Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуАнализ текста

Изображение Makalu с сайта Pixabay
Изображение Makalu с сайта Pixabay

Шалость удалась

Пора отдавать себе отчет: «Пушкин – наше всё» – это миф. Миф, который (возможно) работал как актуальная часть картины мира российской интеллигенции. Но определенно перестал работать сейчас. Эпоха Пушкина, Лермонтова и Гоголя уходит в плюсквамперфект. (см. С. Капица, «История десяти миллиардов»)

Нет, это не означает, что великие стали хуже. Просто для того, чтобы достучаться до них, нашим ученикам требуется сделать усилие. Двойное усилие, упирающееся в проблему герменевтического круга: чтобы читать Пушкина как актуального автора, нужно знать его эпоху, но можно ли понять его эпоху, не зная Пушкина, одного из главных концепт-мейекеров своего времени? Но если эпоха недоступна для прямого контакта, то книги Пушкина, Лермонтова, Гоголя – доступны. И значит, возможна реконцептуализация классиков, которые в результате перестают быть самоцелью и оказываются инструментом актуализации завершенного Прошлого как вечно возобновляемого мифа. Инструментом познания и самопознания – через опознавание культурных кодов в современности, в собственной жизни, что, собственно, во многом и делает классику «вечной». Да, в результате классики перестанут быть «священными коровами» корифеев культуры. Но вряд ли теплое местечко на пьедестале – это то, что классикам по-настоящему нужно: «такую награду даёт судьба портным» («Пощечина общественному вкусу»). На инструмент не молятся. Зато им работают. И нет, это не постмодерн. Это не тоскливая медитация над собственной вторичностью. Это осознание связей с прошлым, которое не запрещает глядеть вперед. Смеющийся лев не обязан разрушать – но он в самом деле будет смеяться.

Итак, задание:
1. Закрытый блог П.И. Чичикова. (Записи между приездом в губернский город Эн – и отъездом из оного. Не менее десяти записей, из них не менее трех - развернутые. Элементы дневниковой съемки обязательны, видеоматериалы возможны. Стиль и тематику записей определяете исходя из харктера персонажа). - презентация. ПаверПойнт или аналогичная по функциям программа.

2. Рэп-батл между Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем Башмачкиным на тему "Кто тут самый маленький" (Мат воспрещается. Историзмы типа "милостивый государь" – или -с после обращения – или сами думайте - в общем, допускаются). – текст либо аудио/видеозапись, возможно на двоих.

3. Фламп Пятигорска (записи Пушкина, Лермонтова, Печорина, княжны Мери, Мцыри и Демона). Привлечение фотоматериалов, аудио- и видеозаписей приветствуется. – презентация.

4. Тревел-блог Печорина с комментариями персонажей русской литературы первой половины 19 в. – текстовая форма или презентация.

5. Твиттер..-разборки между Грушницким (тред-стартер) и Печориным. Спорадическое участие Вернера, Ленского, Максим Максимыча, Чайльд Гарольда, Чацкого и Вампира приветствуется. – Текстовая форма или презентация.

Суть задания: поиск в классическом тексте материала, который возможно (без принципиальных искажений смысловой составляющей!) адаптировать к привычной, актуальной для обучающихся информационной среде (хотя – внезапно – пришлось-таки объяснять, что такое фламп!). Найти обобщение, найти код, выйти на метауровень… и не иметь опоры в стандартных базах заданий и в стереотипных ожиданиях педагогического сообщества. Не на что опираться, кроме текста и личного опыта. Кстати, заодно возвращаемся к ситуации, когда онлайн снова не страшный, а свой, родной и привычный. И не склад готовых ответов, а среда творчества и сотворчества. Web 2.0 и просьюмеризм.

Задание было предложено ученикам 9 классов. Состояние учеников: еледышащее после месяца дистанта.

Первая реакция была такой:

Нестандартные задания по литературе

Но шалость удалась!


Денис Вадимович Жердеев, Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии СУНЦ УрФУ

Анна Владиславовна Буйначева, зав. лабораторией кафедры филологии СУНЦ.

Нестандартные задания по литературе. Работы учеников

Твиттер-переписка

"Твиттер-разборки [стандартный термин не применялся ввиду работы с несовершеннолетними] между Печориным и Грушницким". Физхимкласс. 

твиттер-переписка литературных героев

На следующий день после дуэли.

твиттер-переписка литературных героев

Аналогичная работа, оформленная на компьютере. Твиттер-разборки литературных героев

И вот такая видеохроника интернет-дуэли





Блог литературного героя



Скачать презентацию


Рэп-батл



Скачать презентацию


Фламп Пятигорска

Скачать презентацию

Ещё одна работа на ту же тему


Авторы работ:
Аксёнова Анастасия Владиславовна
Дубровина Влада Витальевна
Малина Арина Сергеевна
Пинягин Антон Васильевич
Попкова Мария Дмитриевна
Сивко Екатерина Евгеньевна
СУНЦ УрФУ, 9А (гуманитарный)

Иван Александрович Липчак, СУНЦ УрФУ, 9Б (физхим) 

Все работы публикуются с разрешения авторов

Теги: литература, методика, Герой нашего времени, Лермонтов, твиттер
Автор:  Денис Жердев
Свидетельство о публикации № 5910197 от 12 мая 2020

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений