Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема тщеславия.

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

05.05.2020 15:17:45
Автор: Даниил Старков

Что делают люди, которые хотят подчеркнуть свою важность в обществе? Именно этой проблеме посвящен текст А. П. Чехова.
Размышляя над проблемой, автор описывает учителя военной гимназии Льва Пустякова, который, чтобы показать себя перед высокопоставленными людьми, берет у своего товарища орден Станислава и прицепляет его к себе на грудь. Однако в гостях у купца Спичкина он встречает своего товарища Трямблина и после этого всячески старается скрыть орден от него, ведь он мог раскрыть его тайну. Это показывает, что желание пафосно представить себя перед обществом может сыграть с человеком в злую шутку. Но в дальнейшем главный герой замечает на своем товарище орден, который также не принадлежал ему. Это был орден Анны. После этого Лев перестает скрывать награду на своей груди и начинает всячески хвастается ею, что показывает тщеславие главного героя.
Оба примера, дополняя друг друга позволяют сказать, что для того чтобы получить подчеркнуть свое положение, многие присваивают себе достижения других.  
Позиция автора очевидна. Антон Павлович Чехов считает, что люди, которые ходят показать себя в обществе, присваивают себе заслуги и награды других людей. Однако это лишь показывает их истинную тщеславность и гордыню.
Я согласен с позицией автора. Действительно, чтобы выделиться из массы людей, некоторые присваивают себе достижения и славу великого человека. Так, например, однажды мне приходилось вести диалог, с человеком, у который хвалился своими орденами. Он сказал, что получил их на войне в Афганистане. Но через некоторое я узнал от отца, что этот человек не был участником боевых действий, а ордена ему достались от погибшего на войне друга. Это показывает, что люди, чтобы показать себя и свою важность, готовы присвоить себе награды и славу своих умерших друзей, что является крайне низким и гнусным поступком, на который готов пойти подлый и тщеславный человек.
Таким образом, мы пришли к выводу, что люди всегда хотят показать себя с лучшей стороны и для этого они присваивают себе славу и награды другого человека.
Количество слов - 306

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Даниил!
Основную суть текста вы уловили, но, к сожалению, довольно поверхностно. Чехов не только о тщеславии и готовности идти на обман и подлость ради этого говорит в своём рассказе. Он ещё и низость людей, способных на такие поступки, высмеивает, обличает. В связи с этим у меня ряд претензий к формулировке проблемы, пояснениям к примерам-иллюстрациям и позиции автора.
Проблема в вашем сочинении оформлена так:
Что делают люди, которые хотят подчеркнуть свою важность в обществе? Именно этой проблеме посвящен текст А. П. Чехова.
Я думаю, нам недостаточно описать, ЧТО делают люди, чтобы вникнуть в проблему. На мой взгляд, лучше подошли бы слова на что готовы (способны), чтобы подчеркнуть глубину нравственного падения героев. Или даже вот так:
  • Может ли человек обманом заслужить уважение?
  • Способен ли недостойный человек на раскаяние?
Далее пояснение к первому примеру об ордене Станислава у Льва Пустякова:

