Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуАнализ текста

Изображение mohamed Hassan с сайта Pixabay
Изображение mohamed Hassan с сайта Pixabay

Вопрос "Чего я не понял в произведении?"

Очень простой и очень эффективный методический приём работы на уроках литературы. Особенно для достаточно сложных произведений. Это не просто дежурное предложение в конце лекции: "Спрашивайте, если что-то непонятно", это реальное погружение учеников в мыслительную деятельность по поводу прочитанного. Таким вопросом как раз удобнее начать, а не закончить изучение произведения.

Вопросом "Чего я не понял в произведении?" вы убиваете сразу двух зайцев: 
  1. даёте ученикам возможность легально признаться в том, что они чего-то не поняли (важность этого психологического момента, думается, доказывать не нужно),
  2. цепляете ниточки, за которые можно тянуть и распутывать сложную ткань стихотворения или романа.
Важно не просто собрать вопросы и принять к сведению, но и начинать общую работу по каждому вопросу. Например, ученик написал: "Почему Воланд дьявол, если наказывает за пороки, как должен делать Бог на Страшном суде?" Отличный вопрос! Возможно, ключевой для романа. Тут выход на лунарные и солярные мотивы, на понимание Бога по Канту (ключ к пониманию в первой главе), на историю религий вообще и т.д.

Для сегодняшнего школьника вхождение в текст связано в значительнейшей степени с пониманием поверхностного смысла написанного. Еще двадцать пять – тридцать лет назад для среднего школьника понимание особенностей быта, исторических реалий в тексте, написанном даже сто лет назад, было не так сложно. Средний школьник примерно понимал, в какое время происходит действие романа «Война и мир», что произошло в стране в 1861 году, а уж события 1905, 1914, 1917 годов были прояснены не только на уроках истории, но и в обыденных разговорах. Сегодняшний школьник по ряду причин сомневается даже в том, когда началась первая мировая, не говоря уж о том, когда был взорван храм Христа Спасителя. Именно поэтому важным при изучении текстов первой трети (и даже половины) двадцатого века становится выяснение того, насколько ребята понимают исторический и культурный контексты. Поэтому всегда в начале обсуждения романа «Мастер и Маргарита» в списке вопросов к тексту, которые формулируют старшеклассники, так или иначе появляются вопросы, ответы на которые нужны, чтобы соединить ту самую цепочку времени, цепочку культуры, одним из звеньев которой является человек в любую эпоху.

Пример собранных вопросов

Преподаватель литературы Михаил Белкин поделился с нами рейтингом вопросов по "Мастеру и Маргарите" за 2 последних года. Работа проводилась в Лицее "Лидер" (г. Волгоград) и "Новой школе" (г. Москва).

Из интересных, проблемных:
  • Почему действие происходит именно в Москве? И почему в обоих городах жарко?
  • Почему Воланд забрал ММ из обычного мира? (как вариант "не позволил жить ММ")
  • Как связан Бездомный с ММ?
  • Почему во время допроса Иешуа несколько раз пролетает ласточка?
  • Почему Воланд дьявол, если наказывает за пороки, как должен делать Бог на Страшном суде?
  • Смысл бала Сатаны.И почему женщины там обнаженные. а мужчины - нет?))
  • "Команда" Воланда может насолить любому или нет?
  • Сегодня спросили, почему именно Воланд, Бездомный и Маргарита "рассказывают" главы о Пилате, а мастер как бы лишен этого права?
  • Работа пошла!
Из традиционных, показавших степень первого восприятия:
  • Зачем главы о Понтии Пилате? (иначе: "смысл двойного сюжета")
  • Почему для бала выбрана именно Маргарита?
  • Почему мастер без имени, почему он написал роман именно о ПП?
  • Почему мучается ПП и ждет. когда мастер освободит его?Почему ПП убил Иешуа, а потом стремится встретиться с ним?
  • Почему покой?
  • Чего хотел добиться Воланд своими действиями, зачем "так издевается над людьми"? (добрые у нас дети, обидно им за этих "людей")
  • Смысл эпиграфа?
  • Почему никто не удивился коту, садящемуся в трамвай?
  • Почему Маргарита крушит кв. Латунского, а потом успокаивает мальчика?
Из смешного:
  • Что за крем получила Маргарита? (девочка спросила)

Формы сбора ответов
  • письменные работы
  • запись всех вопросов на доске
  • сбор мнений на общей виртуальной доске типа padlet

Вот как проводится такая работа на уроках Александра Моисеева в лицее № 180 г. Екатеринбурга:

   Нестандартные приёмы на уроках литературы
 

 методические приёмы для уроков литературы  литература идея для урока



Теги: литература, методика, методический приём, что непонятно, анализ текста
Автор:  Александр Моисеев / Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 11427054 от 21 Фев 2021

Возврат к списку