Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


21.08.2017

Конспект урока "Чередование гласных в корнях гар/гор.



Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях гор, гар» (§37) (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс)  Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании букв  О и А в  корнях слов с чередованием и отработки способа применения этих знаний на письме. Предполагаемые результаты урока (подцели): Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; извлечения информации из различных источников и её преобразования, умения делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем,  умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.

Предметные: овладение знаниями о способах выбора гласных О и А в корнях ГОР – ГАР и их применение в различных практических  ситуациях.


Ход урока

Этап урка Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты деятельности

1. Организа-ционный момент.

 

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись: Дата. Классная работа)

Личностные:

ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация своего рабочего места.

2. Актуализа-ция имеющих-ся знаний и способов их примене-ния

Проверить уровень усвоения теоретического материала предыдущего урока (чередующиеся гласные в корне), проверить навыки практического применения имеющихся знаний, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Вопросы и задания учителя:

- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корнях раст-ращ-рос, лаг-лож, бер-бир, мер-мир и др. Приведите примеры слов с данными чередованиями. Приведите примеры слов с омонимичными корнями.

Рассказывают о правописании чередующихся гласных в корнях раст-ращ-рос,лаг-лож, бер-бир, мер-мир и др. Выбирают из списка слов слова с омонимичными корнями.

Личностные:

развитие учебных мотивов.

Метапредметные:

строить речевое высказывание на определённую тему, работать со словарным материалом, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль.

Предметные: использовать знания о правописании чередующихся гласных на практике.

3. Столкно-вение знания и незнания

Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний о правописании чередующихся гласных в корнях ГОР-ГАР.

- Прочитайте записанные слова.

- Что общего между ними?

- Запишите, вставив пропущенные буквы и выделив часть слова, в которой находится орфограмма.

- Прокомментируйте написание каждой буквы в корне.

Р..стение, выр..сли, приб..ру, предл..жение, предл..гать, прот..реть. соб..рать. расст..лается, сг..рело, заг..р, подг..рело, выж..гать. р..сток, отр..сль.

 

- Объяснение, правописания каких гласных в корнях вызвало у вас затруднение? Почему7

 

В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую гласную писать в словах с корнями ГОР-ГАР.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

знание правила правописания чередующихся гласных в корнях слов.

4. Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование этапов деятельности

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности

1.      1. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»), уточнение границ неизвестного («Чего мы ещё не знаем?»)

      2. Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?     3. Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока: Как бы вы определили тему урока?   4. Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Отмечают, что гласные в корнях ГОР и ГАР не могут быть проверены подбором проверочных слов. Следовательно, неизвестно правило выбора гласных О-А в корнях ГОР-ГАР.

Формулируют цели:

- Выяснить, когда в корне пишется , когда –А.
- Потренироваться в написании слов с данными корнями.
Формулируют тему урока: «Правописание гласных в корнях ГОР-ГАР»

 (Запись:Тема урока)

Отмечают, что необходимо исследовать список слов с корнями ГОР-ГАР, попытаться сгруппировать слова в соответствии с буквой  в корне, выявить закономерность выбора букв О или А, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде схемы и устного высказывания (текста нового правила)

Личностные:

бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: определять проблему, тему, ставить цели, планировать свою деятельность, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.

Предметные: выделение в слове корня,  представление об опознавательных признаках орфограммы

5. Откры-тие и осмыс-ление новых знаний.

Научить работать с информацией, находить опознавательные признаки орфограммы «Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР»,

развивать логическое мышление.

 

Учитель предлагает материал для исследования:

заг…р – заг…реть

уг…рный – уг…ревший

разг…р – разг..рятся

- Что объединяет все эти слова?

- Разделите слова на 2 группы.

Выделите корни в словах 

В слова какой колонки вы без труда вставите буквы? Почему?

Теперь посмотрите на слова второй колонки. Все слова в корне имеют гласную О. Попробуйте определить закономерность написания гласной в корнях ГОР-ГАР?

  - Как вы это сделали, чем руководствовались при выполнении?  После сообщения групп о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (с.106), зафиксировать содержание нового правила при помощи схемы и проговорить правило друг другу в парах.

Задание-«ловушка»: вставьте пропущенные буквы и объясните написание гласных в корнях .

Перег…рают, заг…релый, г…релка, г…ристый, приг…рел.

-На какие группы можно разделить данные слова?

- Почему нельзя путать корни с чередованием и корни с безударной гласной в корне слова?

 

1. Ученики работают в группах, выделяют корни ГОР-ГАР, обозначают опознавательные признаки орфограммы, устанавливают закономерность выбора гласных букв в корнях ГОР-ГАР, формулируют выводы. Каждая группа сообщает о результатах исследования.

 

 

 

 

 

. Читают правило в учебнике, сравнивают его содержание со своими выводами.

  1. Составляют схему:

3.       Проговаривают орфограмму друг другу в парах.

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса

Метапредметные: поиск путей решения проблемы, осуществление самоконтроля,

работа в группе, анализ, сравнение, установление закономерности, умение делать выводы, фиксировать информацию с помощью схемы, строить рассуждения, слушать и понимать речь других.

Предметные: орфограмма «Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР»

6. Выведе-ние способа примене-ния новых знаний

Выявление последовательности действий при применении орфограммы «Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР»

Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последовательность действий при выборе букв О-А в корнях ГОР-ГАР?

Задание:

Создайте алгоритм применения орфограммы.

В группах создают алгоритм

  1. Какая гласная в корне: проверяемая ударением или чередующаяся?

↓ ↓

проверяемая   чередующаяся

подбираю проверочное слово

    ↓



2) Находится ли буква под ударением?
 
    ДА      НЕТ 

Личностные: развитие учебных мотивов.

Метапредметные:

систематизация информации, развитие логического мышления, алгоритмизация действий.

Предметные: способ применения орфограммы «Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР»

7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния

Закрепить знания о правописании гласных в корнях и способы их применения.

Научиться отличать чередующиеся гласные от проверяемых гласных. Сформировать умение применять знания в различных ситуациях

1.Диагностическая работа: Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Над словом с чередующимся корнем поставьте цифру 1, над корнем с безударной гласной цифру 2.

Заг…рать, приг…рел, г…ристый, заг…р, уг…ревший, приг…рок, уг…рный, г…рец, заг…релый, г…рят.

2.Найдите лишнее слово в цепочке 

Горевать, гора, пригорок, пригореть.

Коснулся, касательная, косить, соприкасаться.

Растение, выращивать, росток, распределить.

Запишите предложение, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.

Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. 

3. Упр.189  (выполняется письменно, задание не изменено) 

4. Упр. 191 (выполняется письменно, задание не изменено)

 

 

 

1. Выполняют самостоятельно, письменно с устным комментарием. Затем – фронтальная проверка.2.      Работают в группах. Выписывают «лишние» слова из каждой строчки.  3. Выполняют упр. 189  вместе с учителем, отвечают на дополнительные вопросы, рассуждают над проблемой различения смешиваемых случаев написания чередующихся гласных в корнях слов.  4. Работают в парах. Всё делают по заданию.

 

 

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, действие по алгоритму; овладение приёмами анализа, сравнения, группировки, исключения лишнего, отбора и систематизации материала, умение строить связное монологическое высказывание, слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения.

оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Предметные: умение верно определять гласные в корнях ГОР-ГАР, разграничивать смешиваемые случаи.

8. Рефлексия Подведе-ние итогов урока.

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рефлексия с помощью вопросов учителя:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему вы научились?

- Какие знания и умения, освоенные ранее, вам пригодились?

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Попробуйте оценить свою работу на уроке.

2. Подведение итогов Слово учителя о хорошей работе учащихся на уроке.

Анализируют свою работу на уроке, оценивают свои знания по предложенным ими критериям, в игровой форме планируют последующие учебные действия.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки, определять степень усвоения материала, оценивать успешности своей работы на уроке.

 

 

 

 

 

9. Домашнее задание.

 

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Применить новые знания в творческой ситуации

1. Выучить правило (§37) по учебнику или по алгоритму. Привести    3-4 собственных примера.

2. Выполнить упр.190  (задание не изменено)

 

 

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:

бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса. Метапредметные

Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Предметные:

Знание орфограммы «БуквыО-А в корнях ГОР-ГАР», использование в собственной речи слова на изучен-ную орфограмму


 




Теги: конспект, чередование гласных в корне, ГОР/ГАР, 6 класс
Автор разработки:  Лариса Черемных
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1562933 от 21.08.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.