Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


27.09.2018

Конспект урока на тему «Значение букв я, ю, е, ё»



Урок-повторение с углублением знаний и практикой по теме

1. Устное повторение теории по теме (слово учителя или обычная беседа, предпочтительнее второе).

Учебник «Русский язык. Теория» Бабайцевой, §40.

2. Коллективное комментирование 10 примеров из дидактического материала к уроку.

Обратить внимание, что можно выделить четыре позиции для букв я, ю, е, ё. Один звук [а], [у], [э], [о] и мягкость предшествующего они обозначают только после согласного.

Позиции:

После согласного: согл. + е, ё, ю, я.

После гласного: гласн. + е, ё, ю, я.

После ь и ъ: ь, ъ + е, ё, ю, я.

В начале слова: е, ё, ю, я + любая буква.

Последние три позиции «сигнализируют» о двух звуках, сочетания букв в них можно назвать «сигнальными»: ое, оё, оя, ою; ае, ая и т. д.

3. Создать таблицу следующего вида и распределить в неё примеры (каждый делает таблицу в тетради или как электронный документ, распределение первых примеров может быть коллективным).

Обозначает один гласный [э], [о], [у], [а] звук и мягкость предыдущего согл.

Обозначает два звука [й] + [э], [о], [у], [а]

лес

маяк

веер

веер

Полезно часть примеров из дидактического материала дать устно (без записи на доске) и разобрать их после письменных, чтобы умение выявлять «сигнальные позиции», где буква даёт два звука, развивалось в двух направлениях. Если в слове есть две буквы (е, ё, ю, я) в разных позициях, то можно записать его в обе колонки, подчеркнув в каждом случае «свою» букву. Напр. в словах веер, рея, смеются, гуляю.

4. Дать задание дополнить таблицу своими примерами (допустим, по пять слов в каждой колонке). Если есть сложности именно в подборе слов, можно использовать онлайн-словари. Подобранные примеры комментируются. Для выявления ошибок в распределении на группы подойдёт перекрёстная проверка. Сложные случаи комментируются учителем.

5. Несколько учеников комментируют подобранные примеры. Коллективное обсуждение. Можно позднее объединить все подобранные примеры в единый документ.

6. Раздаются тесты, где нужно выбрать варианты ответов со словами, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Тесты выполняются самостоятельно, проверка перекрёстная (соответственно, каждый ученик получает для неё ключи не к своему варианту и проверяет другую работу, оптимальное число вариантов — пять), после этого фронтальный опрос с упором на учеников, испытывавших трудности при работе в пп. 4 и 5.

Ученики проверяют работы карандашом и выставляют только число ошибок вместо оценки (тест не имеет значения контрольного, но выявляет тех, у кого тема может «западать»). Работы сдаются только после коллективного анализа ошибок, но оценки за них не выставляются.

Отступление. На данном этапе учеников уже можно разделить условно на «слабых» и «сильных», вторые могут выполнять последующие упражнения с опережением и им лучше доверять перекрёстную проверку (т. е. ученики проверяют работы друг друга не «кто с кем сидит», а все работы «слабых» распределяются для проверки между «сильными»). Учитель может проверять работы «сильных» держа тем самым руку на пульсе и, если нужно, перераспределяя состав групп (все «слабые» в идеале должны дойти до уровня «сильных», средство для этого — ударная доза практики без оценок за неё и занятия с «сильными»). Это общий методический приём, он подходит для всех тем. Напротив, в этой теме он может и не пригодится, т. к. она лёгкая.

7. Далее акцентируем внимание только на тех словах, где буквы е, ё, ю, я выполняют 2-ую (или и 1-ую, и 2-ую функцию). Ученикам даётся задание составить список из 10 таких слов, лучше новых, но можно привлекать и уже использованные примеры. Для подбора слов можно использовать бумажные и электронные словари. (Это непринципиальная позиция, она отрабатывает умение выбирать нужную информацию из готовых источников и экономит время, освобождая его для практики и разбора ошибок, но можно попробовать и иной вариант, дав задание именно вспомнить подходящие слова самостоятельно. Последнее развивает память и слегка «обнажает» уровень словарного запаса. Тем не менее более удачным кажется первый метод работы: время ограничено, а практика дороже, и открытые источники со словарями всегда доступны, зачем занимать позицию «пусть сами»? Для развития памяти можно комбинировать оба способа, но с упором на второй, первый хорош для внеурочной деятельности в игровой форме.)

8. Примеры, подобранные в п. 7, комментируются, особенно ошибки и особенно с упором на слабых учеников.

(Этот обычный педагогический «упор на слабых» может вызывать «скуку» и падение мотивации у сильных. Важно, чтобы сильные ученики всегда были заняты делом «своего уровня», но при этом и не абстрагировались от остальных: комментирование ошибок у слабых, выполнение заданий на опережение, дополнительных заданий повышенного уровня.)

9. Работа по развитию навыка в сравнении числа букв и звуков в слове.

Показать ученикам таблицу.

Позиции

Сравнение количества букв и звуков

Согласная + е, ё, ю, я.

Звуки = буквы

ь, ъ, + е, ё, ю, я.

Звуки = буквы

Гласная + е, ё, ю, я.

Звуков > на 1

Е, ё, ю, я в начале слова

Звуков > на1

ь, ъ при отсутствии букв е, ё, ю, я (или они есть, но только после согласной)

Звуков < на 1

Прокомментировать и коллективно обсудить всю таблицу. Особенно:

1) позицию «ь, ъ, + е, ё, ю, я»;

2) то, что слово может совмещать несколько разных позиций (и как это отражается на сравнении букв и звуков).

Привести несколько примеров (частично письменно, частично устно) и прокомментировать в них нужные позиции. Сравнить число букв и звуков в словах. Можно записывать только слова, слова с транскрипциями, комбинированные варианты (напр. [й’о]лка), судя по подготовленности класса.

Коллективно комментируется 5–10 примеров. Далее даётся аналогичное упражнение.

Можно с заполнением таблицы следующего вида

Звуки = буквы

Звуков > букв

Звуков < букв

съел

маяк

честь

Комбинированная проверка сильными у слабых и учителем у сильных.

Можно вновь дополнить упражнение как дидактический материал заданием привести свои примеры.

10. Лингвистическая игра «Больше, меньше или равно».

Ученикам предлагается набор слов, в каждом из которых им нужно сравнить число букв и звуков.

Провести её можно как угодно.

1. На скорость, в индивидуальной или командной форме: даётся один набор слов на всех, каждому участнику (или команде) нужно быстрее остальных охарактеризовать каждое слово (З > < = Б).

2. Интерактивное приложение с тем же заданием, что в первом варианте, также индивидуально или в команде (это можно и не на скорость).

Можно сопроводить игру составлением транскрипций к словам, но это по ситуации. Тем, у кого нет навыка сравнения звуков и букв по графическому виду слову, сами будут составлять транскрипции, остальные могут составлять их просто для дополнительной практики и равных условий с остальными. Игра «без транскрипций» может быть проведена для «сильных» отдельно.

11. Домашнее задание.

Упражнения в учебнике или интерактивные упражнения, которые остались не выполненными, упражнения на фонетический разбор (если образец такого разбора уже проходили).

«Сильным» ученикам можно дать задание составить свои интерактивные упражнения по образцу.

Для проведения урока по конспекту нужно подготовить соответствующие дидактические материалы (в тексте конспекта подчёркнуты) и интерактивные приложения. Ниже размещаю ссылки того, что уже сделано (число ссылок будет увеличиваться).

Интерактивное упражнение

http://LearningApps.org/display?v=pk85j27ja01


Теги: фонетика, 5 класс, 6 класс, 7 класс, звуки и буквы, транскрипция
Автор разработки:  Евгений Бикмаев
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал / Скачать материал / Скачать материал
Свидетельство о публикации № 3120929 от 27.09.2018
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.