Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения к пленным

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

03.05.2020 00:47:08
Автор: Gaya Akopian

Виктор Петрович Астафьев советский писатель в тексте демонстрирует отношение русских солдат к немецким пленным. Так как же относились русские к пленным? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.
Размышляя над этим вопросом, В.П. Астафьев, чтобы показать отношение некоторых русских участников войны к немцам, описывает поведение русского солдата, выбравшегося из оврага в маскхалате. Он начала стрелять по пленным, не переставая, до последней пули в автомате. «Солдат все давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать». Понятно, что им овладела жажда мести за «Маришку», за селян в церкви, за «мамку», которых беспощадно убили немцы.
Также автор с целью показать другое поведение и отношение к пленным, обращает внимание на работу русских врачей, которые перевязывали раненных, не спрашивая и не глядя-свой или чужой. Таким образом, оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять, что русские военнослужащие не только стремились убить врага, но и давали им возможность согреться и оказывали медицинскую помощь.
Позиция автора мне ясна и понятна, он считает, что важно относится по-человечески ко всем людям, даже к врагу, даже на войне.
Нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что война-это самое большое преступление человечества, она меняет человека и весь его окружающий мир. Самой главной задачей в войне является сохранение человечности и ему присущих качеств. Для обоснования своей позиции приведу пример приведу пример из литературы. Так, в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека» главный герой переносит огромные потери, у него погибает жена, дети. Ему приходится перенести все ужасы войны. Однако он всегда оставался человеком, никогда не сдавался, не предавал свою Родину и даже когда немцы дали ему хлеб, сало, за его устойчивость и достойное поведение, он поделился с другими пленными.
Сделав из всего этого вывод, можно утверждать, что проблема, поднятая М.А.Астафьевым, остается актуальной и в наши дни, ведь в мире и так много зла в разных проявлениях, поэтому хочется верить, что в будущем такое человеческое качество как доброта и понимание не исчезнет с лица земли.
Количество слов - 316

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Gaya!
Проблему, сформулированную вами в сочинении, я вынуждена не зачесть.
демонстрирует отношение русских солдат к немецким пленным. Так как же относились русские к пленным?
Считаю, что проблемный вопрос должен быть сформулирован иначе. Вот возможные примеры формулировок проблемы по данному тексту:
  • Можно ли делить боль на свою и чужую?
  • Следует ли мстить врагу за боль утраты на войне?
  • Возможно ли сопереживать врагу?
Целью автора не было просто показать, как относятся одни и другие (одни готовы мстить и убивать, другие спасать и помогать). Это просто примеры, через противопоставление которых автор подводит нас к мысли, что перед нами "...кровь раненых людей, своих и чужих солдат. Вся она ...красная, вся ... из ран, из человеческих тел..."Значит проблема не в том, чтобы просто показать, как относились, она глубже, шире: а как правильно? а как следует? а как нельзя?
"Незачёт" по К1 влечёт за собой "незачёт" по всем критериям содержания сочинения. Поэтому первые 8 баллов вы теряете сразу. На экзамене будьте предельно внимательны к формулировке проблемы. Очень помогают правильно сформулировать проблему слова можно, должен, нужно, следует.

В части оценки грамотности балл, к сожалению, тоже не максимальный.

Пунктуационные ошибки.
Виктор Петрович Астафьев советский писатель в тексте демонстрирует отношение русских солдат к немецким пленным.
Приложение стоит после имени собственного. Его необходимо выделить запятыми с двух сторон.
Однако он всегда оставался человеком, никогда не сдавался, не предавал свою Родину и даже когда немцы дали ему хлеб, сало, за его устойчивость и достойное поведение, он поделился с другими пленными.
Союз И соединяет два простых предложения, перед ним нужна запятая. После слова сало запятая не нужна.
...поэтому хочется верить, что в будущем такое человеческое качество как доброта и понимание не исчезнет с лица земли.
Если в первой части предложения есть указательное слово такое, то перед оборотом с как нужна запятая. И после его окончания тоже.
Кроме того, такОЕ качествО подразумевает один объект, а после союза как указаны доброта и понимание. Это тоже ошибка, только уже грамматическая. Таких ошибок в сочинении тоже немало:
Он начала стрелять по пленным...
Правильно он начал.
Таким образом, оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять, что русские военнослужащие не только стремились убить врага, но и давали им возможность согреться и оказывали медицинскую помощь.
Враг - он. Значит, давали ему.
Самой главной задачей в войне является сохранение человечности и ему присущих качеств.
Кому ему, из контекста непонятно.

Есть в сочинении и речевые ошибки.
Позиция автора мне ясна и понятна, он считает, что важно относится по-человечески ко всем людям, даже к врагу, даже на войне.
Неоправданный повтор слова даже.
Однако он всегда оставался человеком, никогда не сдавался, не предавал свою Родину и даже когда немцы дали ему хлеб, сало, за его устойчивость и достойное поведение, он поделился с другими пленными.
Неудачное употребление слова. Можно было добавить слово моральную, а лучше вообще заменить словом стойкость, например.
...главный герой переносит огромные потери, у него погибает жена, дети. Ему приходится перенести все ужасы войны.
Неоправданный повтор.

В обосновании согласия с позицией автора приводится пример из рассказа М.Шолохова "Судьба человека" о стойкости и мужестве Андрея Соколова. В начале сочинения говорится, что проблема
Так как же относились русские к пленным?
В позиции автора утверждается, что
...важно относится по-человечески ко всем людям, даже к врагу, даже на войне.
В глаголе орфографическая ошибка важно (что делать?) относиться. В Н.Ф. глагола нужен Ь.

А в обосновании своего отношения к мнению автора почему-то рассказывается о том, что
главный герой переносит огромные потери, у него погибает жена, дети. Ему приходится перенести все ужасы войны. Однако он всегда оставался человеком, никогда не сдавался, не предавал свою Родину и даже когда немцы дали ему хлеб, сало, за его устойчивость и достойное поведение, он поделился с другими пленными.
Как это соотносится с проблемой и позицией автора? Где логика? Андрей Соколов тоже был в плену. Особого сочувствия фашисты к нему не проявляли (в отличие от героев текста В.Астафьева), однако за его достойное поведение пощадили его. Можно было попытаться как-то обыграть этот момент в вашей работе. Но просто притянутый за уши пример не позволил бы вам заработать балл, даже если бы зачли проблему. По обоснованию всё равно был бы 0. Кроме того, по К5 (цельность, связность и последовательность) в связи с логической ошибкой, вы потеряли балл.

Резюмируя всё вышесказанное, рекомендую внимательнее читать текст, точнее формулировать мысли, несколько раз проверять сочинение, исправляя орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.
Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 7

Возврат к списку