архивы вебинаров.jpg




  

Мини-курс 
Н и НН в разных частях речи

нн.png
57 интерактивных упражнений
автоматизация навыка
400 рублей
 

Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуАнализ текста

"12 стульев" написал Булгаков?

"12 стульев" написал Булгаков?

В интернете поднят шум по поводу авторства всеми любимых "12 стульев" и "Золотого телёнка". Неужели правда эти романы написал Михаил Булгаков, а не Ильф и Петров? Несколько лет назад в Берлине вышла книга Ирины Амлински с массой доказательств в пользу этой теории. Почитать отрывки книги можно на страницах ЖЖ: "12 стульев" от Михаила Булгакова. Исследовательница указывает на удивительные совпадения в текстах. Количество этих совпадений вызывает когнитивный диссонанс. Что это? Заимствования? Общий язык одной эпохи? Или в самом деле хитрость Булгакова? Может быть, мы никогда не узнаем об этом. Но в любом случае можем использовать все эти вопросы на уроках русского языка и литературы.

Предложите детям поучаствовать в исследовании. Причастность к возможному раскрытию самой большой мистификации 20 века точно не оставит никого равнодушными. Это же не анализ текста для ЕГЭ. Это то, что происходит в литературе на самом деле прямо сейчас. Причастность к историческим событиям. Тайна. Поиск истины. Разоблачение? И кто знает, может быть, работа учеников на самом деле окажется не только учебной.

Предлагаю совместными усилиями заполнять таблицу для сравнительного анализа текстов Михаила Булгакова и соавторов авантюрных романов. Мы начнём, а вы пишите в комментариях, что нашли ваши ученики или вы сами. По комментариям таблица будет постепенно пополняться. Присылайте пары цитат с пояснениями. Пишите, что заметили: схожие синтаксические конструкции, частое использование специфических слов, совпадения на лексическом уровне, аналогичные сюжетные ходы.

Цитаты из "12 стульев" и "Золотого телёнка Ильфа и Петрова.  Цитаты из произведений Булгакова
Пока великий комбинатор размышлял о том, под каким предлогом удобнее всего проникнуть в домик и сдружиться с его обитателями, дверь отворилась и на крыльцо выбежал почтенный господин в солдатских подштанниках с черными жестяными пуговицами. На бледных парафиновых щеках его помещались приличные седые бакенбарды.

Ждать Остапу пришлось недолго. Вскоре из домика послышался плачевный вой, и, пятясь задом, как Борис Годунов в последнем акте оперы Мусоргского, на крыльцо вывалился старик...

Он повернулся и, спотыкаясь о собственные ноги, пошел прямо на Остапа. Решив, что пришло время действовать, великий комбинатор выступил из-за дерева и подхватил бакенбардиста в свои могучие объятия.

"Золотой телёнок"

Первый из них,  одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на  хорошо выбритом лице  его помещались сверхъестественных размеров очки в черной  роговой  оправе.

Толстяк радостно осклабился, видя, что Маргарита не сердится, и восторженно сообщил, что оказался без брюк в данный момент лишь потому, что по рассеянности оставил их на реке Енисее, где купался перед тем, но что он сейчас же летит туда, благо это рукой подать, и затем, поручив себя расположению и покровительству, начал отступать задом и отступал до тех пор, пока не поскользнулся и навзничь не упал в воду. Но и падая, сохранил на окаймленном небольшими бакенбардами лице улыбку восторга и преданности.


"Мастер и Маргарита"
Герои без брюк и с бакенбардами пятятся, спотыкаются и падают навзничь. Одного подхватывает Бендер, другого вода. Так что оба целы. 
Совпадение слов при описании внешности героев: "на щеках помещались...", "на лице помещались..."
Обилие деепричастных оборотов. В т.ч. там и там есть деепричастные обороты после союза И.

Через минуту в Дверях лоханкинской комнаты показался гражданин Гигиенишвили. Он был в голубых полотняных сапогах и в плоской шапке из коричневого барашка.

Посредине комнаты стоял Александр Иванович. Он был в сетке-безрукавке и уже успел надеть брюки мелкого служащего.

Недостаток одежды у этих граждан с лихвой возмещал джентльмен совершенно иного вида. Он был в хромовых ботинках с пуговицами, визиточных брюках, наглухо застегнутом пиджаке, при воротничке, галстуке и часовой цепочке, а также в фетровой шляпе. 

На диване с утра сидел выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист, инженер Генрих Мария Заузе. Он был в обыкновенном европейском костюме...

"Золотой телёнок"
Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. 

От подоконника на пол лег зеленоватый платок ночного света, и в нем появился ночной Иванушкин гость, называющий себя мастером. Он был в своем больничном одеянии – в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался. 

В то время, как Наташа, хохоча от радости, упивалась перед зеркалом своею волшебною красой, дверь открылась, и перед Наташей явился Николай Иванович. Он был взволнован, в руках он держал сорочку Маргариты Николаевны и собственную свою шляпу и портфель.

"Мастер и Маргарита"
Однотипное описание героев. Парцелляция и начало нового предложения со слов "он был в..." Далее описание одежды.

   
   
   
   
   

Для равновесия давайте заполним ещё одну таблицу.

Цитаты из "12 стульев" и "Золотого телёнка Ильфа и Петрова.

Цитаты из других произведений Ильфа и Петрова.

   
   
   
   
   


Теги: стиль, стилистика, анализ текста, Булгаков, 12 стульев, Ильф и Петров, мистификация
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 881697 от 16 Ноя 2016
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Это нравится:4Да/0Нет
Елена Колесникова
О боже! Действительно один стиль! Обязательно проделаю с учениками эту работу.
Это нравится:2Да/0Нет
Наталья Лисянская
Терзают меня смутные сомнения... Но идея использовать ситуацию для урока литературы нравится.
Так-то, если всерьёз вопрос поднимать, то надо оспаривать авторство в суде и делать экспертизу, а не на уроках литературы искать одинаковые слова. Но для нас это действительно повод увлечь учеников сравнительным анализом. Мои, думаю, загорятся.
Это нравится:1Да/0Нет
Олег Елохин
Я за Ильфа и Петрова. Возьмем отрывок из "Шахерезады". Куча деепричастных оборотов после И:
Цитата
Шахерезада Федоровна прибыла на службу ровно в десять и, пройдя мимо ожидавших чистки служащих, вошла в готический кабинет товарища Фанатюка.
- Что же произошло с начальником конторы по заготовке Горчицы и Щелока? - нетерпеливо спросил начальник.
Шахерезада Федоровна Шайтанова не спеша уселась и, подождав, покуда курьерша обнесет всех чаем, заговорила:
- Знайте, о товарищ Фанатюк, и вы, члены комиссии, что начальник Горчицы и Щелока, товарищ Ливреинов имел гордый характер и большие связи. И он весьма преуспевал, ибо что еще нужно бодрому хозяйственнику, кроме связей и гордости? Ливреинов был убежден, что больше не нужно ничего, и полагал, что в деле плановой заготовки Горчицы и Щелока ему нет равных. И вот все о нем.
Случилось же так, что после трех лет безоблачного правления в контору Ливреинова был прислан выдвиженец. Свой переход в контору выдвиженец Папанькин совершил прямо от станка, а потому его появление вызвало в конторе переполох. Вестники несчастья - секретари - вбежали в кабинет Ливреинова и, плотно прикрыв двери, сообщили начальнику о пришельце. Товарищ Ливреинов выслушал их с завидным спокойствием и, глядя на свои голубые коверкотовые брюки, молвил:
Это нравится:0Да/0Нет
Пётр Борейко
Мне вот что попалось.
Цитата
- Товарищ Бендер, -- умоляюще зашептала жертва "Титаника".
12 стульев

Цитата
Та прыгнула с мостовой на тротуар, стремясь скрыться в подъезде, но вытекавшая публика преграждала ей путь, и бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам, обманутая фирмой проклятого Фагота, мечтала только об одном – провалиться сквозь землю.
Мастер и Маргарита

Мне кажется, однотипно.

Поискал слово "жертва" в других произведениях Ильфа и Петрова. В рассказах ни разу не встречается.
Это нравится:0Да/2Нет
Михаил Шовс
Извините, но мне кажется, всё это - натягивание совы на глобус.
Это нравится:0Да/0Нет
Елена Трофимова
Цитата
Михаил Шовс написал:
Извините, но мне кажется, всё это - натягивание совы на глобус.
Михаил, в любом случае это интересная практическая работа.
Это нравится:0Да/0Нет
Юлия Фишман
Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Чем больше сравниваю тексты, тем сильнее захожу в тупик.
Они там все под одним одеялом спали писали одним стилем.
Вот что с этим делать? Это какой-то мем того времени или кому-то понравилось и все друг у друга списали?

Ночью я ночевал, а днем я ходил в домовое управление и
просил, чтобы меня прописали на совместное жительство. Председатель домового
управления, толстый, окрашенный в самоварную краску человек в барашковой шапке
и с барашковым же воротником, сидел, растопырив локти, и медными глазами
смотрел на дыры моего полушубка.

Барашковые шапки склонились над листом, и мгновенно их разбил паралич. По часам, что тикали на стене, могу сказать, сколько времени он продолжался. Т р и м и н у т ы. Затем председатель ожил и завел на меня угасающие глаза:
- Улья?.. - спросил он суконным голосом. Опять в молчании тикали часы.
- Иван Иваныч, - расслабленно молвил барашковый председатель, - выпиши им, друг, ордерок на совместное жительство.
(Булгаков. Воспоминания) Прекрасная метонимия, кстати!

Безусловно, он поразил тем, что оказался очень рослым; поразил тем, что из-под чела его смотрели необыкновенной силы и красоты глаза… Но это вышел, в общем, обычного советского вида, несколько усталый человек, в полушубке с барашковым воротником и в барашковой же, чуть сдвинутой назад шапке (Олеша о Маяковском. Цитирует Катаев)

Хорошо помню и я этот вечер – Ингулов в президиуме! может быть, рядом с ним и Клавдия Заремба! – и Маяковского, так прекрасно описанного Олешей. Однако я бы не сказал, что Маяковский был в полушубке с барашковым воротником и барашковой шапке. Это неточно. Я бы сказал так: на Маяковском было темно-серое, зимнее, короткое, до колен, полупальто с черным каракулевым воротником и такая же черная – но не шапка, а скорее круглая неглубокая шапочка, действительно несколько сдвинутая на затылок, открывая весь лоб и часть остриженной под машинку головы. (Катаев)

Дальнейшее еще больше поразило матушку. Отец Федор заявил, что этим же вечером должен выехать по делу, и потребовал, чтобы Катерина Александровна сбегала к брату булочнику и взяла у него на неделю пальто с барашковым воротником и коричневый утиный картуз. ("12 стульев")

Над сапогами царила зеленоватая бекеша на золотом лисьем меху. Поднятый барашковый воротник, похожий с изнанки на стеганое одеяло, защищал от мороза молодецкую харю с севастопольскими полубаками. На голове Александра Ивановича помещалась прелестная курчавая папаха. ("Золотойтелёнок") Вспомнилось из "Мастера и Маргариты": "на лице его помещались сверхъестественных размеров очки..."

Заместителя в комнате не было, а находившийся там человек в барашковой шапке отнесся к пришельцам джентльменски холодно. Куда? - спросил лентяй, начиная дрожать.
- В шахту, - повторила барашковая шапка. - На профработу. Да вы идите к самому председателю.
Председатель вызвал человека в барашковой шапке и приказал никого не пускать.
 (Ильф и Петров. Рассказы) Аналогичная метонимия.