в лес.
Найдите в тексте 10 названий холодного оружия
Юра Лукин и Ганя Бляхин приехали на курорт. - Денег, - сказал Лукин, - жалеть не будем: не каждый год на юг вырываемся. - Замечательная идея, - отозвался Бляхин. - Я арендую на два часа корт и каждое утро буду играть в теннис, - поделился своими планами Лукин. - А я возьму акваланг. Тут, я слышал, ручной дельфин к авквалангистам подплывает. В банк друзья отправились вместе. С аккредитивов сняли деньги. После зашли в прибрежное кафе, сели под зонтиком и заказали вино «Шардонне» и сыр камамбер. Дышится друзьям привольно. Легко пётся. Лучшего и не пожелаешь. - Чудеса! – Бляхин, потягивая вино, любовался пальмами и морем. – Только что были в холодной дождливой Москве и вдруг шикуем под лучами южного солнца. -Да, да, - поддержал друга Юра Лукин. – А в серой загазованной Москве после нас хоть потоп, и, кажется, он там наступил. - Загазованной?... – проговорил севшим голосом вдруг голосом Бляхин. И бокал выпал у него из руки. – Газ… - Что с тобой? – встревожился друг. – Перепил? Держись. На тебя все глядят. А Ганя уже кинулся прочь от столика. - Ты куда? - В аэропорт. На кухне чайник кипел. Я газ не выключил…. (О. Тихомиров)

Теги: игра, русский язык, 5 класс, 6 класс
Автор разработки:  Сергей Балабанов
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 432273 от 23.01.2016
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.