Запомни!
Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.
Анализ произведения через разные модели мира
Не секрет, что с каждым годом становится всё сложнее изучать пьесу Горького «На дне»: всё больше культурная дистанция, всё чаще одиннадцатиклассники обнаруживают «тёмные», неясные места, и вопросы «зачем?», «почему?» возникают у ребят всё чаще. Хочу поделиться своей методической находкой.Мы решили идти другим путём: рассмотреть пьесу Горького с трёх разных точек зрения, чтобы увидеть и почувствовать философскую глубину этого произведения и развернуть его лицом к юному читателю. Итак, три модели мира, представленные на страницах пьесы, три статьи и три автора: философская модель (статья Н.П. Долженкова «Существует только человек»), инфернальная модель (статья В.А. Ханова «Аллюзии инфернального в создании образа ночлежки в драме Горького «На дне») и христианская (первохристианская) модель мира (статья В.Н. Турбина).
Начинаем работать с каждой из них.
1. Философская модель. В начале двадцатого века Горький был увлечён идеями Луначарского, Богданова, Базарова (эмпириокритицизмом). В основе этой философской платформы – идея жизнетворчества. Она также напрямую связана с ницшеанской идеей о сверхчеловеке (поэма Горького «Человек») и непосредственно с пьесой «На дне». Учитель знакомит ребят с поэмой Горького «Человек» и пересказывает статью Н.П. Долженкова, где и рассказывается о том, что каждый из героев находится на «дне жизни» потому, что является приверженцем какой-либо философской концепции, школы или принадлежит к определённой религиозной конфессии. Все видимые и невидимые ограничения в этих учениях приковывают их веригами ко «дну жизни», потому что именно в этих ограничениях и выражен отказ от жизнетворчества. На доске записывается имя героя пьесы и рядом– философская концепция. Например, Барон – живёт воспоминаниями о прошлом, Настя – иллюзиями (пародия на Серебряный век), Татарин – исповедует Коран, Клещ, Васька Пепел – теория среды…
2. Инфернальная модель. Учащиеся на уроке знакомятся со статьёй В.А. Ханова, работают с ней, подчёркивают, выделяют важное. На доске – коротко, конспективно записываем основные мысли, составляя своеобразный словарь статьи: Ад – это «кров преисподней, страна мрака»; камень – знак упразднения, вычёркивания из жизни; ночлежка – символ бездомности, бесприютности, «тот свет»; рычание Сатина (Сатанаила) – рычание зверя из бездны…
3. Христианская (первохристианская) модель. Учитель коротко рассказывает суть статьи В.Н. Турбина и даёт информацию о первых христианах, их пещерных храмах, символах и ритуалах. На доске появляется запись: ночлежка – храм, катакомбы первых христиан, её обитатели – разбойники и блудницы, Лука – врачеватель-апостол.
После знакомства с тремя условными моделями мира ребята подходят к доске и записывают своё имя рядом с той концепцией, которая показалась им убедительнее. Затем они работают в группах, где пытаются текстом доказать позицию автора статьи и выразить своё мнение.
Интересно поработала вторая группа, которая сумела сравнить пьесу горького с «Божественной комедией» Данте Алигьери, а каждого из героев драмы «отправила» в определённый круг Ада, так как каждый из них оказался носителем одного или нескольких смертных грехов.
Ребята одной группы задавали вопросы учащимся другой группы. Обсуждение пьесы прошло бурно и интересно. Никто не остался равнодушным в таком необычном философском споре.
Фото автора.
Теги: анализ текста, Горький, На дне, философский анализ
Автор: Елена Полуянова
Свидетельство о публикации № 11656068 от 5 апр 2021