Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


06.02.2025

Урок по рассказу Ю.Казакова "Арктур-гончий пес".



Урок по рассказу Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс».

 

I.                Слово о писателе.

II.              II. Работа с текстом:

 

1. Кто главные герои рассказа?

- пёс Арктур

- доктор

2. Что обозначает имя собаки?

- немеркнущая голубая звезда

«Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»

3. Что общего у собаки с этой звездой? (заполняем таблицу)

       Звезда                                                    Арктур

-немеркнущая                                           - память о нём остаётся

-особенная (самая яркая               («мыслью возвращался туда, на                      в северном полушарии)         маленькую гривку с сухой обломанной

                                                                                                       елью»)

-выделяется среди других             - особенный: - силён и велик

                                                                                 - чутьё

                                                                                 - слышал тончайшие звуки

                                                                                  - никогда не скулил…

-происхождение звёзд неизвестно               - происхождение пса неизвестно

 

4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?

Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?

- бездомный пёс-бродяга

- угрюмый                                                             - без имени

- неловкий                ПОЧЕМУ?                          - без дома

- недоверчивый                                                    - без хозяина

                                                                               - без тепла, часто побит…

«Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому»

Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, «когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа».

5. Откуда такой азарт? Такая уверенность?                                              

С какого момента меняется жизнь пса?     

                                                

( в ходе рассуждения рисуем схему)

                                                                          - достоин громкого имени!

                                                               -слава о нём растёт: «Царская собака!»

                                                     - охотничья страсть

                                           - обретает хозяина

                                - дом

                     - имя…                                        

         - бездомный пёс


- «для людей он не имел имени»

*  Доктор приютил пса    

 *  и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина 

 * почувствовал по отношению к себе заботу, доброту 

 * изменился внешне

  * сам испытывает чувство любви к Доктору

6. Что объединяет Доктора и Арктура?

- оба одиноки

7. Какие отношения складываются между ними?

                               Не соглашается продать его ни за какие деньги

           Арктур                                                                                     Доктор

                  «Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно,

                   поэтично, может быть, больше жизни»

 

8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?

- Встреча с лесом! (глава 4): «Лес ошеломил Арктура» -------- появилась охотничья страсть!

Какие изменения произошли в нём? (можно в виде таблицы заполнить)

- «выкатился», «мчался», «бежал… уверенно, азартно»!  (Раньше – неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро!)

- азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (Раньше – «выл мрачно, длинно, тоскливо»)

- возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что «так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов», а «только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд»

- он «сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины 

 Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)

-«странные звуки»                                                     всё это                                                                                                                                         настраивало

-«тёплый малиновый звон»                                                                   на                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        торжественный                                                                                                                            лад!

-лай – «чистый», «прекрасный музыкальный», «серебряный»

 «будто кто-то бил в серебряный колокол»!

 

Лай прекратился –-------- лес «стал пустым и мёртвым»! Тот самый лес, который «был ему молчаливым врагом,...стегал его по морде, по глазам, …бросался ему под ноги, ...останавливал его».

Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него «стало пусто и тихо»!

9. В чём трагедия Арктура?

- слепой!

- гончий пёс                 

 слова Рассказчика: «Ах, Арктур! Бедный ты пёс!....Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке – охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!»

«Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью» (конец 5 главы)

И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей! Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем, если бы он «сдох где-нибудь в овраге», не вмешайся в его судьбу человек! Он познал счастье преследования своей жертвы, хотя «никогда не догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы!» Он завоевал любовь людей: после его пропажи «оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках».

Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична!

10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?

-проблема бездомности

-ответственность человека за судьбу животных

-отношение ЧЕЛОВЕК и СОБАКА

-место собаки в жизни человека

 

III.Домашнее задание: письменная работа: «Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс», я задумался над проблемой…»


Теги: Анализ текста. Работа над образами. Рисование ключевых схем. Материал урока может быть использован для подготовки к написанию итогового сочинения, а также сочинения по русскому языку ЕГЭ
Автор разработки:  Мария Жданова
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 13956722 от 06.02.2025
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.