Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


01.05.2019

Сергей Иванович Ожегов - знаменитый лексикограф XX века



СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ОЖЕГОВ – ЗНАМЕНИТЫЙ ЛЕКСИКОГРАФ XX ВЕКА. (Тематический классный час к 70-летию словаря С.И.Ожегова)

Цель мероприятия: повторение и закрепление знаний школьников об истории лингвистической науки и о её представителе – С.И.Ожегове, формирование у обучающихся лингвистической компетенции.

Ход мероприятия В дискуссиях и спорах о языке С.И.Ожегов всегда было одним из самых авторитетных. Л.И.Скворцов Его подвиг никогда не забудется нами, и я верю, что созданный им чудесный словарь сослужит великую службу многим поколениям… К.И.Чуковский

1.Вступительное словоучителя.

Двадцатое столетие было эпохой великих научных исследований и открытий в области русской филологии. Этот расцвет науки был подготовлен учеными XVIIIXIX веков. Многие современные лингвистические теории восходят к трудам Ломоносова, Востокова, Даля.

Ученые-лингвисты были и исследователями, и учителями по призванию, по душе, и их жизненный путь стал примером для студентов: И.А.Бодуэн де Куртенэ был преподавателем Л.В.Щербы, затем Л.В.Щерба увлёк наукой В.В.Виноградова и С.И.Ожегова. Так возникали научные школы, в которых ученые сохраняли традиции предшественников и развивали плодотворные идеи.

Сегодня наш разговор пойдёт об известном лексикографе прошлого века – С.И.Ожегове.

2. Рассказ о С.И.Ожегове

70 лет назад, в 1949 году, вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С.И.Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Словарь Ожегова стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Это замечательный справочник, созданный великим лексикографом, намного пережил своего творца и составителя.

Родился Сергей Иванович 10 сентября 1900 года в поселке Каменное Новоторожского уезда Тверской губернии в семье инженера. Здесь, на Верхней Волге, прошло детство будущего языковеда. В семье Ожеговых было трое сыновей: Сергей, Борис и Евгений. Сергей, старший сын Ивана Ивановича Ожегова, инженера-технолога местной фабрики, человека разносторонних интересов, многое унаследовал от отца. Трудолюбие и интерес к наукам передала детям мать Сергея Ожегова Александра Федоровна, которая находилась в дальнем родстве с известным филологом Г.П.Павским.

Накануне Первой мировой войны семья Ожеговых переезжает в столицу. В Петрограде Сергей окончил гимназию. В гимназические годы у Ожегова появляется интерес к филологии. После занятий он много времени отдавал гимнастике, футболу, который в те годы только входил в моду, и конному спорту. Тренировки воспитали в нем собранность, приучили к аккуратности, сделали сильным и выносливым.

В 1918 году Ожегов поступает на факультет языкознания и материальной культуры Петроградского университета. Но начавшиеся занятия вскоре были прерваны: студента Сергея Ожегова призвали в армию. Красноармеец Ожегов участвовал в боях на западе России, у Карельского перешейка, на Украине. В 1922 году, когда завершилась Гражданская война, Сергей Иванович вернулся в Петроград и приступил к занятиям в университете на факультете языкознания и материальной культуры. В 1926 году Ожегов окончил вузовский курс и по рекомендации своих наставников поступил в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока при Ленинградском университете. С этого времени он углубленно изучает языки и историю русской словесности. Молодой исследователь накапливал жизненный и преподавательский опыт. В эти годы (1927 – 1936) он преподавал во многих ленинградских вузах: на Высших курсах искусствознания при Государственном институте истории искусств, в Ленинградском педагогическом институте им. Покровского, был доцентом педагогического института им. Герцена, работал в институте языка и мышления АН СССР.

С конца двадцатых годов С.И.Ожегов с увлечением погрузился в словарную работу. Совместно с другими языковедами он работает над «Толковым словарем русского языка», который вышел под редакцией Д.Н.Ушакова в 1935 – 1940 годах.

В январе 1934 года за большие заслуги в научной работе и успехи в преподавании Сергею Ивановичу было присвоено звание кандидата филологических наук без защиты диссертации. В те годы он работал в Институте языка и мышления АН СССР.

По приглашению Отдела печати в 1936 году Ожегов с женой Натальей Сергеевной и сыном Сергеем переезжает жить из Ленинграда в Москву. С Москвой связана вторая половина жизни ученого. Здесь в 1937 – 1941 годах Сергей Иванович преподавал в Московском институте философии, литературы и искусства, 5 июля 1938 года он был утвержден в звании доцента, а 12 июля 1958 года – стал доктором филологических наук. В Москве при его участии выходит упомянутый выше четырехтомный ушаковский толковый словарь, «Словарь современного литературного языка» в семнадцати томах, «Орфографический словарь русского языка», орфоэпический язык «Русское литературное ударение и произношение», «Словарь языка Пушкина» и, конечно, самый знаменитый лексикографический труд – «Словарь русского языка».

Потребность в таком кратком толковом словаре русского языка появилась в нашей стране еще в 30-е годы прошлого века. Нужно было в пределах одного тома с достаточной полнотой отразить основной состав лексики современного русского языка, включить в него важные неологизмы, учесть новые научные достижения лексикологии, орфоэпии, грамматики и стилистики. Замысел такого популярного толкового однотомного словаря Ожегову подсказал Д.Н.Ушаков.

Группа лингвистов стала составлять словарь в 1940 году, но вскоре грянула война, которая нарушила намеченные планы. В августе-октябре 1941 года научные коллективы спешно эвакуировались в тыл. Ожегов собрался уйти на фронт, но ему было отказано в мобилизации. Сергей Иванович тяготился тем, что по состоянию здоровья не мог участвовать в военных действиях. В октябре 1941 года фронт вплотную приблизился к столице, и Ожегову предложили уехать, но он остался в Москве и возглавил научную работу, в которую вкладывал всю душу. Помогали Ожегову его друзья и коллеги – профессора В.В.Виноградов и Г.О.Винокур. Сергей Иванович разработал курс русской палеографии и преподавал его студентам педагогического института, дежурил в ночных патрулях. Ожегов вместе с коллегами, которые остались в Москве, организовал языковедческое научное общество, изучал язык военного времени, не прекращая лексикографической работы над словарем.

Работа лексикографа очень трудна и кропотлива. Она требует от составителей справочника терпения и выносливости, энциклопедических знаний и научной интуиции, трепетного отношения к слову. Эти качества, присущие Сергею Ивановичу, помогли ему при составлении словаря.

«Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова вышел в свет через четыре года после Победы, в 1949 году. Он многократно издавался и переиздавался. Только при жизни ученого справочник был издан 8 раз. Сейчас «Словарь русского языка» содержит около 70 тысяч слов и переиздается каждые два-три года, что позволяет регулярно вносить в него изменения – уточнения, исправления и дополнения, поэтому словарь по-прежнему не устаревает. Этот словник стал лексикографическим эталоном и ориентиром для составителей двуязычных словарей.

3.Викторина

- Какие бывают словари? (толковый, переводной, синонимов/антонимов, страноведческий, этимологический, орфографический, произношения, профессиональный)

- Какую информацию можно извлечь из этих словарей? (Толкование, перевод, правильное произношение и написание, происхождение слова, как можно заменить одно слово другим)

 - 22 ноября в нашей стране отмечают праздник. Какой это праздник? (День словаря).

- Почему День словаря отмечают 22 ноября? (День рождения Владимира Ивановича Даля – 1801 год)

 - Что вы знаете о В.И.Дале? (Русский ученый, писатель и лексикограф, составитель “Толкового словаря живого великорусского языка”).

- Знаете ли вы, когда появился первый словарь (словари создавались в разные периоды времени, но первые толковые словари были созданы в 19 веке)

- Какие самые известные русские, английские, французские и немецкие словари вы знаете? (Даль, Ожегов, Вебстер, братьев Гримм…)

- Каким словарем вы воспользуетесь, если вам нужно:

А) перевести слово с одного языка на другой?

Б) понять значение слова?

В) узнать историю происхождения слова?

Г) узнать, как можно перефразировать слово или предложение?

Д) узнать, как правильно произнести слово?

Е) узнать слово с противоположным значением?

4.Подведение итогов игры.

- Что узнали нового? Что понравилось?


Теги: конспект внеурочного занятия, 6 класс
Автор разработки:  Татьяна Недодаева
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4290302 от 01.05.2019
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.