Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Конспект урока " Происхождение слов в русском языке"
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово учителя
II. Теоретический материал
III. Игра «Угадай, откуда слово»№1
IV. Игра «Угадай, откуда слово»№2
V. Кроссворд « По следам слов»
VI. Выставление баллов
VII. Подведение итогов
I. Вступительное слово учителя.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего мероприятия: «Происхождение слов в русском языке». Давайте на время окунемся в удивительный мир слова. И постараемся узнать, откуда и почему те или иные слова пришли в наш язык.
II. Теоретический материал
На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России.
Показ презентации (презентацию к уроку скачайте здесь):
Из презентации( слайд 1, 2)
Как узнать из какого языка пришли слова?
Слова англичане (из английского языка):
-сочетания букв инг в конце слова: митинг маркетинг боулинг -сочетания букв дж: коттедж джемИз презентации (слайд 3,4)
Слова из французского языка:
Сочетания букв кю, бю, ню:маникюрбюрокюветДве гласные подряд:вуальдуэльСлова оканчиваются на аж:пассажвиражА знали ли вы, что каждый день за обедом мы говорим с вами сразу на нескольких иностранных языках?
Например:
Как думаете из какого языка произошли следующие слова?
1) Пельмени -состоит из двух финских корней
«Пель»-ухо, а «мень»- тесто.
Дословно- «уши из теста»
2) Вермишель - с итальянского языка переводится как «червячок».
Салат с огурцами
3) Огурец-с др.греч- «агурос»- неспелый, несозревший.
Древнегреческий язык-это язык на котором говорили Аристотель и Платон еще во 2 тысячелетии до н. э.
Из презентации (слайд 7)
I. Игра «Угадай, откуда слово»№1
Для подведения итогов можно воспользоваться таблицей.Приложение№1«Таблица итогов»Учитель: Ребята, а давайте теперь поиграем. Вам нужно будет угадать из какого языка пришли в наш русский язык, слова на картинке.
(Класс делится на три команды, по рядам (1,2, 3 команды), можно дать название каждой команде.
Кто первый догадался, поднимает руку, за один правильный ответ ставится 3 балла команде.
Показ слайдов в презентации. (слайд 11-16)
Начнем!
Количество балов: 3 бала за каждый правильный ответ
Учитель: Молодцы! Справились! (заполняем таблицу)
IV.Игра «Угадай, откуда слово»№2. См. Приложение№ 3
Цель игры: сплотить коллектив класса, рассмотреть в игровой форме разнообразие источников заимствования слов из других европейских языков.
Учитель: Ребята продолжаем наше увлекательное путешествие в страну Слова. А теперь мы отправимся в Англию и Францию. Для этого нужно три помощника.
Правила игры:
· Выходят три человека. Учитель раздает подготовленные карточки с изображением флага России, Франции и Великобритании. Три ученика держат флаги, символизируя страну.
· Учитель показывает слово на подготовленной карточке, ученики должны отгадать из какого языка (страны) в русский язык пришло слово или определить, что слово исконно русское. Ответ засчитывается той команде, которая быстрее всех ответила.
Количество балов: 2 бала за правильный ответ
Список слов для карточек:
Барин, Борщ,Азбука, Берег, Брат, Баян,Парашют, Абажур, Пюре,Вуаль, Шампунь, Бандероль, Джинсы, Компьютер, Сэндвич, Футбол, Доллар.
V.Кроссворд « По следам слов». См. Приложение № 2
Цель игры: развитие мышления, логики; развить умение работы с толкованием слов, повторить лексическое значение слов при помощи игры; сплочение коллектива
Учитель: Завершим наше увлекательное путешествие кроссвордом «По следам слов».
Ваша задача решить кроссворд и записать ключевое слово в нужной графе на доске:
1 слово 2 слово 3 слово 4 слово
ЛЮБИТЕ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК!
Ученики решают кроссворд и выписывают полученное слово:
1 команда - на первом участке доски
2 команд – на втором участке доски
3 команда – на третьем участке доски
А четвертое слово учитель дописывает сам.
В итоге должно получиться предложение:
Любите свой родной язык.)
Количество балов: 10 балов каждой команде, за верно выполненное задание.
VI.Выставление балов
Подсчитываем балы, объявляем результаты.
VII.Подведение итогов
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились со словами иноземцами, вспомнили какие признаки присущи этим словам. Так же увидели, как много в нашем языке исконно русских слов.
Давайте бережнее и внимательнее относится к родному языку!
«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»Н. В. ГогольТеги: 6 класс, происхождение слова, этимология
Автор разработки: Мария Хузина
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1405712 от 19.06.2017
|
Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|