Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Урок русского языка в рамках подготовки к ГИА "Творить ауру добра"
Урок русского языка в рамках подготовки к ГИА в 9 классе
Автор - Королёва Инна Александровна, учитель русского языка и литературы I категории, МБОУ «СОШ №9 им. Героя Советского Союза П.Г.Макарова» г. Алатырь, Чувашской Республики.
Актуализация темы урока
В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встаёт как первоочередная проблема душевной теплоты. Именно сейчас стало необходимым чаще задумываться над этой проблемой, что надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывая о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души – самая страшная болезнь на свете. Если будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьём в себе самое ценное качество – способность делать добро. Известный поэт Александр Яшин говорил: «А могу ли я делать добро, не требуя ничего взамен? А могу ли я чувствовать чужую боль, как собственную?» Почему о некоторых людях говорят: «У него доброе имя, доброе сердце»?Цели урока:
1. Развитие письменной и устной речи; 2. Формировать умение анализировать текст, развивать коммуникативные навыки;3. Воспитывать у учащихся доброту, милосердие, терпимость, способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.
Методы:
1. Словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по тексту, дискуссия).
2. Наглядный (презентация).
3. Групповая работа.
Материал к уроку: тексты рассказа Тэсс “Добрые зёрна”, словарь Ожегова С.И., карточки с заданиями, проектор, ноутбук, эпиграф “Спешите делать добрые дела” (А.Яшин)
Подготовка к уроку: предварительно найти стихи о доброте.
Ход урока:
1. Вызов интереса.
Определим тему урока, прослушав стихотворение: Добро и зло творить Во власти всех людей, Но зло творится без труда… Добро творить трудней. - Определить главное слово в этом четверостишии (ТВОРИТЬ) - Окружающая обстановка, атмосфера – (АУРА) - Ребята, а какой антоним можно подобрать к слову ЗЛО? (ДОБРО) - Итак, ребята, исходя из трёх видов работы, назовём тему урока: ТВОРИТЬ АУРУ ДОБРА. Эпиграф к уроку: «Спешите делать добрые дела» А.Яшин 2. Погружение в тему. Учитель. - Владимир Даль давал определение этому слову: «Добро – всё, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина: худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало; за добро добром платят». - Ребята, а что значит делать добрые дела? Как вы понимаете? - Кто-то из древних говорил: «Делать добро другим – не обязанность. Это – радость, ибо это улучшает здоровье и увеличивает счастье». - Д.Корнеги в своих многих работах говорил, что доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. - А я, ребята, вспомнила китайскую пословицу: «Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит». - Итак, друзья, мы часто на уроке повторяем слово ДОБРЫЙ, подберём к нему синонимы: СЕРДЕЧНЫЙ БЛАГОСКЛОННЫЙ НЕЗЛОБИВЫЙ ДУШЕВНЫЙ СОЧУВСТВЕННЫЙ СОСТРАДАТЕЛЬНЫЙ КОВАРНЫЙ БЕСКОРЫСТНЫЙ БЕЗЗЛОБНЫЙ МИЛЫЙ - Ребята, среди этих слов есть одно лишнее? (КОВАРНЫЙ) - На ваш взгляд, это какой человек? КОВАРНЫЙ – хитрый, скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел. - Предлагаю вам ещё один вид работы: подобрать однокоренные слова к слову ДОБРЫЙ: ДОБРО ДОБРОТА ДОБРОТНЫЙ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ДОБРОДУШНЫЙ ДОБРОДУШИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ДОБРЯК ПО-ДОБРОМУ ДОБРЕЙШИЙ ДОБРЫЙ-ПРЕДОБРЫЙ ДОБРОВОЛЕЦ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО - Среди этих слов найдите наречия.(ПО-ДОБРОМУ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО) - Как пишется слово ПО-ДОБРОМУ? (Правило правописания) - Ребята, хочу познакомить вас со словами писателя Дудинцева. В предисловии к роману «Белые одежды» он даёт определение слову ДОБРО: «Добро – это деятельное сострадание, способность принять чужие сострадания на себя и активно противодействовать злу». Многие писатели пишут о добрых людях, о добре в жизни. И вам было дано задание найти такие стихи. Итак, пожалуйста. Учащиеся. Я, возможно, найду позитивный момент В том, что делаю людям я зло. Но не проще ли честно признаться себе, Что добро всё же лучше: оно ведь добро! Соловьёв Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело- Так живи на земле. Алексей Лесных Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги Тропою доброты И радость помоги найти кому-то. Иван Романов Учитель. - Следующий вид работы связан с устным народным творчеством. Тема добра здесь – одна из главных. - Вам предлагается начало пословицы, а вы завершаете её: Доброму человеку весь мир – свой…(дом). Худо тому, кто добра не делает…(никому). Доброе русло питает и душу и …(тело). Добрый человек живёт …(сто лет). - Давайте творить добро. Давайте каждый в своей душе вырастим дерево добра, где добрые мысли - корни, добрые поступки - ствол, добрые отзвуки в сердцах людей - крона. 3. Подготовка к работе по тексту. Учитель. - Что такое ЭВКАЛИПТ? - Что такое МАМОНТ? - Что такое ВООБРАЖЕНИЕ? Учащиеся работают с «Толковым словарём» С.И.Ожегова. ЭВКАЛИПТ - достигающее гигантских размеров южное дерево, древесина, кора и листья которого являются ценным сырьём для промышленности. МАМОНТ – ископаемое животное семейства слонов с длинной шерстью и большими загнутыми бивнями. ВООБРАЖЕНИЕ – способность воображать, фантазировать; мысленное представление. Домысел, плод фантазии. Учитель. - Что общего между этими словами? (всё можно вообразить) - Дописать слова, данные в скобках, в нужной форме: · Хотел нарисовать (синяя птица, мамонт) · Видел (волшебная птица) · Угадал в мальчике (поэт) · Вспомнит (взрослый человек) - Образуйте от глаголов возможные формы причастий: · Покрыть (покрытый) · Выходить (выходящий) · Просыпаться (просыпающийся) · Предусмотреть (предусмотренный) 4. Работа по тексту. Чтение текста Тэсс.(см. приложение) Учитель. - Текст без заголовка, в конце урока я попрошу вас озаглавить его. - Какие формы речевого этикета вы встретили в тексте? (Можно я нарисую; я хотел бы нарисовать; пожалуйста, объясни) - Определить ситуативные моменты текста. Ø Простая круглая чашка Ø Посмотрите на эту чашку Ø Нарисуйте её Ø Можно я нарисую не чашку Ø То, что никогда не видел Ø Дерево эвкалипт Ø Видели некоторые Ø Синяя птица Ø То, что никто не видел Ø Мамонт - Найдите ключевые слова текста, характеризующие мальчика Ø Долго смотрел Ø Наконец поднял руку Ø Сказал задумчиво Ø Сказал очень серьёзно Ø Сказал тихо Ø Сказал виновато Ø Вздохнул Ø Сила и пылкость воображения Ø Маленькие его пальцы были слабее мечты - Как эти слова характеризуют мальчика? (Фантазёр, воспитанный, начитанный) - Найдите слова, характеризующие учителя. (Удивилась; согласилась; сказала с интересом; переспросила, внимательно глядя; угадала в мальчике поэта; была вправе поставить двойку; оценила силу и пылкость его воображения; отнеслась с уважением и бережностью к детской мечте) - Что можно сказать об учителе? (Мальчик хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу… Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать… Она угадала в мальчике поэта. Быть может, …) - Какую цель преследовал автор текста, что он хотел сказать своим читателям? (Детские души – пластилин. Какими должны быть учителя. Учитель должен сеять в душах учеников семена доброты) - Дайте заголовок тексту. ДОБРЫЕ ЗЁРНА - Так давайте творить ауру добра, сеять добрые семена в сердцах окружающих нас людей. 5.Обобщение. Учитель. Быть человеком, нравственной личностью, исполненной чувством долга и чувством прекрасного,- это задача каждого из нас. Решить её не всем удаётся, но цель каждого – стремиться к идеалу, выбирать путь добра и нести свет людям. «Что ты хочешь? Ответь, – Жизнь спросила меня. – Или что-то иметь? Или что-то понять?» …Нет, я злато менять Не желаю на медь: Мне важнее понять, А не что-то иметь. В Чистякова ДОБРО - всё положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И.Ожегова) - Составим кластер. КЛАСТЕР – пучок слов, раскрывающий смысл какого-либо понятия, образа. СВЕТ ТЕПЛО МАМА
ЛЮБОВЬ ДОБРО
СЧАСТЬЕ СОУЧАСТИЕ НЕЖНОСТЬ 5. Работа по группам. Задание 1 группе. Составить коллаж КОЛЛАЖ в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-либо основу материалов другой фактуры, другого цвета. Задание 2 группе - Подберите антоним к слову ДОБРО (Зло) - Какие краски передают значение этого слова? Нарисовать «зло» Задание 3 группе Послушайте высказывание Рериха 1. Добро не ржавеет. 2. Растить обиду – плохой урожай. - Как вы понимаете смысл высказываний? Напишите сочинение-миниатюру. Проверка работ в группах Вывод: ТВОРИТЕ АУРУ ДОБРА! 7. Рефлексия. Учёные, поэты много говорили о добре, не обходили эту тему в своём творчестве. 1. Добро слагается из многого. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. (Д.С. Лихачев) 2. Что такое счастье? Соучастье В добрых человеческих делах. Н.Асеев 3. Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. О.Высотская Мы пришли в этот мир создавать, а не разрушать. Ю. Друнина в своём стихотворении писала: «Как праздник, как счастье, как чудо Идёт доброта по земле. И я про неё не забуду, Как я забываю о зле!» 8. Задание на дом. Составить сенквейн с ключевыми словами.СЕНКВЕЙН– пятистишие, где
первая строка – основное слово (имя существительное),
вторая строка – 2 определения к нему,
третья строка – 3 глагола к нему,
четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,
пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово.
Теги: 9 класс, подготовка к ОГЭ, интеграция, литература, русский язык, ГИА по русскому
Автор разработки: Инна Королева
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1627022 от 16.09.2017
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|