ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема долга

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
04.05.2020 20:18:56
Автор: Дарья Иванова

    Анатолий Алексин в приведенном отрывке вспоминает о случае, надолго оставшемся в его памяти. Описывая то происшествие, он поднимает проблему долга.
    Рассказчик повествует нам о человеке, чья профессия достаточно неприметна, — о дворнике. Несмотря на то, что его работа на первый взгляд не кажется такой важной, мужчина верно исполнял свои обязательства. Так как данный эпизод происходил во время войны, дворник пропускал людей в бомбоубежище. Но он знал, что в этом здании может не хватить места для детей, поэтому не разрешил войти маме рассказчика и самому автору, посчитав его слишком взрослым. По этим событиям мы можем судить о серьезности мужчины по отношению к своей работе, ведь изменить его настрой, надавив на жалость, не удалось.
    Серьезен мужчина не только с посторонними. Автор не просто так описал внешность дворника: белоснежный фартук, пышные усы, «гренадерский вид»... Все это показывает, как мужчина «почитал свою профессию», ведь он являлся на службу, будучи удивительно опрятным. Однако о честности перед самим собой говорят не только его вид, но и поступки. Являясь честным человеком, он не просто не пустил в бомбоубежище автора, но и сам в него не спустился. Мужчина и перед самим собой сохранял честь, когда выполнял служебные обязанности.
    Связывая вышеописанное, можно сказать следующее: данный человек не изменил долгу, несмотря на тяжелые обстоятельства. На него не повлияли ни забота о самом себе, ни мольбы и ненависть несчастной матери.
    Алексин показывает, что честный человек обязан стремиться выполнять свой долг, выдерживая испытания. Такова авторская позиция.
    Я не могу не согласиться с автором. Мне кажется, люди должны всегда уважать свои обязанности и прилежно их исполнять. Именно поэтому очень важно стремиться найти свое место в жизни, ведь без любви к своему делу невозможно следовать долгу. К сожалению, люди нередко недооценивают важность правильного выбора профессии, как следствия, игнорируя свои обязательства.
    Подводя итог, я хочу сказать, что очень важно быть верным своему делу. Люди всех профессий не должны забывать об этом долге.
Количество слов - 307

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Дарья.
В ваше сочинение продумано и логично выстроено, но максимальный балл, к сожалению, за него всё равно не удалось набрать. Разберём ошибки и недочёты, имеющиеся в вашей работе.
Несмотря на то, что его работа на первый взгляд не кажется такой важной, мужчина верно исполнял свои обязательства.
Вводное слово нужно выделить запятыми.
Но он знал, что в этом здании может не хватить места для детей, поэтому не разрешил войти маме рассказчика и самому автору, посчитав его слишком взрослым.
Автор и рассказчик не одно и то же лицо. Фактическая ошибка.
Все это показывает, как мужчина «почитал свою профессию», ведь он являлся на службу, будучи удивительно опрятным. Однако о честности перед самим собой говорят не только его вид, но и поступки.
Употребление противительного союза здесь неуместно, ведь предложение о поступках продолжает, развивает мысль о благородстве и достоинстве, а не противоречит, противостоит ей. Грамматическая ошибка.
Подводя итог, я хочу сказать, что очень важно быть верным своему делу. Люди всех профессий не должны забывать об этом долге.
Я бы переформулировала эту мысль. На мой взгляд, здесь лучше бы подошло местоимение любых или прилагательно разных. Речевой недочёт. По К10 2 из 2. А по К6 минус 1 балл.

В целом же работа хорошая, балл за сочинение довольно высокий. Надеюсь, указанные замечания помогут на экзамене справиться с работой лучше и получить максимальный балл.

Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 20

Возврат к списку