Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГости сайта
С гостями мы обсуждаем всё, что прямо или косвенно связано с русским языком, литературой, письмом, методами обучения.
Если вы хотите стать гостем сайта, только напишите! admin@mogu-pisat.ru

Инесса Гольдберг об анализе детского почерка

Инесса Гольдберг об анализе детского почерка

Почерк - зеркало души и взрослого, и ребенка. В психомоторике отражается психическое, умственное, эмоциональное и духовное состояние личности. Тетради школьника, его рукописные тексты - кладезь ценной информации о внутреннем мире его автора для учителей и родителей! Все мы без труда узнаём по почерку своих учеников и собственных детей. Но много ли можем сказать о состоянии ребёнка, глядя на диктант?





 

У нас в гостях побывала эксперт-графолог, автор 8 книг об анализе почерка, руководитель Института Графоанализа, действительный член Научного Графологического Общества Израиля, судебный эксперт, главный редактор международного журнала Научная ГрафологияИнесса Гольдберг

Инесса Игоревна ответила на вопросы о почерке школьников. Можно было присутствовать при интервью и участвовать в диалоге. Прямо во время вебинара родители задавали очень конкретные вопросы, фотографировали и присылали образцы почерков детей. Было разобрано больше десятка образцов. В течение двух с половиной часов на встречу зашло больше сотни пользователей сайта. Одна только переписка в чате заслуживает отдельного материала. Смотрите запись, вы сами всё увидите. И если вы хотите получать приглашения на подобные встречи, просто зарегистрируйтесь на нашем сайте, указав реальный электронный адрес.

Посмотреть запись

А те, кто по техническим причинам не имеет возможности посмотреть запись, могут почитать материал ниже. Обратите внимание на то, что в текстовую версию интервью не вошёл блок с анализом конкретных почерков и разбором особенностей начертания букв. 

Почерк вашего ребёнка

Юлия Фишман:

Здравствуйте, я приветствую вас на сайте «Могу писать». Меня зовут Юлия Петровна Фишман.

В гостях у меня Инесса Игоревна Гольдберг, и сегодня мы поговорим о детском почерке. Но прежде несколько слов о проекте «Могу писать и о том, как наш проект связан с визитом Инессы Игоревны.

Итак, сайт «Могу писать» - мой проект, но, естественно, одна такой большой проект вести я не могу. Со мной работает команда дикторов, звукарей, программистов, преподавателей русского языка. B vы хотим сделать мир грамотнее. Для этого мы создаем вебинары и интерактивные упражнения, которые помогают выучить русский язык. Вы можете пользоваться платным и бесплатным материалом. Например, все тесты по выявлению уровня грамотности со второго класса и до уровня выпускника и тесты по подготовке к ЕГЭ являются бесплатными. Также Вы можете прислать нам на форум своё сочинение, учителя русского языка проверят его, и вы получите развернутую рецензию. Для будущих выпускников ежедневно в режиме онлайн проводятся вебинары по подготовке к ЕГЭ.

Мы часто приглашаем в гости людей, так или иначе связанных с письмом, с изучением русского языка, со сдачей экзаменов, и сегодняшняя гостья не является исключением. Итак, Инесса Игоревна, вам слово.

Инесса Гольдберг:

Здравствуйте, я нахожусь в Израиле. У себя на родине я являюсь профессиональным графологом, в том числе судебным экспертом-графологом. Моя основная деятельность – экспертиза и психодиагностика почерка. После нескольких лет изучения профессии я вдруг обнаружила, что на русскоязычном пространстве эта область не развита, и я сделала своей миссией развитие области анализа почерка в России. Я являюсь первым официально сертифицированным в соответствии с европейскими стандартами графологом, консультирующим и обучающим по-русски, также мною была написана серия из восьми обучающих книг по графологии. Кроме того, я автор и главный редактор интернет-журнала «Научная графология». На данный момент я работаю в Институте Графоанализа, в основании которого также принимала участие. С коллегами мы проводим очень интересные эксперименты по исследованию почерка. Основная функция нашего института - обучение анализу почерка и непосредственно сам анализ почерка для различных целей. Это и оценка персонала на благонадежность, это и графотерапия. По ходу беседы я дам несколько ссылок на мой сайт Института Графоанализа. Приглашаю зайти и воспользоваться бесплатными мастер – классами по обучению графоанализу, ознакомиться с материалом авторских статей и передач, посвященных анализу почерка. С сайта можно зайти на страничку журнала «Научная графология», где описаны профессиональные приемы графологического анализа, научные исследования по данной теме известных авторов.

Юлия Фишман:

Итак, наша гостья представилась, и я скажу несколько слов о регламенте проведения беседы. Всем слушателям на форуме напоминаю, что вы можете задавать вопросы в чате или устно, нажав на значок микрофона. Но сначала я озвучу несколько своих вопросов, а затем те вопросы, которые прислали на форум сайта наши пользователи.

Итак, первый вопрос. Всем известно, что у ребенка почерк находится в стадии формирования несколько лет и не сразу вырабатываются какие-то особенности, заслуживающие внимания специалиста. С какого возраста имеет смысл проводить анализ детского почерка?

Инесса Гольдберг:

Есть такое понятие в графологии – графическая зрелость моторных навыков. Она формируется к возрасту 12-14 лет. То есть, примерно к шестому классу появляется автоматизм письма, инертность и начинает писать наше подсознание. Когда ребенок только учится писать, он старательно выводит все буквы (сознательное письмо). Такой почерк имеет смысл анализировать только в экстренных случаях, когда имеется ярко выраженная, кричащая проблема.

Каркусова Диляра (чат):

Почерк и во взрослом возрасте меняется с годами

Инесса Гольдберг:

Согласна. Почерк тесно связан с формированием личности. У некоторых людей почерк не меняется на протяжении всей жизни, он статичен. А у некоторых с возрастом меняется, так как меняется личность. Бывает, человек переживает какое-то потрясение в жизни, это приводит к изменению личности, соответственно, накладывает отпечаток на почерк.

Юлия Фишман:

Сегодня у нас в гостях учителя русского языка. Зачастую им одновременно с преподаванием предмета приходится быть классными руководителями. Им необходимо не только научить класс грамотно писать, но и видеть психологическое состояние учеников. Что конкретно в почерке детей должно насторожить классного руководителя?

Инесса Гольдберг:

Хочу предупредить сразу, чтобы не создавать ложных иллюзий: я попробую дать общие советы, невозможно все учесть сразу. В анализе почерка можно допустить ошибку, поэтому не торопитесь с выводами. Один из самых тревожных признаков - так называемый «нечитабельный почерк»: организация текста в пространстве выглядит как поле боя, какие-то палки, углы, копья, колья, все торчит в разные стороны. Неровность наклона, буквы разного размера и «пляшут» в разные стороны. Вы чувствуете, что почерк негармоничный, и в почерке нет округлости, гибкости; он не течет плавно и гибко. Для классного руководителя такой почерк является красной лампочкой. Необходимо порекомендовать родителям совершить вместе с ребенком поход к психологу. Я говорю в данном случае о признаках крайнего неблагополучия, бедственного состояния ребенка: это хроническая тревожность, какая-то запуганность, ребенок становится изгоем в коллективе, возможно, неблагополучие в семье.

Папулина Ольга (чат):

В начальных классах почерк меняется каждую неделю, как "читать" тревожности детей?

Инесса Гольдберг:

Это очень трудно. Здесь насторожить должны сломанные, дрожащие буквы. Это тот момент, когда психомоторика ребенка перенапряжена, он прямо дрожит вместе с почерком. Возникает ощущение, что кто-то словно подталкивал под локоть, он писал на неровной поверхности или в поезде писал.

Папулина Ольга (чат): А наклон почерка может о чём-нибудь говорить?

Инесса Гольдберг:

Если разговор о начальных классах, то наклон еще может «гулять». Если ребенок постарше, то неправильный наклон вкупе с другими признаками может дать какую-то информацию.

Юлия Фишман:

Я повторю вопрос, который был пропущен в чате: отдельные элементы букв могут о чем-то рассказать?

Инесса Гольдберг:

В графологии принято использовать целостный подход. То есть имеет смысл судить об отдельном элементе буквы, если этот элемент повторяется, а не является случайным. Например, если буквы заужены по всему тексту, это говорит о зажатости, скованности автора.

Юлия Фишман:

Может ли учитель по почерку определить лидера или изгоя в классе? И, соответственно, распределить обязанности среди учеников: например, назначить командиров.

Инесса Гольдберг:

Да, это возможно, но не сразу. Необходимо потренироваться.

Юлия Фишман:

Почерк левши будет отличаться от почерка правши?

Инесса Гольдберг:

В основном, нет. Иногда только будет видна разница в 10-15% наклона.

Юлия Фишман:

А может ли у левши быть красивый почерк?

Инесса Гольдберг:

Конечно, такое очень часто встречается в моей практике. И вот что интересно: если учителю показать несколько тетрадей с разными почерками, в том числе с почерком левши, не называя при этом авторов, учитель не сможет определить, где писал левша, а где правша.

Мерзлякова Валентина:

У моего ученика во 2 классе подобный почерк. Ребёнок - умница! Речь развита, но заикается. Занимается с логопедом. Семья положительная. Ребёнок не общается со сверстниками. Родители проблем не видят, считают, что друзья ему не нужны, достаточно учиться успешно. А что бы вы посоветовали в данной ситуации родителям?

Инесса Гольдберг:

Необходимо выйти на родителей и попытаться объяснить им, что на первом месте все же душевное состояние ребенка. Родители должны понимать, что хорошие оценки – должны быть следствием внутреннего спокойствия, уверенности в своих силах. Иначе, повзрослев, ребенок может бросить учиться.

Юлия Фишман:

Я так понимаю, мы плавно переходим к вопросам определения интеллекта. В нескольких сообщениях читаем, что бывает неровный почерк, но при этом ребенок - умница, интеллектуально развитая личность. А что может указывать в этом почерке на интеллект? Мы можем по почерку определить одаренного ученика?

Инесса Гольдберг:

Да, можно. Если в нескольких словах, то графологи в данном случае отмечают для себя однородность букв, то, насколько выражены связки между ними; насколько анализируемый почерк развит для данного возраста. И ещё могу сказать, что интеллект мы смотрим по общему впечатлению, а не по отдельным элементам. Но таким вещам сложно обучить в рамках одной беседы.

Папулина Ольга(чат):

Плохой почерк может быть результатом неправильной работы учителя начальных классов. Не научила, не работала над выработкой каллиграфических навыков, значит, не работала над развитием качества личности?

Инесса Гольдберг:

Я не за то, чтобы такую моральную ответственность взваливать на учителя. Сегодняшнее письмо довольно простое: простые соединения между буквами, нет каких-то вензелей, завитушек, как в дореволюционном письме. Того, что делает сегодняшний учитель, вполне достаточно.

Юлия Фишман:

А есть ли обратное влияние? Возможно ли посредством изменения почерка привить человеку какие-то лидерские качества или повысить его интеллектуальные возможности?

Инесса Гольдберг:

Да, конечно, это называется графотерапия. Невозможно кардинально изменить человека, ведь нельзя забывать о таких вещах, как наследственность; в конце концов, у каждого есть свой потолок возможностей. Графотерапия не поможет добиться гениальности в каком-либо начинании, она поможет скорректировать возможности. К примеру, она поможет выработать тщательность в выполнении заданий. А можно, наоборот, при помощи ослабления нажима в почерке и увеличения скорости письма добиться ослабления внутреннего напряжения.

Юлия Фишман:

Графотерапия всем показана?

Инесса Гольдберг:

Графотерапия показана всем. А вот упражнения для каждого индивидуальны. Понятно, что скрупулезному, тщательному во всем человеку занятия каллиграфией будут излишни, так как добавят ему зацикленность, озабоченность. Такому человеку можно предложить ослабить нажим и писать бегло, спонтанно, что поможет внутренне раскрепоститься.

Юлия Фишман:

В современном мире бытует мнение, что обучать каллиграфии и письму в целом нет необходимости. Вместо чистописания предлагается ввести уроки клавиатурного набора. Ваше отношение к данной позиции?

Инесса Гольдберг:

Я к данному факту отношусь так: все хорошо, когда оно идет вместе, а не вместо. Нельзя забывать о функции письма в процессе развития психики человека и человеческой личности в целом. Письмо – это сложный психомоторный акт, это творческое действие. Сначала необходимо в своем воображении нарисовать образ буквы, а потом воссоздать ее сенсорно. А во время печатания человек, глядя на предоставленный набор букв, осуществляет лишь выбор нужной кнопки. То есть, если отменить данную творческую функцию, то это будет серьезной потерей для развития некоторых функций мозга. Необходимо будет восполнить развитие психомоторной функции, иначе это скажется на развитии мозга в целом. В Америке в штате Индиана был проведен такой опыт по введению клавиатурного набора вместо письма у детей младших классов. В результате через некоторое время обнаружилось, что эти дети стали хуже читать, так как центры письма и чтения взаимосвязаны. Ухудшилась успеваемость. Ухудшилось поведение. То есть без развития мелкой моторики страдает интеллект в целом.

Юлия Фишман:

Вопрос с нашего сайта. Ирина С., филолог: «Мой сын увлекается граффити и в тетрадях стал писать буквы с такими же вензелями. Почерк стал совершенно нечитаемым. Я заставляю его писать красиво, как раньше, но он говорит, что так рука быстро устаёт. Что делать? О чём говорит такое изменение?»

Инесса Гольдберг:

Думаю, сын Ирины немного лукавит. Дело в том, что выписывание граффити требует не меньшего психомоторного напряжения и оптического контроля, чем красивое написание букв в тетради. Возможно, у ребенка нет мотивации к правильному письму. Данное увлечение скорее говорит о том, что у сына Ирины визуальное восприятие, развитое чувство формы, развитое воображение. Посредством граффити он самоутверждается, самореализовывается. Я бы хотела посоветовать в данном случае не требовать какой-то особой красоты почерка. Главное, чтобы почерк был разборчивым, читабельным, и вот этого достаточно.

Юлия Фишман:

Вопрос задала на форуме Петровна: изменяется ли почерк у человека, страдающего раздвоением личности? Может ли то, что ребёнок пишет разными почерками, свидетельствовать о раздвоении личности? Мне кажется, у одного моего ученика серьёзные проблемы. Хочу его тетрадки маме показать. Но хочется быть с фактами в руках.

Инесса Гольдберг:

Не спешите пугать маму этого ученика. Во-первых, когда ребенок на самом деле пишет разными почерками, называется диссоциативное расстройство идентичности и встречается крайне редко. Настолько редко, что его природа и возникновение ставились под сомнение. Считается, что такому расстройству способствует очень сильное потрясение, такое, как война, насилие. Достаточно часто школьники меняют некоторые параметры своего почерка, копируют почерки других. Личность ученика еще не устоялась, она в процессе формирования. И разные почерки – это признак незрелости личности. В подростковом возрасте это нормально, это не раздвоение личности.

Юлия Фишман:

Через личное сообщение передали вопрос:

Ученик начал разрывать слова, часто в нескольких местах. Часть слова пишет слитно, а часть отрывает миллиметра на два. Раньше такого не было. Объясняет это тем, что пишет быстро. Но и раньше писал быстро. Должно ли это насторожить?

Инесса Гольдберг:

Такие разрывы, если они выглядят гармонично, не бросаются в глаза и не такие, как между словами, могут быть обусловлены скоростью письма. Если разрывы действительно большие, то это должно насторожить. Речь может идти о рассеянности, о снижении концентрации внимания и, как следствие, о плохой успеваемости.

Ольга Тришкина:

Здравствуйте, Инесса Игоревна! Один мой ученик пропускает целые слоги, например, «возврася» вместо «возвращаться». Это может быть связано с какими - то психологическими проблемами? Просто я не знаю, как ему помочь.

Инесса Гольдберг:

Вопрос, скорей, не к графологу, а к логопеду. Нет смысла упрекать ребенка в невнимательности, это похоже на дисграфию. Это может быть сбой в процессе восприятия написания слов. Конечно, следует проконсультироваться у специалиста.

Макеева Марина:

Сейчас в школах чаще стали встречаться дети с различными видами дисграфии. Почерк таких детей неустойчивый: то пишет старательно, аккуратно (если сосредоточен в данный момент времени), но стоит ребенку чуть ослабить концентрацию внимания - начинаются пропуски и замены букв, почерк неровный, корявый. Вопрос, собственно, такой: дисграфик всю жизнь должен при письме максимально концентрироваться, а как это влияет на его личность? Есть ли тут какая-то взаимосвязь?

Инесса Гольдберг:

Дисграфия – это не тип личности, не психотип. Все зависит от конкретной личности каждого дисграфика. Кого-то это расстройство заставит вырасти педантом и аккуратистом. А кто-то станет небрежным, будет на полпути бросать начатое. Одинаково про всех сказать нельзя. Одинаково все они страдают в школе, это отражается на оценках.

Юлия Фишман: Анна Морозова задала вопрос в блоге. Цитирую.

"Мальчик 5 класс пишет отвратительно, буквы неразборчивы, строка уходит вверх. Что делать???? учителя отказываются проверять его работы из-за почерка. Говорит, что если писать красивее, то он не успевает."

Инесса Гольдберг:

Анна, ситуация тяжелая, конечно. Поскольку почерк – это психомоторный акт и зависит от происходящего внутри личности человека, то можно утверждать, что такой почерк не исправится, пока не произойдут перемены в личности человека. Ребенок в бедственном состоянии, и это должно волновать больше, чем почерк. Садить за прописи такого ребенка нет смысла, необходимо работать с личностью.

Юлия Фишман: Вопрос Валентины Власовой (также задан через сообщение в блоге):

«Обязательна преемственность при обучении письму между родителями, педагогами, воспитателями - ведь зачастую не один человек учит письму. Обязательно должны соблюдаться единые требования?!»

Инесса Гольдберг:

Если под едиными требованиями вы подразумеваете единый стандарт прописей, то да, преемственность обязательна. Когда ребенок достигнет графической зрелости, его почерк примет индивидуальные черты, и вот за это не нужно волноваться.

Юлия Фишман: Александра Коровина (вопрос с форума):

Инесса, здравствуйте. Как объяснить тот факт, что у некоторых детей почерк устанавливается уже к 5 классу (не отличить от взрослого), а у некоторых и после школы каракули? Причем, как показывает практика, происходит это независимо от успеваемости: троечник пишет каллиграфическим почерком, а отличник размазывает слово по всей строке.

Инесса Гольдберг:

У некоторых детей почерки более зрелые, потому что они личностно более зрелые, психологически старше своего возраста. По роду своей деятельности часто встречаю инфантильных незрелых взрослых, с соответствующим почерком.

Юлия Фишман: Ещё вопрос передали от одной родительницы.

Девочка 15 лет. В анамнезе неврологические проблемы, которые удалось решить медикаментозно. Несколько лет всё было нормально. С почерком тоже всё было хорошо. Теперь вдруг часто она начала писать не буквы, а только элементы этих букв. Например, вместо Л пишет один крючок, пропускает соединения букв. Такое изменение почерка нормально для взросления или свидетельствует о проблемах?

Инесса Гольдберг:

Да, скорей всего, это свидетельствует о проблемах. То есть если упрощение доходит до того, что исчезают целые элементы, это сигнал родителям.

Мерзлякова Валентина:

В классной работе дети пишут идеально. В черновиках - безобразно. Человек пишет один, а почерк разный. Что это? Усталость? Нежелание выполнять домашнее задание?

Инесса Гольдберг:

Когда почерк разный, это значит, человек пишет неестественно. В черновике будет естественный почерк.

Ведищева Ирина:

Верно ли утверждение, что почерк – наследственность?

Инесса Гольдберг:

Не совсем верно. Почерк, как и характер, складывается из двух составляющих: из врожденного и из приобретенного. Есть у нас темперамент, врожденное, и тип нервной системы. Также есть и среда обитания: это атмосфера в семье, атмосфера в обществе. Две составляющие накладываются друг на друга, а почерк это отражает.

Юлия Фишман: Время нашего вебинара подошло к концу. Мы просидели больше двух часов, и на большей части территории России уже ночь. Инесса, спасибо огромное за участие в нашем проекте. Вы очень интересно рассказывали о почерке. До свидания.


Возврат к списку


Страницы: 1 2 След.
Это нравится: 3 Да / 0 Нет
ИринаС
Мой сын увлекается граффити и в тетрадях стал писать буквы с такими же вензелями. Почерк стал совершенно нечитаемым. Я заставляю его писать красиво, как раньше, но он говорит, что так рука быстро устаёт. Что делать? О чём говорит такое изменение.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 3 Да / 0 Нет
Это нравится: 2 Да / 0 Нет
Александра Осинцева
У меня пятиклассники. Почерк у большинства ещё детский. Можно ли его анализировать? Если да, то очень хотелось бы узнать, как выявлять лидеров и изгоев. Класс я взяла в этом году, многие дети так и остались для меня загадкой.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 2 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Петровна
Здравствуйте, Инесса Игоревна.
Изменяется ли почерк у человека, страдающего раздвоением личности? Может ли то, что ребёнок пишет разными почерками, свидетельствовать о раздвоении личности? Мне кажется, у одного моего ученика серьёзные проблемы. Хочу его тетрадки маме показать. Но хочется быть с фактами в руках.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Юлия Фишман
Через личное сообщение передали вопрос: "Ученик начал разрывать слова, часто в нескольких местах. Часть слова пишет слитно, а часть отрывает миллиметра на два. Раньше такого не было. Объясняет это тем, что пишет быстро. Но и раньше писал быстро. Должно ли это насторожить?"
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Юлия Фишман
Ещё один вопрос пришёл: "Можно ли утверждать: чем хуже почерк, тем хуже учится ребёнок"?
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Ольга Тришкина
Здравствуйте, Инесса Игоревна! Один мой ученик пропускает целые слоги, например, возврася вместо возвращаться. Это может быть связано с какими - то психологическими проблемами? Просто я не знаю, как ему помочь.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Марфа Петрова
Здравствуйте. У меня вопрос. Мой почерк изменятся, когда беру другую ручку. Повлияет ли это на анализ почерка.
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Марина Макеева
Здравствуйте. Сейчас в школах чаще стали встречаться дети с различными видами дисграфии. Почерк таких детей неустойчивый: то пишет старательно, аккуратно (если сосредоточен в данный момент времени), но стоит ребенку чуть ослабить концентрацию внимания - начинаются пропуски и замены букв, почерк неровный, корявый. Вопрос, собственно, такой. Дисграфик всю жизнь должен при письме максимально концентрироваться, а как это влияет на его личность? Есть ли тут какая-то взаимосвязь? Спасибо. С уважением, Марина
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Юлия Фишман
Анна Морозова задала вопрос в блоге. Цитирую:
"Мальчик 5 класс пишет отвратительно, буквы неразборчивы, строка уходит вверх. что делать???? учителя отказываются проверять его работы из-за почерка. гофорит что если писать красивее то он не успевает."
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Юлия Фишман
Вопрос Валентины Власовой (также задан через сообщение в блоге). Дословно так:
"Обязательна преемственность при обучении письму м/д родителями, педагогами, воспитателями - ведь зачастую не один человек учит письму.
Обязательно должны соблюдаться единые требования?!"
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Страницы: 1 2 След.
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение