Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуАнализ текста

План анализа образа героя
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", режиссер Юрий Кара, 1994 г.в.

Анализ образа героя

Рассмотрите, какие средства участвуют в создании образов героев второй главы романа "Мастер и Маргарита".

Предложен план анализа образа героя для углублённого изучения школьной литературы. Изменяйте этот план в зависимости от ваших задач и уровня класса. Скачать план анализа образа героя


План анализа образа героя

1. Общая информация.

  • Как герой вводится в произведение?

  • Предыстория.

  • Позиция в произведении (герой-повествователь, 3-е лицо).

  • Если повествователь, показать ракурс повествователя (рассказчик, участник событий, размышляющий повествователь).

  • Есть ли прототип? Чем герой отличается от прототипа?

  • Есть ли черты автора произведения?

  • Степень участия в событиях (главный герой, второстепенный герой).

2. Оценка героя с разных точек зрения:

  • Что герой говорит о себе сам?

  • Как к герою относятся другие персонажи? Что они о нём говорят?

  • Как к герою относится автор произведения?

  • Как вы относитесь к герою? (позиция читателя)

3. Портрет
  • Лицо
  • Руки
  • Одежда
4. Язык
  • внутренние монологи
  • диалоги с другими персонажами
5. Жилище
6. Поступки:
  • Что герой делает?
  • Как он объясняет мотивы своего поведения?
  • Является ли поведение типичным для своего времени?
7. Образ героя в структуре произведения
  • Какое место герой занимает в системе персонажей? (Участвует ли в конфликте? Есть ли герои, противопоставленные этому герою? Есть ли герои-двойники?)
  • С какими мотивами произведения связан герой?
  • Черты классицизма/романтизма/реализма.
  • Как герой связан с идеей произведения?
  • Зачем этот герой был нужен автору в этом произведении?
8. Оценка героя современниками писателя.
9. Оценка героя в литературной критике разных лет.
10. Общий вывод.

Вопросы для анализа образов героев

Образ Иешуа

а) Что мы узнаем о Иешуа до его появления?

б) Проанализируйте портрет героя. Что мы можем сказать о нем по внешнему виду?

в) Прочитайте реплики Иешуа в сцене с Марком Крысобоем. Что говорят об арестанте авторские ремарки в этом диалоге?

г) Проанализируйте язык Га-Ноцри как отдельный текст. Предложите свою интерпретацию.

д) Что об Иешуа мы узнаем из доноса?

е) Что арестованный рассказывает о себе сам?

ж) Почему Пилат называет Иешуа бродягой, лгуном, разбойником? Что заставляет назвать его странным разбойником? Как и почему меняется отношение Пилата к Иешуа в дальнейшем?

з) В чем проявляется бесстрашие Иешуа?

к) Почему Иешуа не воспользовался возможностью спастись?

л) Что мы можем рассказать о философии Иешуа? Какими словами в романе передаются эти смыслы?

м) Сравните Иешуа и евангелиевского Иисуса Христа. Как изменил и проинтерпретировал Булгаков библейскую легенду?

н) Проследите, как связан образ Иешуа с мотивом солнца.

о) Сравните образ Иешуа с его прототипом, используя историческую и религиозную литературу.

п) Оцените роль образа Иешуа в произведении.


Образ Понтия Пилата

а) Прочитайте начало главы. Как задается портрет героя?

б) Выберите из текста наиболее важные на ваш взгляд детали поведения героя. Обратите внимание на язык жестов, тон разговора.

в) Как Булгаков описывает детали одежды и дома прокуратора? О чем нам говорят эти детали?

г) Что говорит о себе сам Пилат?

д) Что рассказывает о нем Иешуа?

е) Почему прокуратор позвал М. Крысобоя? Почему не посмотрел ему в след, когда тот уводил Иешуа?

ж) Что мы можем сказать о Понтии Пилате по его репликам в диалоге с Иешуа и Каифой?

з) Рассмотрите, как вводятся внутренние монологи героя.

Как они изменяют создавшийся образ?

и) Каким предстает Пилат в первой части главы? (до слов "все о нем...").

к) Как Пилат пытается помочь Иешуа? Зачем он это делает?

л) Почему Пилат срывается на крик, утверждая незыблемость власти императора?

м) Обобщите предыдущие 3 вопроса. Как создается образ героя при помощи описания его поведения?

н) Как мотив болезни помогает в создании образа Пилата?

о) Сравните булгаковского Понтия Пилата с прототипом, используя историческую литературу.

п) Оцените роль образа Понтия Пилата в произведении.


Теги: образ героя, Булгаков, Понтий Пилат, Иешуа, план анализа, анализ текста
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 890397 от 19 ноя 2016

Возврат к списку


Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Я * ТВОЮ МАТЬ
Я  *  В РОТ ВСЮ ЭТУ ТУПУЮ ЛИТЕРАТУРУ, СУУУУУУУККККККАААААААА ХОЧУ УБИТЬ АВТОРА
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Я * ТВОЮ МАТЬ
Я   *   В РОТ ВСЮ ЭТУ ТУПУЮ ЛИТЕРАТУРУ, СУУУУУУУККККККАААААААА ХОЧУ УБИТЬ АВТОРА
ЛАЙК ЕСЛИ АВТОР ДOЛБAЁБ
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Я EБΑԒ ТВОЮ МАТЬ
Я   EБΑԒ  В РОТ ВСЮ ЭТУ ТУПУЮ ЛИТЕРАТУРУ, СУУУУУУУККККККАААААААА ХОЧУ УБИТЬ АВТОРА
СВОБОДА НАВАЛЬНОМУ СЛАВА УКРАИНЕ ХОЧУ ЧТОБЫ ПУТИН СДОХ
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений