Запомни!
О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.
Вопрос "Чего я не понял в произведении?"
Очень простой и очень эффективный методический приём работы на уроках литературы. Особенно для достаточно сложных произведений. Это не просто дежурное предложение в конце лекции: "Спрашивайте, если что-то непонятно", это реальное погружение учеников в мыслительную деятельность по поводу прочитанного. Таким вопросом как раз удобнее начать, а не закончить изучение произведения.Вопросом "Чего я не понял в произведении?" вы убиваете сразу двух зайцев:
- даёте ученикам возможность легально признаться в том, что они чего-то не поняли (важность этого психологического момента, думается, доказывать не нужно),
- цепляете ниточки, за которые можно тянуть и распутывать сложную ткань стихотворения или романа.
Для сегодняшнего школьника вхождение в текст связано в значительнейшей степени с пониманием поверхностного смысла написанного. Еще двадцать пять – тридцать лет назад для среднего школьника понимание особенностей быта, исторических реалий в тексте, написанном даже сто лет назад, было не так сложно. Средний школьник примерно понимал, в какое время происходит действие романа «Война и мир», что произошло в стране в 1861 году, а уж события 1905, 1914, 1917 годов были прояснены не только на уроках истории, но и в обыденных разговорах. Сегодняшний школьник по ряду причин сомневается даже в том, когда началась первая мировая, не говоря уж о том, когда был взорван храм Христа Спасителя. Именно поэтому важным при изучении текстов первой трети (и даже половины) двадцатого века становится выяснение того, насколько ребята понимают исторический и культурный контексты. Поэтому всегда в начале обсуждения романа «Мастер и Маргарита» в списке вопросов к тексту, которые формулируют старшеклассники, так или иначе появляются вопросы, ответы на которые нужны, чтобы соединить ту самую цепочку времени, цепочку культуры, одним из звеньев которой является человек в любую эпоху.
Пример собранных вопросов
Преподаватель литературы Михаил Белкин поделился с нами рейтингом вопросов по "Мастеру и Маргарите" за 2 последних года. Работа проводилась в Лицее "Лидер" (г. Волгоград) и "Новой школе" (г. Москва).
Из интересных, проблемных:
- Почему действие происходит именно в Москве? И почему в обоих городах жарко?
- Почему Воланд забрал ММ из обычного мира? (как вариант "не позволил жить ММ")
- Как связан Бездомный с ММ?
- Почему во время допроса Иешуа несколько раз пролетает ласточка?
- Почему Воланд дьявол, если наказывает за пороки, как должен делать Бог на Страшном суде?
- Смысл бала Сатаны.И почему женщины там обнаженные. а мужчины - нет?))
- "Команда" Воланда может насолить любому или нет?
- Сегодня спросили, почему именно Воланд, Бездомный и Маргарита "рассказывают" главы о Пилате, а мастер как бы лишен этого права?
- Работа пошла!
- Зачем главы о Понтии Пилате? (иначе: "смысл двойного сюжета")
- Почему для бала выбрана именно Маргарита?
- Почему мастер без имени, почему он написал роман именно о ПП?
- Почему мучается ПП и ждет. когда мастер освободит его?Почему ПП убил Иешуа, а потом стремится встретиться с ним?
- Почему покой?
- Чего хотел добиться Воланд своими действиями, зачем "так издевается над людьми"? (добрые у нас дети, обидно им за этих "людей")
- Смысл эпиграфа?
- Почему никто не удивился коту, садящемуся в трамвай?
- Почему Маргарита крушит кв. Латунского, а потом успокаивает мальчика?
- Что за крем получила Маргарита? (девочка спросила)
Формы сбора ответов
- письменные работы
- запись всех вопросов на доске
- сбор мнений на общей виртуальной доске типа padlet
Вот как проводится такая работа на уроках Александра Моисеева в лицее № 180 г. Екатеринбурга:
|
|
Теги: литература, методика, методический приём, что непонятно, анализ текста
Автор: Александр Моисеев / Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 11427054 от 21 фев 2021