Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


16.09.2017

Урок русского языка в рамках подготовки к ГИА "Творить ауру добра"



 

Урок русского языка в рамках подготовки к ГИА в 9 классе

   Автор - Королёва Инна Александровна, учитель русского языка и литературы  I категории,  МБОУ «СОШ №9 им. Героя Советского Союза П.Г.Макарова» г. Алатырь, Чувашской Республики. 

 

Актуализация темы урока

В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встаёт как первоочередная проблема душевной теплоты. Именно сейчас стало необходимым чаще задумываться над этой проблемой, что надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывая о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души – самая страшная болезнь на свете. Если будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьём в себе самое ценное качество – способность делать добро. Известный поэт Александр Яшин говорил: «А могу ли я  делать добро, не требуя ничего взамен? А могу ли я чувствовать чужую боль, как собственную?» Почему о некоторых людях говорят: «У него доброе имя, доброе сердце»?  

Цели урока:

1. Развитие письменной  и устной речи; 2. Формировать умение анализировать текст, развивать коммуникативные навыки;

3. Воспитывать у учащихся доброту, милосердие, терпимость, способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.

 

Методы:

1. Словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по тексту, дискуссия).

2. Наглядный (презентация).

3. Групповая работа.

 

Материал к уроку:  тексты рассказа Тэсс “Добрые зёрна”, словарь Ожегова С.И., карточки с заданиями, проектор, ноутбук, эпиграф “Спешите делать добрые дела” (А.Яшин)

 

  Подготовка к уроку: предварительно найти стихи о доброте.

 

 Ход урока:

1. Вызов интереса.

 Определим тему урока, прослушав стихотворение:   Добро и зло творить Во власти всех людей, Но зло творится без труда… Добро творить трудней.   - Определить главное слово в этом четверостишии (ТВОРИТЬ) - Окружающая обстановка, атмосфера – (АУРА) - Ребята, а какой антоним можно подобрать к слову ЗЛО? (ДОБРО) - Итак, ребята, исходя из трёх видов работы, назовём тему урока:     ТВОРИТЬ АУРУ ДОБРА.       Эпиграф к уроку: «Спешите делать добрые дела» А.Яшин 2. Погружение в тему. Учитель. - Владимир Даль давал определение этому слову: «Добро – всё, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина: худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало; за добро добром платят». - Ребята, а что значит делать добрые дела? Как вы понимаете? - Кто-то из древних говорил: «Делать добро другим – не обязанность. Это – радость, ибо это улучшает здоровье и увеличивает счастье». - Д.Корнеги в своих многих работах говорил, что доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. - А я, ребята, вспомнила китайскую пословицу: «Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит». - Итак, друзья, мы часто на уроке повторяем слово ДОБРЫЙ, подберём к нему синонимы: СЕРДЕЧНЫЙ БЛАГОСКЛОННЫЙ НЕЗЛОБИВЫЙ ДУШЕВНЫЙ СОЧУВСТВЕННЫЙ СОСТРАДАТЕЛЬНЫЙ КОВАРНЫЙ БЕСКОРЫСТНЫЙ БЕЗЗЛОБНЫЙ МИЛЫЙ  - Ребята, среди этих слов есть одно лишнее? (КОВАРНЫЙ) - На ваш взгляд, это какой человек? КОВАРНЫЙ – хитрый, скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел. - Предлагаю вам ещё один вид работы: подобрать однокоренные слова к слову ДОБРЫЙ: ДОБРО ДОБРОТА ДОБРОТНЫЙ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ДОБРОДУШНЫЙ ДОБРОДУШИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ДОБРЯК ПО-ДОБРОМУ ДОБРЕЙШИЙ ДОБРЫЙ-ПРЕДОБРЫЙ ДОБРОВОЛЕЦ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО   - Среди этих слов найдите наречия.(ПО-ДОБРОМУ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО) - Как пишется слово ПО-ДОБРОМУ? (Правило правописания) - Ребята, хочу познакомить вас со словами писателя Дудинцева. В предисловии к роману «Белые одежды» он даёт определение слову ДОБРО: «Добро – это деятельное сострадание, способность принять чужие сострадания на себя и активно противодействовать злу». Многие писатели пишут о добрых людях, о добре в жизни. И вам было дано задание найти такие стихи. Итак, пожалуйста. Учащиеся.      Я, возможно, найду позитивный момент В том, что делаю людям я зло. Но не проще ли честно признаться себе, Что добро всё же лучше: оно ведь добро! Соловьёв        Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело- Так живи на земле.   Алексей Лесных   Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги Тропою доброты И радость помоги найти кому-то.    Иван Романов Учитель. - Следующий вид работы связан с устным народным творчеством. Тема добра здесь – одна из главных. - Вам предлагается начало пословицы, а вы завершаете её:   Доброму человеку весь мир – свой…(дом).   Худо тому, кто добра не делает…(никому).   Доброе русло питает и душу и …(тело).   Добрый человек живёт …(сто лет).   - Давайте творить добро. Давайте каждый в своей душе вырастим дерево добра, где добрые мысли - корни, добрые поступки - ствол, добрые отзвуки в сердцах людей - крона.   3. Подготовка к работе по тексту. Учитель. - Что такое ЭВКАЛИПТ? - Что такое  МАМОНТ? - Что такое ВООБРАЖЕНИЕ? Учащиеся работают с «Толковым словарём» С.И.Ожегова. ЭВКАЛИПТ - достигающее гигантских размеров южное дерево, древесина, кора и листья которого являются ценным сырьём для промышленности.   МАМОНТ – ископаемое животное семейства слонов с длинной шерстью и  большими загнутыми бивнями.   ВООБРАЖЕНИЕ – способность воображать, фантазировать; мысленное представление. Домысел, плод фантазии. Учитель. - Что общего между этими словами? (всё можно вообразить) - Дописать слова, данные в скобках, в нужной форме: ·    Хотел нарисовать (синяя птица, мамонт) ·    Видел (волшебная птица) ·    Угадал в мальчике (поэт) ·    Вспомнит (взрослый человек) - Образуйте от глаголов возможные формы причастий: ·    Покрыть (покрытый) ·    Выходить (выходящий) ·    Просыпаться (просыпающийся) ·    Предусмотреть (предусмотренный)   4. Работа по тексту. Чтение текста Тэсс.(см. приложение) Учитель. - Текст без заголовка, в конце урока я попрошу вас озаглавить его. - Какие формы речевого этикета вы встретили в тексте? (Можно я нарисую; я хотел бы нарисовать; пожалуйста, объясни) - Определить ситуативные моменты текста. Ø  Простая круглая чашка Ø  Посмотрите на эту чашку Ø  Нарисуйте её Ø  Можно я нарисую не чашку Ø  То, что никогда не видел Ø  Дерево эвкалипт Ø  Видели некоторые Ø  Синяя птица Ø  То, что никто не видел Ø  Мамонт     - Найдите ключевые слова текста, характеризующие мальчика Ø  Долго смотрел Ø  Наконец поднял руку Ø  Сказал задумчиво Ø  Сказал очень серьёзно Ø  Сказал тихо Ø  Сказал виновато Ø  Вздохнул Ø  Сила и пылкость воображения Ø  Маленькие его пальцы были слабее мечты - Как эти слова характеризуют мальчика? (Фантазёр, воспитанный, начитанный) - Найдите слова, характеризующие учителя. (Удивилась; согласилась; сказала с интересом; переспросила, внимательно глядя; угадала в мальчике поэта; была вправе поставить двойку; оценила силу и пылкость его воображения; отнеслась с уважением и бережностью к детской мечте) -  Что можно сказать об учителе? (Мальчик хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу… Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать… Она угадала в мальчике поэта. Быть может, …) - Какую цель преследовал автор текста, что он хотел сказать своим читателям? (Детские души – пластилин. Какими должны быть учителя. Учитель должен сеять в душах учеников семена доброты) - Дайте заголовок тексту. ДОБРЫЕ ЗЁРНА   - Так давайте творить ауру добра, сеять добрые семена в сердцах окружающих нас людей.   5.Обобщение. Учитель. Быть человеком, нравственной личностью, исполненной чувством долга и чувством прекрасного,- это задача каждого из нас. Решить её не всем удаётся, но цель каждого – стремиться к идеалу, выбирать путь добра и нести свет людям.   «Что ты хочешь? Ответь, – Жизнь спросила меня. – Или что-то иметь? Или что-то понять?» …Нет, я злато менять Не желаю на медь: Мне важнее понять, А не что-то иметь.    В Чистякова   ДОБРО - всё положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И.Ожегова) - Составим кластер. КЛАСТЕР – пучок слов, раскрывающий смысл какого-либо понятия, образа.   СВЕТ     ТЕПЛО   МАМА

 

 

  ЛЮБОВЬ     ДОБРО   

    СЧАСТЬЕ   СОУЧАСТИЕ     НЕЖНОСТЬ         5. Работа по группам.   Задание 1 группе.  Составить коллаж КОЛЛАЖ в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-либо основу материалов другой фактуры, другого цвета.     Задание 2 группе - Подберите антоним к слову ДОБРО (Зло) - Какие краски передают значение этого слова? Нарисовать «зло» Задание 3 группе Послушайте высказывание Рериха 1. Добро не ржавеет. 2. Растить обиду – плохой урожай. - Как  вы понимаете смысл высказываний? Напишите сочинение-миниатюру.   Проверка работ в группах Вывод: ТВОРИТЕ АУРУ ДОБРА!   7. Рефлексия. Учёные, поэты много говорили о добре, не обходили эту тему в своём творчестве. 1. Добро слагается из многого. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. (Д.С. Лихачев) 2. Что такое счастье? Соучастье В добрых человеческих делах.    Н.Асеев    3.     Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте.      О.Высотская   Мы пришли в этот мир создавать, а не разрушать. Ю. Друнина в своём стихотворении писала: «Как праздник, как счастье, как чудо Идёт доброта по земле. И я про неё не забуду, Как я забываю о зле!»   8. Задание на дом. Составить сенквейн с ключевыми словами.  

СЕНКВЕЙН– пятистишие, где

первая строка – основное слово (имя существительное),
вторая строка – 2 определения к нему,
третья строка – 3 глагола к нему,
четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,
пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово.


Приложение. Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать её. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку. Он был маленького роста и поэтому казался младше всех других. - Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? - спросил он. - Что же ты хочешь нарисовать? - удивилась учительница. - Дерево эвкалипта, - сказал мальчик задумчиво. - Нарисуй, - согласилась учительница. Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку. - Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? - спросил он. - Объясни, пожалуйста, что это такое, - сказала учительница с интересом. - Синяя птица, - сказал мальчик очень серьёзно. - Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется. Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик, спустя какой-то срок, снова поднял руку. - Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел, - сказал он тихо.- Можно? - Например? - Мамонта, когда он просыпается, - сказал мальчик виновато. - Мамонта?- переспросила учительница, внимательно глядя на него. - Мамонта, - вздохнул мальчик. - Ну что ж, - сказала учительница. - В конце концов, можно и мамонта. Урок закончился, весь класс отдал учительнице тетради, где была старательно нарисована круглая чашка с ручкой «бубликом». Только перед мальчиком, сидящим впереди, лежал чистый лист бумаги. Мальчик хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу, просыпающегося мамонта - и не нарисовал ничего. Но весь урок он видел их, видел огромное красное дерево с розовым стволом и голубой тенью, стаи попугайчиков, которые клевали цветы, видел волшебную птицу счастья, видел мамонта, медленно выходящего на луг, покрытый цветущими травами… Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать, но маленькие его пальцы были слабей, чем его воображение, его мечта: лист бумаги  остался чистым. Мальчик не выполнил задание. Учительница была вправе, очевидно, поставить ему двойку. Но она не сделала этого. Она поставила ему отметку, не предусмотренную, вероятно, в учебнике педагогики, оценив силу и пылкость его воображения. Она угадала в мальчике поэта. Быть может, когда он вырастет, он вспомнит её, вспомнит этот первый урок, взрослого человека, который отнёсся с уважением и бережливостью к детской мечте.        (Т. Тэсс)  

Теги: 9 класс, подготовка к ОГЭ, интеграция, литература, русский язык, ГИА по русскому
Автор разработки:  Инна Королева
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1627022 от 16.09.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.