Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуАнализ текста

Текстоцентрический подход на уроках литературы
Автор изображения Larisa-K. Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/fr/users/larisa-k-1107275/

Текстоцентрический подход на уроке литературы

Предлагаю педагогическому сообществу конспект урока с текстоцентрическим подходом и элементами диалога с текстом. Для начала нужно дать текущие определения используемым терминам из области методики преподавания русского языка.

Текстоцентрический подход — подход в методике преподавания русского языка, использующий как основополагающую единицу организации образовательного процесса текст. Использование текста по-новому определяет соотношение на уроке речевой деятельности и языка, устной речи и письменной, практики и теории. Исторически это понятие продолжает собой идею логоцентрического подхода, описанного Л. Ю. Максимовым в статье «Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка» (журнал «Русский язык в школе», 1994, №4), где слово было обосновано как центральная единица в системе языка, которая таким образом является не линейной, а центрической. Суть этой центричности заключается в том, что на примере лексики как уровня языка ярче всего проявляется переход языковых единиц верхнего уровня в нижний (а не наоборот, как это бывает чаще всего, особенно на других уровнях языка). Это явление Любимов назвал фразеологизацией. Также во второй половине ХХ в. текст, воспринимающийся исключительно как объект филологический, изучается с позиции лингвистики, т. е. как полноценная языковая единица нового уровня, а не просто как совокупность предложений (см. Гальперин, Арутюнова и др.). В теории науки (методики преподавания русского языка, филологии и лингвистики) и государственной системе образования особое место занимают устная речь и практика. Развитие этих идей и приводит нас к формулировке вышеприведённого определения.

Особое объяснение требует понятие «диалог с текстом». Оно обозначает одну из читательских стратегий в задачнике-практикуме «Учимся понимать художественный текст» (Граник, Шаповал, Концевая, Бондаренко) и опирается на работу со «скрытыми» в тексте вопросами. Задавая мысленные вопросы к тексту по ходу чтения, автор может выстраивать гипотезы о его дальнейшем содержании и либо верно определять «ответы», либо сталкиваться с иным поворотом ситуации, обманываясь в ожиданиях. В современных учебниках авторства Т. М. Пахновой диалог с текстом описан в специальной памятке, в которой он «связан с процессом медленного чтения» и назван работой с целью «осознать особеннос­ти строения текста; осмыслить логику движе­ния мысли, сюжета; задуматься над выбором слова». Приводятся и примеры вопросов такого диалога («Что будет дальше?», «Чем завершится это предложение?», «Какое определение следует выбрать?» и др.). Диалог с текстом становится методическим приёмом в работе учителя. Однако предлагаемые в памятке вопросы универсальны, а планируя работу над конкретным художественным или публицистическим текстом, стоит продумать, какие вопросы можно задать именно к нему. Как провести диалог в нашем случае? Ниже предлагается пример реализации текстоцентрического подхода и диалога с текстом на примере стихотворения Николая Заболоцкого «Весна в лесу» в виде конспекта. Следует отметить, что по виду этот конспект относится к параллельным конструкторам, т. е. рассчитан на одновременную работу разных групп учеников в ходе урока и избыточен по числу заданий (на выбор учителя или ученика).

Тип урока. Комплексное повторение

Тема «Лексика»

Цель (= обучающая задача):

· повторить основные лексические понятия (многозначные слова, прямой и переносный смысл слова, синонимы, антонимы и др.);

· отработать навыки находить необходимые слова и устанавливать смысл слов и выражений в конкретном тексте (текстоцентрический подход); работать с бумажными и электронными толковыми словарями.

Деятельностная задача (= познавательное УУД): умение самостоятельно выводить знания из представленных материалов и применять их на практике до обращения к источникам информации.

Коммуникативное УУД: умение работать в команде, распределять роли и обязанности.

Техническое оснащение: мел и доска, карточки с четверостишиями и стихотворением.

Факторы мотивации: использование командной игры как формы коллективной работы по повторению темы.

План урока

1. Начало урока. Совместная работа

1. Выразительное чтение стихотворения учителем. Если урок готовился вместе с учениками, то два-три ученика могут также выступить с подготовленным выразительным чтением. Учитель комментирует сложные с точки зрения интонации места, отмечает роль пунктуации в них. По возможности и желанию: аудиозапись/видеосъёмка выразительного чтения стихотворения учениками.

2. Каждый ученик может записать непонятные для себя слова или выражения из стихотворения. Разъяснение непонятных по смыслу слов или выражений в стихотворении с использованием бумажной и электронной литературы.

2. Основная часть урока. Индивидуальная и групповая работа

После полного прочтения текст поэтапно разбирается с помощью обсуждения заданий. Можно разделиться на группы по 2-3 человека на одно четверостишие (или по 4-6 человек на два четверостишия). Каждая группа получает 1-2 четверостишия и задания к ним. Каждый человек в группе может взять на себя 1-2 задания (задания могут быть даны с избытком; главное, чтобы группа распределила обязанности и каждый взял что-то для себя). При этом текст стихотворения целиком тоже остаётся у учеников.

Задания с разборами удобно проводить на доске, когда работают одновременно несколько учеников. Прочие письменные задания выполняются участниками групп на листочке внутри группы, но представляются. К обсуждению устных зданий можно приступать почти сразу. Использование электронной и бумажной литературы разрешается с необходимостью называть или записывать при ответе использованный источник (автор, издательство, сайт).

Примерные задания к стихотворению для групповой работы.

1.

Каждый день на косогоре2 я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.

Примерные вопросы

1. Слышали ли вы раньше слово косогор, знаете ли его значение? Если нет, то предположите, что оно значит. Запишите своё толкование. Сравните его со словарным. Нарисуйте карандашный набросок косогора, чтобы было понятно, что это. Если вы догадались, что такое косогор, скажите, что вам помогло, если раньше вы не слышали это слово? Если не догадались, то узнав ответ, скажите, что должно было помочь раскрыть значение этого слова. Что может помешать этому?

2. Что такое лаборатория? Можно ли догадаться, что это такое, если не слышать это слово раньше? Почему по слову косогор можно раскрыть его значение, а по слову лаборатория — нет? Прочитайте толкование слова лаборатория в словаре. Почему же автор употребляет это слово в стихотворении, что он называет лабораторией?

3. Есть ли ещё в стихотворении непонятные для вас слова (напр. вешних)? Предположите их значение и сверьте догадки со словарём.

4. Есть ли ещё в четверостишии слова, употреблённые в переносном значении, как лаборатория? Что они означают в прямом значении и что — в стихотворении?


2.

В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой3,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.

Примерные вопросы

1. Что такое колбочка? Почему растение названо именно колбочкой, а не другим сосудом? Как это связано с первым четверостишием?

2. Сравните слова: растение — растеньице, колба — колбочка. Почему автор употребляет именно вторые слова из этих пар? Найдите в стихотворении ещё такие слова. Образуйте такие слова по образцу: хлеб, дом, солнце, птица, крыльцо.

3. Почему влага названа солнечной? (У этого вопроса нет правильного ответа, вы должны высказать своё мнение). Сравните разные мнения, и выберите одно из них.

3.

Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге3 ходит грач.

Примерные вопросы

1. Как это четверостишие связано с предыдущим?

2. Кто такой грач? Где вам могло встречаться это слово? Найдите его в литературе по зоологии. Почему автор сравнивает грача именно с химиком или врачом?

3. Как вы думаете, какая дорога имеется в виду в четвёртой строке (асфальт, тропинка, поле, железная дорога)? Докажите ответ.

4* Какие оттенки тексту придаёт употребление слов в длинных перьях фиолетовых именно в предложном падеже (отвечая на вопрос в чём?) Можно, например, сказать: с длинными перьями фиолетовыми. Почему упоминаются перья, а не крылья?


4.


Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок5.

Примерные вопросы

1. Что могут означать первые две строчки? Знаете ли вы, что значит слово штудировать? Можно ли определить значение по контексту? Подберите к нему синонимы.

2. Зачем грач собирает червей? Что означает слово впрок? Можно ли раскрыть его значение, не зная заранее?

3. Сравните это четверостишие с предыдущим. Чем они схожи и чем различаются? Обратите внимание на третьи строчки.

5.

А в глуши лесов1 таинственных,
Нелюдимый, как дикарь,
Песню прадедов воинственных
Начинает петь глухарь.

Примерные вопросы


1. Найдите в четверостишии пары однокоренных слов. Какое чередование согласных наблюдается в одной из них? Чем отличаются слова в другой паре?

2. Кто такой глухарь? Почему он назван нелюдимым (грача так назвать нельзя), а леса таинственными?

3. Происхождение какого названия легче определить — грач или глухарь? Почему?

6.

Словно идолище2 древнее,
Обезумев от греха,
Он рокочет за деревнею
И колышет потроха.

Примерные вопросы

1. Что такое идолище? Какое значение придаёт этому слову суффикс -ищ-? Вернитесь ко второму вопросу второго четверостишия. Сравните значение суффиксов из этих вопросов.

2. Что означают слова колышет и рокочет? Подберите к ним синонимы. Составьте с ними словосочетания.



7.

А на кочках под осинами,
Солнца празднуя1 восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод3.

Примерные вопросы

1. Что такое кочка? Можно ли сказать, что это слово с уменьшительным суффиксом?
2. Найдите слова с непроизносимыми согласными. Можно ли подобрать к ним проверочные слова? Если да, то подберите.

3. Найдите однокоренные слова. Какое из этих слов сложное?


8.

Лапки к лапкам прижимаючи,
Вроде маленьких ребят,
Про свои обиды заячьи
Монотонно говорят.

Примерные вопросы

1. Что значит слово монотонно? Разделите эти слова на синонимы и антонимы к слову монотонно: однообразно, вразнобой, однозвучно, различно, одинаково, разнообразно.

2. Как вы думаете, какое из слов этого четверостишия нельзя найти в словаре? Почему? Какое бы слово мы сказали вместо него в обычной речи?
3. Почему автор сравнил зайцев с ребятами?


9.

И над песнями, над плясками
В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.

1. Обратите внимание, как природа отражает время в стихотворении. Что подсказывает, что в стихотворении описано жаркое утро. (В этом вопросе полезно вернуться и к предыдущим четверостишиям.)

2. Как вы думаете, почему автор использует слово земля (а не поляна, лес, тропинка, кочки)

3. Что такое лик?


10.

И, наверно, наклоняется
В наши древние леса,
И невольно улыбается
На лесные чудеса.

1. Соотнесите это четверостишие с предыдущим. Докажите, что здесь использовано олицетворение.

2. Найдите однородные сказуемые. Выполните морфологический разбор одного из них.

3. Объясните пунктуацию в этом четверостишии.

3. Заключение. Обсуждение самостоятельной работы дома.

Подведение итогов командной работы. Каждый получает оценку за устное представление одного из заданий. Само задание при этом может быть выполнено с помощью всей группы, но устная «защита» личная.

Ученикам предлагается список заданий на выбор для домашнего занятия. Каждый может выбрать одно или несколько заданий. Распределение заданий и обсуждение неясностей в формулировках.

Примерные задания для домашней работы

1. Какие средства выразительности используются в стихотворении? Какое используется чаще всего? Можно использовать таблицу.

Метафора

Эпитет

Сравнение

2. Составьте толковый словарик непонятных слов стихотворения. При оценке «непонятности» ориентируйтесь не на свои знания, а на знания младших школьников. Лучше объяснить больше слов, чем меньше. Можете провести опрос среди первоклассников, чтобы выяснить, какие слова непонятны малышам. 3. Сделайте альбом стихотворения. Какие иллюстрации могли бы облегчить понимание и выразительное чтение стихотворения. Используйте фото из Интернета с указанием сайта-источника или собственные фото и рисунки. 4. Выпишите слова и выражения из стихотворения, по которым понятно, что а) описана весна (а не другое время года), б) описан лес (а не другая местность), в) описано утро (а не другое время суток). При этом заглавием стихотворения не пользуйтесь. Представьте, что оно вам неизвестно. 5. Обратите внимание, что в стихотворении картины реальности смешиваются со сказочным видением мира. Например, в первом четверостишии первые две строчки описывают реальность (герой стихотворения каждый день проводит всё время на косогоре), а вторые две — сказку (в лесу будто расположена лаборатория вешних дней). Отделите реальный мир от сказочного и в остальном стихотворении.

Каждый день на косогоре я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.

6. Выберите любую часть речи и проанализируйте слова, входящие в стихотворение, по морфологическим признакам. Выпишите все слова этой части речи. Для существительных отметьте, сколько слов каждого рода использовано, для прилагательных — разделите их на качественные и относительные, для глаголов — определите время и вид.

7. Работая с этимологическим словарём, разделите слова из стихотворения на исконные и заимствованные, установите язык, из которого слово пришло в русский язык. Можно использовать таблицу.

Исконные слова

Заимствованные слова

Язык-источник


Теги: текстоцентризм, диалог с текстом, игра, лексика, язык художественной литературы, работа в группах, стихотворение, ФГОС, анализ текста
Автор:  Евгений Бикмаев
Свидетельство о публикации № 3277175 от 16 окт 2018

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений