Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Конспект урока на тему «Значение букв я, ю, е, ё»
Урок-повторение с углублением знаний и практикой по теме
1. Устное повторение теории по теме (слово учителя или обычная беседа, предпочтительнее второе).
Учебник «Русский язык. Теория» Бабайцевой, §40.
2. Коллективное комментирование 10 примеров из дидактического материала к уроку.
Обратить внимание, что можно выделить четыре позиции для букв я, ю, е, ё. Один звук [а], [у], [э], [о] и мягкость предшествующего они обозначают только после согласного.
Позиции:
После согласного: согл. + е, ё, ю, я.
После гласного: гласн. + е, ё, ю, я.
После ь и ъ: ь, ъ + е, ё, ю, я.
В начале слова: е, ё, ю, я + любая буква.
Последние три позиции «сигнализируют» о двух звуках, сочетания букв в них можно назвать «сигнальными»: ое, оё, оя, ою; ае, ая и т. д.
3. Создать таблицу следующего вида и распределить в неё примеры (каждый делает таблицу в тетради или как электронный документ, распределение первых примеров может быть коллективным).
Обозначает один гласный [э], [о], [у], [а] звук и мягкость предыдущего согл. |
Обозначает два звука [й] + [э], [о], [у], [а] |
лес |
маяк |
веер |
веер |
… |
… |
Полезно часть примеров из дидактического материала дать устно (без записи на доске) и разобрать их после письменных, чтобы умение выявлять «сигнальные позиции», где буква даёт два звука, развивалось в двух направлениях. Если в слове есть две буквы (е, ё, ю, я) в разных позициях, то можно записать его в обе колонки, подчеркнув в каждом случае «свою» букву. Напр. в словах веер, рея, смеются, гуляю.
4. Дать задание дополнить таблицу своими примерами (допустим, по пять слов в каждой колонке). Если есть сложности именно в подборе слов, можно использовать онлайн-словари. Подобранные примеры комментируются. Для выявления ошибок в распределении на группы подойдёт перекрёстная проверка. Сложные случаи комментируются учителем.
5. Несколько учеников комментируют подобранные примеры. Коллективное обсуждение. Можно позднее объединить все подобранные примеры в единый документ.
6. Раздаются тесты, где нужно выбрать варианты ответов со словами, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Тесты выполняются самостоятельно, проверка перекрёстная (соответственно, каждый ученик получает для неё ключи не к своему варианту и проверяет другую работу, оптимальное число вариантов — пять), после этого фронтальный опрос с упором на учеников, испытывавших трудности при работе в пп. 4 и 5.
Ученики проверяют работы карандашом и выставляют только число ошибок вместо оценки (тест не имеет значения контрольного, но выявляет тех, у кого тема может «западать»). Работы сдаются только после коллективного анализа ошибок, но оценки за них не выставляются.
Отступление. На данном этапе учеников уже можно разделить условно на «слабых» и «сильных», вторые могут выполнять последующие упражнения с опережением и им лучше доверять перекрёстную проверку (т. е. ученики проверяют работы друг друга не «кто с кем сидит», а все работы «слабых» распределяются для проверки между «сильными»). Учитель может проверять работы «сильных» держа тем самым руку на пульсе и, если нужно, перераспределяя состав групп (все «слабые» в идеале должны дойти до уровня «сильных», средство для этого — ударная доза практики без оценок за неё и занятия с «сильными»). Это общий методический приём, он подходит для всех тем. Напротив, в этой теме он может и не пригодится, т. к. она лёгкая.
7. Далее акцентируем внимание только на тех словах, где буквы е, ё, ю, я выполняют 2-ую (или и 1-ую, и 2-ую функцию). Ученикам даётся задание составить список из 10 таких слов, лучше новых, но можно привлекать и уже использованные примеры. Для подбора слов можно использовать бумажные и электронные словари. (Это непринципиальная позиция, она отрабатывает умение выбирать нужную информацию из готовых источников и экономит время, освобождая его для практики и разбора ошибок, но можно попробовать и иной вариант, дав задание именно вспомнить подходящие слова самостоятельно. Последнее развивает память и слегка «обнажает» уровень словарного запаса. Тем не менее более удачным кажется первый метод работы: время ограничено, а практика дороже, и открытые источники со словарями всегда доступны, зачем занимать позицию «пусть сами»? Для развития памяти можно комбинировать оба способа, но с упором на второй, первый хорош для внеурочной деятельности в игровой форме.)
8. Примеры, подобранные в п. 7, комментируются, особенно ошибки и особенно с упором на слабых учеников.
(Этот обычный педагогический «упор на слабых» может вызывать «скуку» и падение мотивации у сильных. Важно, чтобы сильные ученики всегда были заняты делом «своего уровня», но при этом и не абстрагировались от остальных: комментирование ошибок у слабых, выполнение заданий на опережение, дополнительных заданий повышенного уровня.)
9. Работа по развитию навыка в сравнении числа букв и звуков в слове.
Показать ученикам таблицу.
Позиции |
Сравнение количества букв и звуков |
Согласная + е, ё, ю, я. |
Звуки = буквы |
ь, ъ, + е, ё, ю, я. |
Звуки = буквы |
Гласная + е, ё, ю, я. |
Звуков > на 1 |
Е, ё, ю, я в начале слова |
Звуков > на1 |
ь, ъ при отсутствии букв е, ё, ю, я (или они есть, но только после согласной) |
Звуков < на 1 |
Прокомментировать и коллективно обсудить всю таблицу. Особенно:
1) позицию «ь, ъ, + е, ё, ю, я»;
2) то, что слово может совмещать несколько разных позиций (и как это отражается на сравнении букв и звуков).
Привести несколько примеров (частично письменно, частично устно) и прокомментировать в них нужные позиции. Сравнить число букв и звуков в словах. Можно записывать только слова, слова с транскрипциями, комбинированные варианты (напр. [й’о]лка), судя по подготовленности класса.
Коллективно комментируется 5–10 примеров. Далее даётся аналогичное упражнение.
Можно с заполнением таблицы следующего вида
Звуки = буквы |
Звуков > букв |
Звуков < букв |
съел |
маяк |
честь |
… |
… |
… |
Комбинированная проверка сильными у слабых и учителем у сильных.
Можно вновь дополнить упражнение как дидактический материал заданием привести свои примеры.
10. Лингвистическая игра «Больше, меньше или равно».
Ученикам предлагается набор слов, в каждом из которых им нужно сравнить число букв и звуков.
Провести её можно как угодно.
1. На скорость, в индивидуальной или командной форме: даётся один набор слов на всех, каждому участнику (или команде) нужно быстрее остальных охарактеризовать каждое слово (З > < = Б).
2. Интерактивное приложение с тем же заданием, что в первом варианте, также индивидуально или в команде (это можно и не на скорость).
Можно сопроводить игру составлением транскрипций к словам, но это по ситуации. Тем, у кого нет навыка сравнения звуков и букв по графическому виду слову, сами будут составлять транскрипции, остальные могут составлять их просто для дополнительной практики и равных условий с остальными. Игра «без транскрипций» может быть проведена для «сильных» отдельно.
11. Домашнее задание.
Упражнения в учебнике или интерактивные упражнения, которые остались не выполненными, упражнения на фонетический разбор (если образец такого разбора уже проходили).
«Сильным» ученикам можно дать задание составить свои интерактивные упражнения по образцу.
Для проведения урока по конспекту нужно подготовить соответствующие дидактические материалы (в тексте конспекта подчёркнуты) и интерактивные приложения. Ниже размещаю ссылки того, что уже сделано (число ссылок будет увеличиваться).
Интерактивное упражнение
http://LearningApps.org/display?v=pk85j27ja01
Теги: фонетика, 5 класс, 6 класс, 7 класс, звуки и буквы, транскрипция
Автор разработки: Евгений Бикмаев
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал / Скачать материал / Скачать материал
Свидетельство о публикации № 3120929 от 27.09.2018
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|