архивы вебинаров.jpg




  

Зрительные диктанты

зрительные диктанты2.png
 
2000 предложений
4 уровня сложности
автоматическая проверка
300 рублей
 

Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуАнализ текста

Анализ текста. Как построить урок
Автор изображения PDPics. Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/users/pdpics-44804/

Анализ фрагмента романа «Профессор Вильчур»

Предлагаю вариант построения урока, посвящённого анализу текста.

Дидактическая цель урока: учить анализировать, интерпретировать, понимать и оценивать текст.

Примерная возрастная ориентация: 7-9 класс


Ход урока


ž Прогнозирующий этап (если у текста есть заглавие).

— Сегодня мы познакомимся с фрагментом романа польского писателя Тадеуша Доленго-Мостовича (1898–1939) «Профессор Вильчур». Как вы думаете, о чём и о ком эта книга? Почему профессор Вильчур вынесен в заглавие? (Далее синим выделены предположительные ответы детей).

Возможно, это главный герой произведения, известный учёный, имеющий большой авторитет, выдающиеся способности и профессиональные достижения. Об этом может говорить указание на то, что он профессор.

Но возможно, что профессор Вильчур — вполне рядовой учёный без особых достижений, в самом названии не содержится чётких признаков того, что он выдающаяся личность. Например, в рассказе А. П. Чехова «Учитель словесности» главный персонаж вовсе не мастер своего дела.

ž Этап восприятия.

— Прочитаем фрагмент романа (выразительное чтение учителем или подготовленным учеником).

Вильчур остановился, уже держась за ручку двери, и оглянулся. — Что вы хотели мне сказать? Ведь вы же сами, как хирург, все хорошо понимаете. — Да, пан профессор, я согласен, что вы не смогли бы взяться за проведение этой операции самостоятельно. И не только этой, но даже и более легкой. Но… здесь речь идет не об операции, проводимой лично вами. Здесь нужно только ваше присутствие, точный диагноз, инструкции, указания во время самой операции. На губах Вильчура появилась усмешка. — И вы верите, что такая операция по доверенности может удаться? Кольский не уступал. — Я слышал о случае, когда корабельный механик в открытом море проводил ампутацию ноги матросу, не имея понятия об анатомии, но пользуясь указаниями хирурга, передаваемыми из какого-то порта по радио. Операция удалась… Пани Нина, всхлипывая, продолжала повторять шепотом: — Умоляю, профессор… Умоляю… Вильчур стоял какое-то время нахмурившись. — Подобные операции иногда могут удаваться, если они несложные. Я еще раз вас спрашиваю, пан Кольский, верите ли вы в то, что здесь можно воспользоваться такой системой? — Нет, пан профессор. Я вообще не верю, что эта операция может быть успешной. Состояние больного, по моему мнению, безнадежно. Но… Его прервали рыдания пани Добранецкой. — Но, — продолжал он, — моя вера или неверие не могут повлиять на факт существования возможности спасти пациента. Профессор Колеман определил ее как один шанс из ста тысяч. Если пациент говорит, что убежден, что в случае проведения вами операции он может надеяться на этот единственный шанс, я думаю, вы не откажете. Я думаю, что вы не должны отказать. Вильчур, несколько озадаченный, посмотрел ему прямо в глаза. — Почему же вы думаете, что я не должен? Кольский убежденно ответил: — Потому что я был вашим учеником, пан профессор.

— Какие чувства вызывает у вас доктор Вильчур? Кольский? Что отличает этих персонажей в их репликах?

Вильчур демонстрирует неуверенность и снимает с себя обязанность принимать решение, он хочет убедить, что исход ситуации зависит не от него, а от обстоятельств. Он находится в неопределённости.

Кольский проявляет искренность, говоря, что не ручается за успех в операции, но его речь о необходимости использовать шанс убедительна, он демонстрирует решимость к этой попытке.

ž Аналитико-синтетический этап

Композиционный анализ

— Как вы думаете, какое событие предшествовало этому фрагменту, а какое произойдёт после этого эпизода? Откажет ли доктор Вильчур в проведении операции? Что сыграло ключевую роль в этой ситуации?

По первому предложению видно, что перед случившимся эпизодом Вильчур уже собирался уходить, но его остановило намерение Кольского что-то сказать. Скорее всего, доктор Вильчур уже не откажет в операции, убедительная речь Кольского играет ключевую роль в его решении.

Речеведческий анализ

— Что было целью речи Кольского? Какие средства он для этого использует? Было ли целью Вильчура без обсуждений отказать в операции? Он не согласен сразу, потому что не может или не хочет? Как это видно по фрагменту?

Произошло что-то, что не позволяет Вильчуру провести операцию. Но Кольский хочет провести её по одним только указаниям, и его цель — убедить доктора, что операция без прямого участия врача возможна. Для этого он приводит пример такой операции из истории медицины. Видно, что Вильчур не задаётся целью отказать, потому что в начале эпизода он сам останавливается, «уже держась за ручку двери», чтобы выслушать доводы Кольского. Значит, он не хочет отказать, но не может выполнить операцию сам (может, у него больны ноги или руки?).

Структурно-семантический анализ

— Выделите в речи Кольского тезис, аргументы и вывод. Оцените, как сильно меняется отношение Вильчура к ситуации от начала фрагмента к концу (почти не меняется, меняется немного или значительно, в лучшую или худшую сторону).

Тезис Кольского: операция без прямого участия врача по его указаниям возможна.

Аргументы: 1) в истории есть пример такой операции, 2) любой шанс нужно использовать, когда речь идёт о жизни человека.

Вывод: операцию нужно провести.

Отношение Вильчура немного меняется в лучшую сторону: в конце эпизода он уже осознаёт, что операция возможна.

Лингвистический (лингвостилистический) и содержательный анализ

— Проследите по тексту за употреблением слов, однокоренных глаголу верить? Какой смысл вкладывает в веру в успех Вильчур, а какую Кольский?

Вильчур вкладывает в веру Кольского в успех решающее значение: он сначала спрашивает, возможна ли операция по доверенности; затем «ещё раз» спрашивает, верит ли Кольский в положительный исход попытки.

Кольский отвечает, что не верит, но от его веры или неверия в успех не должна зависеть жизнь человека, и шанс нужно использовать.

— Найдите в отрывке пример необособленного деепричастного оборота. Попытайтесь определить причину необособления (сравните с другими деепричастными оборотами в отрывке).

Иногда в художественных текстах деепричастные обороты и одиночные деепричастия не обособляются. В нашем случае: стоял какое-то время нахмурившись. В этом примере отсутствие запятой отражает одновременное отношение обстоятельства времени какое-то время и к глаголу-сказуемому, и к деепричастию.

— Какой смысл придаёт употребление Кольским слова должен в конце фрагмента? Как оно меняет ситуацию?

В начале разговора Кольский убеждает Вильчура, что врач может помочь в операции. После этого профессор всё равно остаётся в нерешимости. Говоря Вильчуру, что он «не должен отказать», Кольский взывает к профессиональному долгу и личному благородству доктора. Он также напоминает доктору, что был его учеником, и это показывает, что эти личные качества ему хорошо известны. Это меняет ситуацию в лучшую сторону.

Элементы частотного анализа

— Обратите внимание, что в одних случаях перед прямой речью персонажей в конце предложения стоит точка, а в других двоеточие. Сравните число первых случаев и вторых. Как постановка знака зависит от предшествующего сказуемого?

Двоеточие стоит, если сказуемое называет действие по произнесению речи: продолжала повторять шёпотом, ответил (2 примера).

Точка стоит, если сказуемое называет другое действие: оглянулся, появилась усмешка, не уступал, стоял, посмотрел (5 примеров).

Элементы культурологического анализа

— Какие обращения к мужчине и женщине используются в Польше? Проследите, как они используются автором?

В Польше к мужчине обращаются пан, а к женщине пани. В отрывке автор называет Нину Добранецкую пани, а мужчин по фамилии. Сами Вильчур и Кольский обращаются друг к другу, используя слово пан (пан Кольский, пан профессор).

ž Интерпретационный, смыслообразующий этап:

— Вернитесь к заголовку романа. Можете ли вы дополнить его значение после прочтения и анализа фрагмента? Оправдались ли ваши предположения до чтения фрагмента? Как бы вы озаглавили отдельно прочитанный фрагмент?

Если предположение было о том, что профессор Вильчур — выдающийся учёный, то оно оправдалось: в отрывке ему хотят доверить тяжёлую операцию, в которой он сможет помочь только указаниями. Предположение , что он рядовой профессор, не оправдалось. Из фрагмента стало ясно, что Вильчур — хирург. Фрагмент можно озаглавить «Тяжёлое решение», «Серьёзная операция», «Последний шанс» и др.

ž Этап рефлексии, оценки

— Захотелось ли вам прочитать роман целиком? Чтобы вы хотели узнать о судьбе героев? Какие события вас больше интересуют? До или после этого фрагмента?

Ответы детей

ž Этап продуктивной деятельности

— Какой текст вам хотелось бы создать на основе прочитанного фрагмента? Выберите из вариантов или предложите свой.

· Собственный пересказ эпизода фрагмента (изложение).

· Пересказ эпизода с дополнением эпизода в начале или конце фрагмента (изложение с элементами сочинения).

· Авторский текст, основанный на впечатлениях от прочитанного (сочинение).

· Авторский текст с отражением мыслей одного из героев фрагмента (сочинение на основе текста)

· Текст из вопросов, оставшихся к эпизоду или его автору (диалог с текстом, интервью).

— Продумайте композицию вашего будущего текста. Сколько частей или микротем будет в вашем тексте? О чём будет начало текста, основная часть, заключение? Если в вашем учебнике есть памятки написания текстов разных жанров, воспользуйтесь ими.

Ответы детей.


Теги: анализ текста, понимание, ключевые слова, основная мысль текста, Профессор Вильчур
Автор:  Евгений Бикмаев
Свидетельство о публикации № 3277020 от 16 Окт 2018
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку