Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


01.05.2019

Сергей Иванович Ожегов - знаменитый лексикограф XX века



СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ОЖЕГОВ – ЗНАМЕНИТЫЙ ЛЕКСИКОГРАФ XX ВЕКА. (Тематический классный час к 70-летию словаря С.И.Ожегова)

Цель мероприятия: повторение и закрепление знаний школьников об истории лингвистической науки и о её представителе – С.И.Ожегове, формирование у обучающихся лингвистической компетенции.

Ход мероприятия В дискуссиях и спорах о языке С.И.Ожегов всегда было одним из самых авторитетных. Л.И.Скворцов Его подвиг никогда не забудется нами, и я верю, что созданный им чудесный словарь сослужит великую службу многим поколениям… К.И.Чуковский

1.Вступительное словоучителя.

Двадцатое столетие было эпохой великих научных исследований и открытий в области русской филологии. Этот расцвет науки был подготовлен учеными XVIIIXIX веков. Многие современные лингвистические теории восходят к трудам Ломоносова, Востокова, Даля.

Ученые-лингвисты были и исследователями, и учителями по призванию, по душе, и их жизненный путь стал примером для студентов: И.А.Бодуэн де Куртенэ был преподавателем Л.В.Щербы, затем Л.В.Щерба увлёк наукой В.В.Виноградова и С.И.Ожегова. Так возникали научные школы, в которых ученые сохраняли традиции предшественников и развивали плодотворные идеи.

Сегодня наш разговор пойдёт об известном лексикографе прошлого века – С.И.Ожегове.

2. Рассказ о С.И.Ожегове

70 лет назад, в 1949 году, вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С.И.Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Словарь Ожегова стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Это замечательный справочник, созданный великим лексикографом, намного пережил своего творца и составителя.

Родился Сергей Иванович 10 сентября 1900 года в поселке Каменное Новоторожского уезда Тверской губернии в семье инженера. Здесь, на Верхней Волге, прошло детство будущего языковеда. В семье Ожеговых было трое сыновей: Сергей, Борис и Евгений. Сергей, старший сын Ивана Ивановича Ожегова, инженера-технолога местной фабрики, человека разносторонних интересов, многое унаследовал от отца. Трудолюбие и интерес к наукам передала детям мать Сергея Ожегова Александра Федоровна, которая находилась в дальнем родстве с известным филологом Г.П.Павским.

Накануне Первой мировой войны семья Ожеговых переезжает в столицу. В Петрограде Сергей окончил гимназию. В гимназические годы у Ожегова появляется интерес к филологии. После занятий он много времени отдавал гимнастике, футболу, который в те годы только входил в моду, и конному спорту. Тренировки воспитали в нем собранность, приучили к аккуратности, сделали сильным и выносливым.

В 1918 году Ожегов поступает на факультет языкознания и материальной культуры Петроградского университета. Но начавшиеся занятия вскоре были прерваны: студента Сергея Ожегова призвали в армию. Красноармеец Ожегов участвовал в боях на западе России, у Карельского перешейка, на Украине. В 1922 году, когда завершилась Гражданская война, Сергей Иванович вернулся в Петроград и приступил к занятиям в университете на факультете языкознания и материальной культуры. В 1926 году Ожегов окончил вузовский курс и по рекомендации своих наставников поступил в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока при Ленинградском университете. С этого времени он углубленно изучает языки и историю русской словесности. Молодой исследователь накапливал жизненный и преподавательский опыт. В эти годы (1927 – 1936) он преподавал во многих ленинградских вузах: на Высших курсах искусствознания при Государственном институте истории искусств, в Ленинградском педагогическом институте им. Покровского, был доцентом педагогического института им. Герцена, работал в институте языка и мышления АН СССР.

С конца двадцатых годов С.И.Ожегов с увлечением погрузился в словарную работу. Совместно с другими языковедами он работает над «Толковым словарем русского языка», который вышел под редакцией Д.Н.Ушакова в 1935 – 1940 годах.

В январе 1934 года за большие заслуги в научной работе и успехи в преподавании Сергею Ивановичу было присвоено звание кандидата филологических наук без защиты диссертации. В те годы он работал в Институте языка и мышления АН СССР.

По приглашению Отдела печати в 1936 году Ожегов с женой Натальей Сергеевной и сыном Сергеем переезжает жить из Ленинграда в Москву. С Москвой связана вторая половина жизни ученого. Здесь в 1937 – 1941 годах Сергей Иванович преподавал в Московском институте философии, литературы и искусства, 5 июля 1938 года он был утвержден в звании доцента, а 12 июля 1958 года – стал доктором филологических наук. В Москве при его участии выходит упомянутый выше четырехтомный ушаковский толковый словарь, «Словарь современного литературного языка» в семнадцати томах, «Орфографический словарь русского языка», орфоэпический язык «Русское литературное ударение и произношение», «Словарь языка Пушкина» и, конечно, самый знаменитый лексикографический труд – «Словарь русского языка».

Потребность в таком кратком толковом словаре русского языка появилась в нашей стране еще в 30-е годы прошлого века. Нужно было в пределах одного тома с достаточной полнотой отразить основной состав лексики современного русского языка, включить в него важные неологизмы, учесть новые научные достижения лексикологии, орфоэпии, грамматики и стилистики. Замысел такого популярного толкового однотомного словаря Ожегову подсказал Д.Н.Ушаков.

Группа лингвистов стала составлять словарь в 1940 году, но вскоре грянула война, которая нарушила намеченные планы. В августе-октябре 1941 года научные коллективы спешно эвакуировались в тыл. Ожегов собрался уйти на фронт, но ему было отказано в мобилизации. Сергей Иванович тяготился тем, что по состоянию здоровья не мог участвовать в военных действиях. В октябре 1941 года фронт вплотную приблизился к столице, и Ожегову предложили уехать, но он остался в Москве и возглавил научную работу, в которую вкладывал всю душу. Помогали Ожегову его друзья и коллеги – профессора В.В.Виноградов и Г.О.Винокур. Сергей Иванович разработал курс русской палеографии и преподавал его студентам педагогического института, дежурил в ночных патрулях. Ожегов вместе с коллегами, которые остались в Москве, организовал языковедческое научное общество, изучал язык военного времени, не прекращая лексикографической работы над словарем.

Работа лексикографа очень трудна и кропотлива. Она требует от составителей справочника терпения и выносливости, энциклопедических знаний и научной интуиции, трепетного отношения к слову. Эти качества, присущие Сергею Ивановичу, помогли ему при составлении словаря.

«Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова вышел в свет через четыре года после Победы, в 1949 году. Он многократно издавался и переиздавался. Только при жизни ученого справочник был издан 8 раз. Сейчас «Словарь русского языка» содержит около 70 тысяч слов и переиздается каждые два-три года, что позволяет регулярно вносить в него изменения – уточнения, исправления и дополнения, поэтому словарь по-прежнему не устаревает. Этот словник стал лексикографическим эталоном и ориентиром для составителей двуязычных словарей.

3.Викторина

- Какие бывают словари? (толковый, переводной, синонимов/антонимов, страноведческий, этимологический, орфографический, произношения, профессиональный)

- Какую информацию можно извлечь из этих словарей? (Толкование, перевод, правильное произношение и написание, происхождение слова, как можно заменить одно слово другим)

 - 22 ноября в нашей стране отмечают праздник. Какой это праздник? (День словаря).

- Почему День словаря отмечают 22 ноября? (День рождения Владимира Ивановича Даля – 1801 год)

 - Что вы знаете о В.И.Дале? (Русский ученый, писатель и лексикограф, составитель “Толкового словаря живого великорусского языка”).

- Знаете ли вы, когда появился первый словарь (словари создавались в разные периоды времени, но первые толковые словари были созданы в 19 веке)

- Какие самые известные русские, английские, французские и немецкие словари вы знаете? (Даль, Ожегов, Вебстер, братьев Гримм…)

- Каким словарем вы воспользуетесь, если вам нужно:

А) перевести слово с одного языка на другой?

Б) понять значение слова?

В) узнать историю происхождения слова?

Г) узнать, как можно перефразировать слово или предложение?

Д) узнать, как правильно произнести слово?

Е) узнать слово с противоположным значением?

4.Подведение итогов игры.

- Что узнали нового? Что понравилось?


Теги: конспект внеурочного занятия, 6 класс
Автор разработки:  Татьяна Недодаева
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4290302 от 01.05.2019
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.