Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


08.12.2022

Конспект урока "Анализ рассказа А.П.Чехова "Душечка""



Вашему вниманию предлагается проект открытого урока в 9 классе.

«Анализ рассказа А. П. Чехова «Душечка»»  

Рассказы Чехова словно написаны для работы для работы на уроке: лаконичны, остроумны, глубокие по смыслу и требуют читательского труда.

   Почему я обратилась к рассказу «Душечка»

  • Можно говорить об актуальности темы. Каждое поколение по-своему прочитывает классику. А в нашу непростую эпоху, когда перестраиваются производственные, общественные, государственные отношения, когда утрачиваются нравственные ориентиры, сместившие границы понятия добра и зла, нужно прочитать рассказ, посвящённый проблеме женского характера, социально-общественной роли женщины. Девятиклассникам это будет понятно.
  • Мне показалось, что данный текст создаёт пространство для диалога, дискуссии.
  • Может быть, с помощью данного текста получится продемонстрировать режиссуру урока, уложить его в своеобразную форму, показать, как работают те или иные методические приёмы.

  Выбранные приёмы, а я обращаюсь к технологии КРМЧП, способствуют развитию ассоциативного мышления, языкового чутья, совершенствуют аналитические и интерпретационные способности школьников.

    При подготовке к уроку, дети отвечали на вопросы по тексту, затрагивающие разные сферы восприятия произведения:

1) эмоционально-оценочного плана

  • Менялось ли ваше отношение к главной героине в ходе чтения? Если да, то как и почему?
  • Если не менялось, то каким оно было?

2) вопросы, затрагивающие сферу воображения

·    Какой Вы представляете Душечку? Опишите её.

3) осмысление художественной формы на уровне стилистической детали

·    Какими поэтическими приёмами пользовался автор для раскрытия характеров героев?

4) осмысление содержания на аналитическом уровне

·    В чём проявляется любовь героини к мужьям, к Сашеньке?

·    Что хорошего и плохого в этом образе?

5) осмысление содержания на концептуальном уровне

·    Какова позиция автора по отношению к героини рассказа?

Думаю, что такие вопросы могут увидеть достоверную картину тех сложностей, которую испытывали ученики при чтении.

Как же будет строиться урок?

 

  После вступительного слова учителя следует первый этап, который даёт импульс уроку. Происходит включение в работу. Даётся мотивация на дальнейшую деятельность. Через активизацию ассоциативного фона начинается погружение в ткань художественного текста. Вспоминаем, какую важную роль определял Чехов названию рассказа. В нём заключалось не только содержание. Оно являлось средством выражения основной мысли автора. Говорящая фамилия, имя героя – одна из художественных особенностей рассказов Чехова. Мы обращаемся к имени героини.

     Приходим к выводу: образ Душечки неоднозначен.

Далее в центре внимания учителя и учеников две абсолютно радикальные позиции литературных критиков Л.Н. Толстого и В.И. Тюпа, по-разному трактующие этот образ.

  Вокруг этих высказываний организуется работа.

Прошу детей на листочках для себя определить со знаком «+» и «-» что хорошего или плохого увидели они в главной героине (дома они продумывали это задание). Затем дети совещаются в парах. В этот момент происходит накопление материла, обмен мыслями. В ситуации общения, диалога, ученики сопоставляют свои и чужие мысли, восприятие. Высказываются разные позиции, приводятся разные аргументы, читаются  яркие отрывки из текста.

Не можем обойти стороной и стилистические особенности рассказов Чехова. Планируется работа над средствами создания образа.

 

Последний этап предполагает рефлексию: самоанализ своего собственного мыслительного пути в процессе урока.

Ребята отвечают на следующие вопросы:

·    Какой этап урока показался для вас самым интересным7

·    Какие выводы показались неожиданными?

·    Над какими вопросами хотелось бы поразмышлять после урока?

 

Цели урока:

Обучающая

  • Закрепить умение анализировать и оценивать художественное произведение и его героев.
  • Раскрыть сущность образа героини с помощью основного элемента художественного стиля Чехова – детали и обучить учащихся умению находить и исследовать детали в художественном тексте.
  • Совершенствовать умения самостоятельно работать с художественным текстом.

Развивающая:

  • Развивать умения строить свои высказывания, выражать свою мысль.

Воспитательная:

  • Постигая мысль автора, попытаться соотнести рассказ со своим жизненным опытом, вписать его в личностный контекст
  • Способствовать формированию позитивных моральных качеств. 

Формы работы: личностно-ориентированная работа; работа в парах; индивидуальные сообщения; частично-поисковый метод.

 

Ход урока  

Слово учителя:

 Когда-то А.П.Чехов сказал: «Я в своей жизни не писал трёх вещей: стихов, романов и доносов».

 Да, А.П. Чехов – виртуальный, искусный мастер короткого рассказа. На первый взгляд всё здесь кажется простым и очевидным, но простота рассказов Чехова иллюзорна и требует от читателя внимательного отношения к тексту.

  В своих рассказах писатель пристально всматривается в человека. Как же многовместительна и пластична человеческая натура, в которой интересно всё: « и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

  Всецело «отрицательных» и безусловно «положительных» героев в произведениях Чехова нет, как это бывает и в жизни.

   Невозможно представить А.П. Чехова, пишущего комментарий к своим рассказам, с целью сделать окончательный идейный вывод из этих произведений, прелесть которых в неокончательности, в затаённом мерцании смыслов.

    Мы обратимся к рассказу «Душечка», созданному в последний период творчества писателя. Бунин и Толстой причисляли его к ряду наилучших.

  • Поразмышляем, о чём этот рассказ?
  • Попробуем выявить авторскую позицию и способы её выражения, обратим внимание на роль художественной детали.
  • Выясним, почему так по-разному оценивали образ героини критики.
  • Попытаемся определить своё отношение к главной героине рассказа.

 

  Анализ любого текста принято начинать с рассмотрения смысла названия.

Вспомните, насколько ёмки и лаконичны названия рассказов у Чехова. В них не только  сообщение о содержании; это одно из средств выражения основной мысли автора.

·    Душечка… Какова семантика этого слова? Какие ассоциации возникают при его произнесении?

 (Приятный в общении, очаровательный, милый человек;  это уменьшительная форма слова душа (точка опоры, на которой строится личность человека); есть ещё слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «душонка»)

·    Будут ли эти слова близкими по значению? Говоря «душечка»  и « душонка», мы думаем об одном и том же?

Уже этим ласкательным именем автор передаёт манеру душевного поведения героини, придаёт особое обаяние всему, что она делает и говорит.

·    Найдите описание внешней и внутренней характеристики героини.

(Дети находят отрывки из текста)

·    Вспомните, как чаще всего называет автор свою героиню?

(Оленька)

·    Случайно ли имя начинается с «О»? Что подчёркивает автор этим начальным звуком?

(Мы представляем женственно округлые, овальные черты Оленьки: «Полные розовые щёки, мягкая белая шея с тёмной родинкой, добрая наивная улыбка». Это «О» помогает заметить не только внешнюю, но и внутреннюю характеристику этой героини. «Тихая, добродушная, с кротким, мягким характером»…, без углов, бесконфликтный человек. Символ круга, шара обозначает душевное равновесие, нет раскола, нет внутренних противоречий.

  С другой стороны «О» - замкнутый круг; закрытость, не могущая переступить себя душа.)

·    Менялось ли ваше отношение к главной героине в ходе чтения? Если да, то, как и почему? Если не менялось, то, каким оно было?

  Рассказ вышел в 1899 году и был встречен неоднозначно. «Многие  строгие дамы» были недовольны рассказом и, по признанию автора, писали ему «сердитые письма».

   Какими разными были отзывы многих крупных писателей и деятелей культуры – современников Чехова. Можно сравнить резко полярные оценки Л.Н. Толстым, В. И. Немировичем-Данченко с одной стороны и М Горьким – с другой.

   Всё потому, что данный художественный текст можно трактовать по-разному. Всё зависит от мировоззрения читателя – «сотворца», его нравственно-этических и эстетических взглядов и вкусов.

·    Перед вами две радикальные позиции в споре. С какими выводами вы согласитесь? Какие суждения вам ближе?

Л.Н.Толстой: «Он, как Валаам, намеревался проклясть, но Бог поэзии запретил ему и велел благословить, и он благословил и невольно одел таким чудным светом это милое существо. Что навсегда она останется образцом, чем может быть женщина для того, чтобы быть счастливой самой и делать счастливыми тех, с кем её сводит судьба»

 

В.И. Тюпа: « …Любовь Душечки – мнимая любовь, под оболочкой которой скрывается нечто иное: привязчивость беспомощного «я», несамостоятельность «безропотной души». Духовная бедность личности вынуждает её приспосабливать своё внешнее существование к чужому, заимствованному смыслу жизни»

 

·    О Чём же этот рассказ? О женщине, которая постоянно любила кого-нибудь и не могла без любви или это история бескрылой жизни Ольги Семёновны, не способной ориентироваться в сложном, запутанном для неё мире и осознать себя как личность?

·    Разделите  тетрадный листок  вертикальной линией пополам. В левой колонке напишите утверждение – «Сердце Оленьки всегда обращено к кому-то», а в правой – «Чехов иронизирует над чувствами Оленьки». Приведите на каждое утверждение несколько аргументов.

   Ребята разбиваются на две группы. В течение нескольких минут предлагают и обсуждают самые веские аргументы для доказательства утверждений, а затем, по правилам ведения спора диалога, представители групп отстаивают свою точку зрения. Возможны, например такие аргументы:

 

 

1.      Сущность любви Душечка видит не в том, что её любят: любовь, считает она, надо давать, а не получать

«Раньше она любила своего папашу, свою тётю, когда училась в гимназии – учителя французского языка»

  Важен не предмет любви. Суть в том, что её сердце всегда принадлежало, было обращено к кому-то.

 

 

2.      Пусть в отдельных моментах, но автор не лишает её способности жить своею внутренней жизнью.

«Актёры любили её и называли «Мы с Ванечкой», «Душечка». Она жалела их и давала им понемножку взаймы, если, случалось, её обманывали, то она только потихоньку плакала, но мужу не жаловалась»

 

3.      У неё очень высокий эмоциональный уровень. Жизнью Душечки управляет не разум, а чувство.

 

4.      Участливая. Даёт сердечные советы.

«Знаете, Владимир Петрович, вы бы помирились с вашей женой. Простили бы её хоть ради сына. Мальчишечка – то всё понимает».

1.      Чехов откровенно иронизирует над чувствами Оленьки к её будущим мужьям.

«В конце концов несчастья Кукина тронули её, она его полюбила»

… «Пустовалов сидел недолго, минут десять, но Оленька его полюбила, так полюбила, что всю ночь не спала и горела, как в лихорадке»

Очевидно, что Оленька полюбила бы так любого, кто бы обратил на неё внимание. Её мужья не симпатичны.

 

2.Оленька абсолютно не способна занимать самостоятельную позицию в мире. Она зависима от мнений, от взглядов мужчин, с которыми сводит её судьба.

« После свадьбы она уже говорила своим знакомым. Что самое замечательное, самое важное на свете – это театр , и что получить истинное наслаждение можно только в театре. Но вот её театрального супруга сменил лесоторговец и что-то родное и трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тёс, шелёвка».если раньше Душечка говорила: «завтра мы с Ванечкой ставим «Орфея в саду», то теперь на предложение знакомых сходить в театр, отвечала: «Нам с Васечкой некогда по театрам ходить. Мы люди труда, нам не до пустяков». Она в своём садике пила чай с ветеринаром, а он читал ей вслух газету и она повторяла мысли ветеринар и теперь была обо всём такого же мнения, как он.

 

3 Она очень быстро забывает прежних мужей. У читателя возникает сомнение в надёжности её серьёзной привязанности.

 

5.      Её любовь чаще всего проявляется только в хозяйственных заботах. Для неё главное – обеспечить быт и вкусный стол.

Она ухаживает за больным Кукиным, поит его малиной и липовым листом, кутает в свои кофты.

Когда она была замужем за Пустоваловым, «каждый день во дворе пахло борщом и жареной бараниной или уткой

 

6.      У неё нет духовных интересов, интеллектуальных потребностей и вообще яркого личностного начала

 

7. Её жизнь казалось наполнена множеством событий. Однако её существование словно бессобытийное. События напоминают бег на месте. Они не изменяют натуры Ольги Семёновны. Прошло десять лет, а Душечка не изменилась.

 

 

 

·    После таких выводов хочется спросить, а какова же позиция автора?

Определить её непросто. Смотрите, как ведётся повествование. Сколько разных тональностей, которые сменяют, даже перебивают друг друга: то серьёзная, то ироническая, (порой даже комическая), то лирическая. А в конце такой лиризм. «Ах, как же она любила этого мальчика».

    Всё дело в том, что Чехов пишет о том, каков человек, а не о том, каким он должен быть.

  Первый эскиз рассказа, сохранённый в записной книжке, выглядел откровенно сатирическим, беспощадным к героине, существу безликому, пустотелому: она была женой артиста – любила театр, потом вышла за кондитера – полюбила варить варенье.

   Этот мотив – заполнение внутренней пустоты интересами очередного мужа – в рассказе сохранён. Но работая над ним, начиная думать и чувствовать в духе своей героини, писатель понял, что как растение увядает без влаги, так она не может жить без любви к другому человеческому существу и это движет её поступками. Он дополнил историю Душечки любовью к ребёнку – чужому ребёнку. И образ стал жизненно- объёмным: женщина не презренная и не идеальная. А вот такая, какая она есть, - живая.

   Однажды М.Горький сказал о Чехове: «Он умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

   А.П. Чехов опирается на доверие читателя, предполагая его ответный труд. Он создал целую систему выразительных средств, помогающих  читательскому сотворчеству.

 

·    Вспомним стилевые особенности рассказов Чехова. Среди них подробнее  хотелось бы остановить на художественной детали.

 

        Стилевые особенности рассказов Чехова

* Заглавие  - стержень произведения, яркое, краткое, ясное;

* Речь героев как основа их характеристики;

* Приём несоответствия, контраста, несущий ироническое звучание;

* Короткое вступление, несущее полную информацию о месте событий, времени,   героях;

*  Простота и лаконизм фразы;

*  Динамичность действия;

* Диалоговое построение рассказов;

*  Говорящая деталь;

 

 

·    Художественная деталь – самая малая единица предметного мира. Произведения. Это может быть черта внешности, одежды, поступка, переживания персонажа. А также обстановка, пейзаж Деталь заключает в себя большую смысловую и эмоциональную информацию. Особо значимая деталь повторяется в произведении, становясь лейтмотивом.

·    Назовите художественные детали в рассказе?

Чаепитие – бытовая деталь упоминается более 10 раз в рассказе. Больного Кукина Оленька поит лечебным чаем с малиной и липовым цветом. Пустовалов умирает от того, что напившись горячего чаю, выходя из дома без шапки, волнующая  встреча с ветеринаром Смирным заканчивается тем, что они вошли в дом…сели пить чай. Чаепитие – привычное, повторяющееся действо говорит об однообразном медлительном существовании.

 

Кошка Брыска

Душевное спокойствие, умиротворённость Оленьки подчёркнуты одной деталью – её отношением к кошке. Если до появления Саши ласковое мырлыканье кошки только раздражало героиню, лишний раз напоминая ей об одиночестве и она отгоняла кошку, то теперь «чёрная кошечка лежит у неё под боком и мурлычет».

 

Кресло, в котором раньше сидел больной отец, запылённое, без одной ножки валялось на чердаке. Эта деталь глубоко символична – в тот момент, к Оленьке приходит мысль о собственной ненужности в этой жизни, о которой лучше не думать.

 

Портретная деталь

Когда она одна (после смерти второго мужа) она похудела и подурнела и на улице встречные уже не глядели на неё как прежде и не улыбались ей.

  Без любви героиня чахнет. После приезда семьи ветеринара, жизнь её приобрела смысл. «На её лице засветилась прежняя улыбка, и вся она ожила, посвежела, точно очнулась после долгого сна».

 

В создании характеров Чехов широко использует приём контраста.

1. Кукин по внешнему облику и характеру совершенно контрастен Оленьке. Вечно страдающий, пребывает в истерическом отчаянии – он содержатель увеселительного сада, а докучный, надоедает, наводит тоску.

2. Деятельность первого мужа связана с театром, зрелищем, публикой. Деятельность второго мужа – лесозаготовки. Но это не мешало прожить Оленьке с мужьями в любви и согласии.

3. Все мужья – взрослые люди были довольны, что она повторяла их мысли, они слабохарактерны, несчастливы и поэтому вызывают сочувствие Оленьки.

  Саша стремится к самостоятельности. (Не хочет, чтобы его провожала Оленька в гимназию) – а это маленький, брошенный родителями ребёнок.

4. В контрасте с Оленькой жена Смирнина. «Худая, некрасивая дама с короткими волосами и капризным выражением лица» Эта женщина имела свои мнения, но так и не стала ни настоящей женой-другом, ни настоящей матерью.

 

Заключение

 Мы такие все разные. Каждый человек неповторим, и по-особому ценен.

   Мы источник веселья – и скорби рудник,

   Мы вместилище скверны – и чистый родник.

   Человек, словно в зеркале мир, - многолик.

  Он ничтожен – и он же безмерно велик.

    Омар Хайям.

 Все мы стремимся быть в этой жизни успешными, самостоятельными, свободными.

Душечка, с её простыми домашними заботами, самоотверженностью, конечно, выпадает из этой жизненной картины. Но как привлекательны её нежность, сердечное тепло, способность к сопереживанию чувствам и мыслям другого человека, ощущению себя на его месте. Наверное, об этом рассказ А. П. Чехова.

 

 

В заключение прошу ребят ответить на вопросы:

·    Какой этап урока вам показался интересным?

·    Какие выводы показались неожиданными?

·    Над какими вопросами хотелось бы поразмышлять после урока?

 

 

Литература

1. Золтан Хайнади. Русская Психея Чехов «Душечка» Литература №16 2005

2. Эренбург И. Перечитывая Чехова

3. Полоцкая Э.А. Внутренняя ирония в рассказах и повестях Чехова. Мастерство русских классиков. М., 1969.

4. Скрибина О. Время и пространство чеховской «Душечки» Литература №22 2006.


Теги: 9 класс
Автор разработки:  Светлана Шалухина
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 13456938 от 08.12.2022
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.