Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуАнализ текста

Изображение mohamed Hassan с сайта Pixabay
Изображение mohamed Hassan с сайта Pixabay

Вопрос "Чего я не понял в произведении?"

Очень простой и очень эффективный методический приём работы на уроках литературы. Особенно для достаточно сложных произведений. Это не просто дежурное предложение в конце лекции: "Спрашивайте, если что-то непонятно", это реальное погружение учеников в мыслительную деятельность по поводу прочитанного. Таким вопросом как раз удобнее начать, а не закончить изучение произведения.

Вопросом "Чего я не понял в произведении?" вы убиваете сразу двух зайцев: 
  1. даёте ученикам возможность легально признаться в том, что они чего-то не поняли (важность этого психологического момента, думается, доказывать не нужно),
  2. цепляете ниточки, за которые можно тянуть и распутывать сложную ткань стихотворения или романа.
Важно не просто собрать вопросы и принять к сведению, но и начинать общую работу по каждому вопросу. Например, ученик написал: "Почему Воланд дьявол, если наказывает за пороки, как должен делать Бог на Страшном суде?" Отличный вопрос! Возможно, ключевой для романа. Тут выход на лунарные и солярные мотивы, на понимание Бога по Канту (ключ к пониманию в первой главе), на историю религий вообще и т.д.

Для сегодняшнего школьника вхождение в текст связано в значительнейшей степени с пониманием поверхностного смысла написанного. Еще двадцать пять – тридцать лет назад для среднего школьника понимание особенностей быта, исторических реалий в тексте, написанном даже сто лет назад, было не так сложно. Средний школьник примерно понимал, в какое время происходит действие романа «Война и мир», что произошло в стране в 1861 году, а уж события 1905, 1914, 1917 годов были прояснены не только на уроках истории, но и в обыденных разговорах. Сегодняшний школьник по ряду причин сомневается даже в том, когда началась первая мировая, не говоря уж о том, когда был взорван храм Христа Спасителя. Именно поэтому важным при изучении текстов первой трети (и даже половины) двадцатого века становится выяснение того, насколько ребята понимают исторический и культурный контексты. Поэтому всегда в начале обсуждения романа «Мастер и Маргарита» в списке вопросов к тексту, которые формулируют старшеклассники, так или иначе появляются вопросы, ответы на которые нужны, чтобы соединить ту самую цепочку времени, цепочку культуры, одним из звеньев которой является человек в любую эпоху.

Пример собранных вопросов

Преподаватель литературы Михаил Белкин поделился с нами рейтингом вопросов по "Мастеру и Маргарите" за 2 последних года. Работа проводилась в Лицее "Лидер" (г. Волгоград) и "Новой школе" (г. Москва).

Из интересных, проблемных:
  • Почему действие происходит именно в Москве? И почему в обоих городах жарко?
  • Почему Воланд забрал ММ из обычного мира? (как вариант "не позволил жить ММ")
  • Как связан Бездомный с ММ?
  • Почему во время допроса Иешуа несколько раз пролетает ласточка?
  • Почему Воланд дьявол, если наказывает за пороки, как должен делать Бог на Страшном суде?
  • Смысл бала Сатаны.И почему женщины там обнаженные. а мужчины - нет?))
  • "Команда" Воланда может насолить любому или нет?
  • Сегодня спросили, почему именно Воланд, Бездомный и Маргарита "рассказывают" главы о Пилате, а мастер как бы лишен этого права?
  • Работа пошла!
Из традиционных, показавших степень первого восприятия:
  • Зачем главы о Понтии Пилате? (иначе: "смысл двойного сюжета")
  • Почему для бала выбрана именно Маргарита?
  • Почему мастер без имени, почему он написал роман именно о ПП?
  • Почему мучается ПП и ждет. когда мастер освободит его?Почему ПП убил Иешуа, а потом стремится встретиться с ним?
  • Почему покой?
  • Чего хотел добиться Воланд своими действиями, зачем "так издевается над людьми"? (добрые у нас дети, обидно им за этих "людей")
  • Смысл эпиграфа?
  • Почему никто не удивился коту, садящемуся в трамвай?
  • Почему Маргарита крушит кв. Латунского, а потом успокаивает мальчика?
Из смешного:
  • Что за крем получила Маргарита? (девочка спросила)

Формы сбора ответов
  • письменные работы
  • запись всех вопросов на доске
  • сбор мнений на общей виртуальной доске типа padlet

Вот как проводится такая работа на уроках Александра Моисеева в лицее № 180 г. Екатеринбурга:

   Нестандартные приёмы на уроках литературы
 

 методические приёмы для уроков литературы  литература идея для урока



Теги: литература, методика, методический приём, что непонятно, анализ текста
Автор:  Александр Моисеев / Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 11427054 от 21 фев 2021

Возврат к списку


Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Гузель Зайнакова
ЗдОрово!
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Наталья Моисеева
Коллеги, благодарю!! Простота и гениальность - это ли не находка?!
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений