Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуИнструкции и документы

Как работать с разделом "Тексты"

Тексты, размещённые в этом разделе, вы можете прорабатывать самостоятельно. Это прекрасные дополнительные упражнения, которые помогут вам повысить грамотность. 

Для орфографического чтения специально составлены тексты, насыщенные словами, трудными для написания. Упражнения из этого раздела рекомендуется делать на каждом занятии. 

Как работать с текстами для орфографического чтения. 

Принцип действия орфографического чтения. 


Изучение феномена «природной грамотности» привело исследователей к выводу, что грамотность на самом деле никому не дается от природы, а возникает при правильном проговаривании слов. Природная грамотность - не что иное, как автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам». В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме.

Если вы будете постоянно читать тексты вслух по слогам, чётко проговаривая все буквы (как пишется), то запомните правописание слов через моторику произношения. Навык автоматизируется, и запустится процесс самообучения. Ваш мозг поймёт, что такого рода чтения зачем-то нужно, и постепенно вы начнете читать орфографически вообще все. Конечно, непроизвольно, практически беззвучно. Но правописание прочитанных слов будет запоминаться на уровне моторики. 

Впервые этот метод подробно описал московский педагог Петр Семенович Тоцкий. Многолетняя практическая деятельность позволила Тоцкому сделать вывод о том, что «необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения» [Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г. ]. 

Работа по методу Тоцкого с подростками и взрослыми, дает замечательные результаты. Орфографически можно читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, но лучше – специально подобранные. 

Порядок работы с текстами для орфографического чтения : 


А. Прочитайте текст орфорафически (вслух по слогам, чётко проговаривая буквы). Вы можете читать хором, если есть с кем. Вы можете читать с диктором, если к тексту приложен звуковой файл. 
Б. Выпишите из текста слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объясните правописание некоторых слов на правила. 
В. Отвлекитесь от текста на другое задание на 15-20 минут.
Г. Напишите текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов). К некоторым текстам приложены звуковые файлы с диктантами. 
Д. Проверьте диктанты самостоятельно. 
Е. Закройте тетрадь с диктантом, откройте текст и посмотрите, как пишутся слова, в правописании которых вы сомневались . Не сверяйте с тетрадью! 
Ё. Закройте текст, откройте тетрадь и исправьте ошибки. 
Ж. Проверьте работу самостоятельно по ключу или дайте проверить грамотному человеку. 
З. Слова, в которых были допущены ошибки, выпишите в словарик. См. подробнее о работе со словарём >>

Как работать с диктантами.


В разделе Тексты мы приводим диктанты для самостоятельной работы. Вообще школьный диктант - контрольное мероприятие. По диктанту учитель может оценить ваши успехи в освоении той или иной темы. Контрольные вы будете писать в школе. А здесь вы учитесь. Поэтому диктанты нужны тоже для учёбы, а не для контроля. И прорабатывать их надо до того, как начнёте писать под диктовку. 

Порядок работы с диктантами


А. Выберите текст. 
Б. Выпишите слова, которые могли бы вызвать у вас затруднение.
В. Найдите  слова с орфограммами. Объясните правописание этих слов.
Г. Кликайте по словам со ссылками, чтобы узнать значение или лучше запомнить, как пишутся эти слова.
Д. Прокрутите текст, чтобы не видеть его и напишите диктант. Вы можете включить перед диктантом выразительное чтение, чтобы прослушать текст на первый раз.
Е. Проверьте диктант по ключу или дайте на проверку грамотному человеку.
Ё. Выпишите в словарь слова, в которых все-таки ошиблись, сделайте работу над ошибками.

Ваша задача - добиться безошибочного письма после проработки текста. Пробуйте ещё и ещё и у вас обязательно получится.

Возврат к списку