Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Сергей Иванович Ожегов - знаменитый лексикограф XX века
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ОЖЕГОВ – ЗНАМЕНИТЫЙ ЛЕКСИКОГРАФ XX ВЕКА. (Тематический классный час к 70-летию словаря С.И.Ожегова)
Цель мероприятия: повторение и закрепление знаний школьников об истории лингвистической науки и о её представителе – С.И.Ожегове, формирование у обучающихся лингвистической компетенции.
Ход мероприятия В дискуссиях и спорах о языке С.И.Ожегов всегда было одним из самых авторитетных. Л.И.Скворцов Его подвиг никогда не забудется нами, и я верю, что созданный им чудесный словарь сослужит великую службу многим поколениям… К.И.Чуковский1.Вступительное словоучителя.
Двадцатое столетие было эпохой великих научных исследований и открытий в области русской филологии. Этот расцвет науки был подготовлен учеными XVIII – XIX веков. Многие современные лингвистические теории восходят к трудам Ломоносова, Востокова, Даля.
Ученые-лингвисты были и исследователями, и учителями по призванию, по душе, и их жизненный путь стал примером для студентов: И.А.Бодуэн де Куртенэ был преподавателем Л.В.Щербы, затем Л.В.Щерба увлёк наукой В.В.Виноградова и С.И.Ожегова. Так возникали научные школы, в которых ученые сохраняли традиции предшественников и развивали плодотворные идеи.
Сегодня наш разговор пойдёт об известном лексикографе прошлого века – С.И.Ожегове.
2. Рассказ о С.И.Ожегове
70 лет назад, в 1949 году, вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С.И.Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Словарь Ожегова стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Это замечательный справочник, созданный великим лексикографом, намного пережил своего творца и составителя.
Родился Сергей Иванович 10 сентября 1900 года в поселке Каменное Новоторожского уезда Тверской губернии в семье инженера. Здесь, на Верхней Волге, прошло детство будущего языковеда. В семье Ожеговых было трое сыновей: Сергей, Борис и Евгений. Сергей, старший сын Ивана Ивановича Ожегова, инженера-технолога местной фабрики, человека разносторонних интересов, многое унаследовал от отца. Трудолюбие и интерес к наукам передала детям мать Сергея Ожегова Александра Федоровна, которая находилась в дальнем родстве с известным филологом Г.П.Павским.
Накануне Первой мировой войны семья Ожеговых переезжает в столицу. В Петрограде Сергей окончил гимназию. В гимназические годы у Ожегова появляется интерес к филологии. После занятий он много времени отдавал гимнастике, футболу, который в те годы только входил в моду, и конному спорту. Тренировки воспитали в нем собранность, приучили к аккуратности, сделали сильным и выносливым.
В 1918 году Ожегов поступает на факультет языкознания и материальной культуры Петроградского университета. Но начавшиеся занятия вскоре были прерваны: студента Сергея Ожегова призвали в армию. Красноармеец Ожегов участвовал в боях на западе России, у Карельского перешейка, на Украине. В 1922 году, когда завершилась Гражданская война, Сергей Иванович вернулся в Петроград и приступил к занятиям в университете на факультете языкознания и материальной культуры. В 1926 году Ожегов окончил вузовский курс и по рекомендации своих наставников поступил в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока при Ленинградском университете. С этого времени он углубленно изучает языки и историю русской словесности. Молодой исследователь накапливал жизненный и преподавательский опыт. В эти годы (1927 – 1936) он преподавал во многих ленинградских вузах: на Высших курсах искусствознания при Государственном институте истории искусств, в Ленинградском педагогическом институте им. Покровского, был доцентом педагогического института им. Герцена, работал в институте языка и мышления АН СССР.
С конца двадцатых годов С.И.Ожегов с увлечением погрузился в словарную работу. Совместно с другими языковедами он работает над «Толковым словарем русского языка», который вышел под редакцией Д.Н.Ушакова в 1935 – 1940 годах.
В январе 1934 года за большие заслуги в научной работе и успехи в преподавании Сергею Ивановичу было присвоено звание кандидата филологических наук без защиты диссертации. В те годы он работал в Институте языка и мышления АН СССР.
По приглашению Отдела печати в 1936 году Ожегов с женой Натальей Сергеевной и сыном Сергеем переезжает жить из Ленинграда в Москву. С Москвой связана вторая половина жизни ученого. Здесь в 1937 – 1941 годах Сергей Иванович преподавал в Московском институте философии, литературы и искусства, 5 июля 1938 года он был утвержден в звании доцента, а 12 июля 1958 года – стал доктором филологических наук. В Москве при его участии выходит упомянутый выше четырехтомный ушаковский толковый словарь, «Словарь современного литературного языка» в семнадцати томах, «Орфографический словарь русского языка», орфоэпический язык «Русское литературное ударение и произношение», «Словарь языка Пушкина» и, конечно, самый знаменитый лексикографический труд – «Словарь русского языка».
Потребность в таком кратком толковом словаре русского языка появилась в нашей стране еще в 30-е годы прошлого века. Нужно было в пределах одного тома с достаточной полнотой отразить основной состав лексики современного русского языка, включить в него важные неологизмы, учесть новые научные достижения лексикологии, орфоэпии, грамматики и стилистики. Замысел такого популярного толкового однотомного словаря Ожегову подсказал Д.Н.Ушаков.
Группа лингвистов стала составлять словарь в 1940 году, но вскоре грянула война, которая нарушила намеченные планы. В августе-октябре 1941 года научные коллективы спешно эвакуировались в тыл. Ожегов собрался уйти на фронт, но ему было отказано в мобилизации. Сергей Иванович тяготился тем, что по состоянию здоровья не мог участвовать в военных действиях. В октябре 1941 года фронт вплотную приблизился к столице, и Ожегову предложили уехать, но он остался в Москве и возглавил научную работу, в которую вкладывал всю душу. Помогали Ожегову его друзья и коллеги – профессора В.В.Виноградов и Г.О.Винокур. Сергей Иванович разработал курс русской палеографии и преподавал его студентам педагогического института, дежурил в ночных патрулях. Ожегов вместе с коллегами, которые остались в Москве, организовал языковедческое научное общество, изучал язык военного времени, не прекращая лексикографической работы над словарем.
Работа лексикографа очень трудна и кропотлива. Она требует от составителей справочника терпения и выносливости, энциклопедических знаний и научной интуиции, трепетного отношения к слову. Эти качества, присущие Сергею Ивановичу, помогли ему при составлении словаря.
«Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова вышел в свет через четыре года после Победы, в 1949 году. Он многократно издавался и переиздавался. Только при жизни ученого справочник был издан 8 раз. Сейчас «Словарь русского языка» содержит около 70 тысяч слов и переиздается каждые два-три года, что позволяет регулярно вносить в него изменения – уточнения, исправления и дополнения, поэтому словарь по-прежнему не устаревает. Этот словник стал лексикографическим эталоном и ориентиром для составителей двуязычных словарей.
3.Викторина
- Какие бывают словари? (толковый, переводной, синонимов/антонимов, страноведческий, этимологический, орфографический, произношения, профессиональный)
- Какую информацию можно извлечь из этих словарей? (Толкование, перевод, правильное произношение и написание, происхождение слова, как можно заменить одно слово другим)
- 22 ноября в нашей стране отмечают праздник. Какой это праздник? (День словаря).
- Почему День словаря отмечают 22 ноября? (День рождения Владимира Ивановича Даля – 1801 год)
- Что вы знаете о В.И.Дале? (Русский ученый, писатель и лексикограф, составитель “Толкового словаря живого великорусского языка”).
- Знаете ли вы, когда появился первый словарь (словари создавались в разные периоды времени, но первые толковые словари были созданы в 19 веке)
- Какие самые известные русские, английские, французские и немецкие словари вы знаете? (Даль, Ожегов, Вебстер, братьев Гримм…)
- Каким словарем вы воспользуетесь, если вам нужно:
А) перевести слово с одного языка на другой?
Б) понять значение слова?
В) узнать историю происхождения слова?
Г) узнать, как можно перефразировать слово или предложение?
Д) узнать, как правильно произнести слово?
Е) узнать слово с противоположным значением?
4.Подведение итогов игры.
- Что узнали нового? Что понравилось?
Теги: конспект внеурочного занятия, 6 класс
Автор разработки: Татьяна Недодаева
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4290302 от 01.05.2019
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|