Это показывает, что желание пафосно представить себя перед обществом может сыграть с человеком в злую шутку.
Разве ради того, что герой выглядит смешно, Чехов рассказывает нам об этой ситуации? Я считаю, что нет. Герой заведомо шёл на обман и испугался разоблачения, когда встретил коллегу. Пустякову хотелось скрыть свой обман, при этом он не испытывает стыда или вины, он боится. Он не только способен на обман (когда присваивает себе чужую славу, одалживает и нацепляет чужую награду), но и вынужден выкручиваться, скрывать своё враньё, страдая только от того, что неудобно есть вкусный суп и осетрину, потому что вынужден прикрывать орден... В связи с этим ваше пояснение к 1 примеру очень поверхностно.
Ваше пояснение ко второму примеру:
что показывает тщеславие главного героя.
Оно ещё короче. И тоже крайне поверхностно. Пустяков испытал ужас, когда Трамблян увидел на нём позаимствованный орден, он "...побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза". Страх разоблачения почти полностью овладел им. Но как только стало ясно, что "...и француз сжульничал", что "оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить...", Пустяков стал чувствовать себя "легко и вольготно", и его "только... одна мысль и помучивала...", что можно было бы и орден посолиднее найти и продемонстрировать. Ни тени раскаяния, ни секунды сомнений, лишь страх быть разоблачённым и наказанным. Об этом вы не говорите, а это очень важно для понимания данного текста.
Именно потому, что пояснения к примерам поверхностные и формальные, я их не засчитываю. Из 5 возможных баллов за комментарий вы получаете 3.
Позиция автора:
Позиция автора очевидна. Антон Павлович Чехов считает, что люди, которые ходят показать себя в обществе, присваивают себе заслуги и награды других людей. Однако это лишь показывает их истинную тщеславность и гордыню.
Мысль верная, но опять недостаточно гладко и глубоко сформулированная. Слова "тщеславность" в русском языке нет. Есть тщеславие. Я бы сформулировала позицию автора примерно так:

Ради того, чтобы произвести впечатление  на окружающих, придать себе веса и важности в обществе, некоторые люди готовы обманывать и приписывать себе чужие заслуги. Но лучше они от этого не становятся, наоборот, с каждым таким шагом падают всё ниже и готовы оправдывать своё нравственное падение.

Будьте внимательнее и последовательнее, продумывая логику своего сочинения и оформляя суждения в рамках ЕГЭ-сочинения.

С точки зрения грамотности ваше сочинение тоже не безупречно.
Орфографическая ошибка в фамилии героя:
Однако в гостях у купца Спичкина он встречает своего товарища Трямблина и после этого всячески старается скрыть орден от него, ведь он мог раскрыть его тайну.
Фамилия преподавателя французского - Трамблян.
Пунктуационная ошибка:
Оба примера, дополняя друг друга позволяют сказать, что для того чтобы получить подчеркнуть свое положение, многие присваивают себе достижения других.  
Деепричастный оборот нужно выделить запятой и со второй стороны тоже.
Грамматические ошибки:
Это показывает, что желание пафосно представить себя перед обществом может сыграть с человеком в злую шутку.
Нужно может сыграть (что?) злую шутку.
После этого Лев перестает скрывать награду на своей груди и начинает всячески хвастается ею, что показывает тщеславие главного героя.
Нужно начинает хвастаться.
...однажды мне приходилось вести диалог, с человеком, у который хвалился своими орденами.
Нужно ...с человеком, который...
Но через некоторое я узнал от отца, что этот человек не был участником боевых действий, а ордена ему достались от погибшего на войне друга.
Пропущено слово "время".
Речевые ошибки:
Позиция автора очевидна. Антон Павлович Чехов считает, что люди, которые ходят показать себя в обществе, присваивают себе заслуги и награды других людей. Однако это лишь показывает их истинную тщеславность и гордыню.
Неоправданный повтор.
После этого Лев перестает скрывать награду на своей груди и начинает всячески хвастается ею, что показывает тщеславие главного героя.
Лучше говорит о..., свидетельствует о...
Про "тщеславность" уже писала выше.
Логическая ошибка в закличтельно предложении:
Таким образом, мы пришли к выводу, что люди всегда хотят показать себя с лучшей стороны и для этого они присваивают себе славу и награды другого человека.
Неоправданное обобщение.

Даниил, постарайтесь на экзамене максимально вдумчиво и осознанно вчитаться в текст, осознать, что автор хотел донести до нас, читателей. И передать то, что вы поняли, в пояснениях к примерам и позиции автора. Будтье внимательны к формулированию проблемы, исходя из примеров и позиции автора. Все смысловые части сочинения должны быть связаны и логически вытекать, разворачиваться одна из другой.
На речь и грамматику тоже стоит обратить внимание.
Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку