Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Марина Сорокина и Наталья Полыгалова об использовании идей Шаталова в русском языке
Ждём в гости Наталью Полыгалову и Марину Сорокину, учредителей учебного центра «Современное образование» (г. Пермь), преподавателей русского языка, авторов учебных пособий по русскому языку, соавторы электронного учебника по русскому языку для интерактивных досок.
О теоретической подоплеке понятия «опорный сигнал» - идее подачи учебного материала крупным планом, выдвинутой психологами П.Гальпериным и Д.Элькониным и нашедшей свое выражение в виде «основных единиц усвоения».
О родоначальнике внедрения опорных сигналов на школьном уроке – Викторе Шаталове. Об опыте создания схем, таблиц по русскому языку современными учителями-словесниками.
Рассмотрим формы, методы и приёмы многократного вариативного повторения учебного материала при помощи опорных сигналов (листы контроля и взаимоконтроля, работа в парах и группах, словарные диктанты, лингвистические сказки и притчи, творческие ситуации, игровые моменты).
Гости расскажут, какие организационные составляющие, положительно влияют на атмосферу и результативность уроков:
- привычная для учащихся композиция урока;
- лингвистические (интеллектуальные) разминки – подборка блиц-вопросов на самые трудные темы;
- наличие контрольных тетрадей, словарей и систематическое их использование;
- использование разных видов проверки: самопроверка, взаимопроверка, проверка по образцу;
- фиксирование результатов проверки (вслух, на доске, наклейки, открытые ведомости);
- смена видов деятельности;
- быстрый темп занятия;
- распределение домашнего задания по разным дням недели;
- четкое отслеживание домашних заданий, оглашение результатов (лучших) и выставление в открытую ведомость и журнал.