Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Урок по рассказу Ю.Казакова "Арктур-гончий пес".
Урок по рассказу Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс».
I. Слово о писателе.
II. II. Работа с текстом:
1. Кто главные герои рассказа?
- пёс Арктур
- доктор
2. Что обозначает имя собаки?
- немеркнущая голубая звезда
«Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»
3. Что общего у собаки с этой звездой? (заполняем таблицу)
Звезда Арктур
-немеркнущая - память о нём остаётся
-особенная (самая яркая («мыслью возвращался туда, на в северном полушарии) маленькую гривку с сухой обломанной
елью»)
-выделяется среди других - особенный: - силён и велик
- чутьё
- слышал тончайшие звуки
- никогда не скулил…
-происхождение звёзд неизвестно - происхождение пса неизвестно
4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?
Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?
- бездомный пёс-бродяга
- угрюмый - без имени
- неловкий ПОЧЕМУ? - без дома
- недоверчивый - без хозяина
- без тепла, часто побит…
«Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому»
Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, «когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа».
5. Откуда такой азарт? Такая уверенность?
С какого момента меняется жизнь пса?
( в ходе рассуждения рисуем схему)
- достоин громкого имени!
-слава о нём растёт: «Царская собака!»
- охотничья страсть
- обретает хозяина
- дом
- имя…
- бездомный пёс
- «для людей он не имел имени»
* Доктор приютил пса
* и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина
* почувствовал по отношению к себе заботу, доброту
* изменился внешне
* сам испытывает чувство любви к Доктору
6. Что объединяет Доктора и Арктура?
- оба одиноки
7. Какие отношения складываются между ними?
Не соглашается продать его ни за какие деньги
Арктур Доктор
«Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно,
поэтично, может быть, больше жизни»
8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?
- Встреча с лесом! (глава 4): «Лес ошеломил Арктура» -------- появилась охотничья страсть!
Какие изменения произошли в нём? (можно в виде таблицы заполнить)
- «выкатился», «мчался», «бежал… уверенно, азартно»! (Раньше – неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро!)
- азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (Раньше – «выл мрачно, длинно, тоскливо»)
- возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что «так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов», а «только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд»
- он «сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины
Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)
-«странные звуки» всё это настраивало
-«тёплый малиновый звон» на торжественный лад!
-лай – «чистый», «прекрасный музыкальный», «серебряный»
«будто кто-то бил в серебряный колокол»!
Лай прекратился –-------- лес «стал пустым и мёртвым»! Тот самый лес, который «был ему молчаливым врагом,...стегал его по морде, по глазам, …бросался ему под ноги, ...останавливал его».
Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него «стало пусто и тихо»!
9. В чём трагедия Арктура?
- слепой!
- гончий пёс
слова Рассказчика: «Ах, Арктур! Бедный ты пёс!....Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке – охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!»
«Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью» (конец 5 главы)
И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей! Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем, если бы он «сдох где-нибудь в овраге», не вмешайся в его судьбу человек! Он познал счастье преследования своей жертвы, хотя «никогда не догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы!» Он завоевал любовь людей: после его пропажи «оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках».
Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична!
10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?
-проблема бездомности
-ответственность человека за судьбу животных
-отношение ЧЕЛОВЕК и СОБАКА
-место собаки в жизни человека
III.Домашнее задание: письменная работа: «Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс», я задумался над проблемой…»
Теги: Анализ текста. Работа над образами. Рисование ключевых схем. Материал урока может быть использован для подготовки к написанию итогового сочинения, а также сочинения по русскому языку ЕГЭ
Автор разработки: Мария Жданова
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб): Скачать материал
Свидетельство о публикации № 13956722 от 06.02.2025
|

Добавьте в нашу коллекцию свой материал
Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии.- Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем.
- Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.
Как написать конспект урока русского языка
|