Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема честолюбия человека

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

25.04.2020 14:56:06
Автор: Ирада Мамедова

Передо мной текст А.Чехова, в котором поднимается проблема честолюбия человека. Почему люди стремятся к похвале, к всеобщей славе? Почему некоторые люди готовы буквально идти по головам для того, чтобы добиться успеха? Ответы на эти вопросы очень трудно найти, так как все люди разные, и у каждого свои цели и свои пути достижения этих целей. Тем не менее, мы можем сказать, что честолюбие  сопровождается желанием сделать что-то или добиться чего-то ради других людей.
Автор приводит пример человека, которому крайне важно, что о нём подумают другие. Лев Пустяков, герой рассказа, готов обмануть всех, лишь бы он понравился купцу Спичкину и его дочерям. Именно поэтому он просит у своего приятеля одолжить ему орден Святослава, ведь Спичкину очень нравиться, когда у людей "болтается что-нибудь на шее или в петлице". Здесь мы видим, что Пустяков готов идти на обман, чтобы понравится другим людям вместо того, чтобы своими действиями или словами показать свои лучшие качества. Возможно, герой заслуживает большего, чем орден, однако он не стремится получить что-либо своим трудом. К сожалению, людей, которым крайне важна внешняя составляющая человека в нашем мире очень много, а такие люди, как Пустяков, даже не пытаются показать свой внутренний мир, который, возможно, принес бы им куда больше славы.
Помимо этого, А. Чехов показывает нам, что Пустяков не единственный честолюбивый человек на этом приеме. Учитель французского языка так же, как и наш герой, присвоил себе чужой орден. Поначалу Пустяков боялся, что его товарищ по службе может выдать его, но когда увидел орден на товарище, понял, что бояться нечего, ведь "оба грешны одним грехом". Героям нисколько не стыдно за свой обман, ведь что то, что другой смело показывают людям свой орден и присваивают себе чужую славу. Таким образом, мы видим, что иногда люди поступают очень некрасиво по отношению как к другим людям, так и лично к себе. Они не только обманывают, но и унижают себя.
Проблема зависимости от чужого мнения всегда была актуальна в человеческом обществе. Вспомним великий роман-эпопею Л.Н.Толстого "Война и мир". Произведение начинается с приема у мадам Шерер. С самых первых строчек мы замечаем насколько честолюбивы люди на этом приеме. Этим людям очень важно хорошо выглядеть, иметь много денег и связей, иметь высокое уважение в обществе. Даже когда начинается война, они думают лишь о собственном комфорте.
Таким образом, я могу сделать вывод, что проблема честолюбия достаточно актуальна в нашей жизни. К сожалению, честолюбие зачастую несет за собой негативные последствия как для человека, так и для всего общества. Люди привыкают присваивать себе чужое, начинают врать и сильно зависеть от чужого мнения, что ни к чему хорошему не приведет.
Количество слов - 418

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Ирада.
Сочинение несколько сумбурное. Много слов, сложные синтаксические конструкции, мысли, догоняющие одна другую... И при этом невысокий итоговый балл за ЕГЭ-сочинение в целом. Разберём ошибки, которые не позволили получить максимальный балл.
В части оценки содержания сочинения есть недочёты в оформлении комментария. Я не увидела связи между примерами, хотя очевидно, что они дополняют друг друга. Если бы вы дописали одно предложение об этом в тексте сочинения, балл был бы ваш. Позицию автора после примеров из текста вы тоже не обозначили чётко и ясно. Предложения
Таким образом, мы видим, что иногда люди поступают очень некрасиво по отношению как к другим людям, так и лично к себе. Они не только обманывают, но и унижают себя.
являются, скорее, пояснением-микровыводом к примерам из текста. Ведь они не отвечают на вопрос, заданный в начале сочинения:
Почему люди стремятся к похвале, к всеобщей славе? Почему некоторые люди готовы буквально идти по головам для того, чтобы добиться успеха?
Поэтому по К3 (позиция автора) и К4 (отношение к позиции автора) ставлю "незачёт".

В двух местах сочинения вы говорите об актуальности рассматриваемой проблемы:
Проблема зависимости от чужого мнения всегда была актуальна в человеческом обществе.
Таким образом, я могу сделать вывод, что проблема честолюбия достаточно актуальна в нашей жизни.
Это логическая ошибка (неоправданный повтор). Кроме того, в первой цитате есть слово всегда, употребление которого тоже влечёт за собой логическую ошибку (неоправданное обобщение). А по К5 2 логические ошибки - это уже 0 баллов.

Я бы и проблему сформулировала иначе:
  • Может ли человек обманом заслужить себе уважение? (ПА: Нет, не может. Чехов высмеивает потуги своих героев казаться важнее и значительнее чем они есть, тем более обманным путём)
  • Следует ли человеку раскаиваться в стыдных поступках? Что может заставить его раскаяться? (ПА: Следовало бы, но в обществе, где принято обманом завоёвывать уважение и почитание, а честь и достоинство уже не являются реальной ценностью, к сожалению, это невозможно).
Орфографические ошибки:

Спичкину очень нравиться, когда у людей "болтается что-нибудь на шее или в петлице". Здесь мы видим, что Пустяков готов идти на обман, чтобы понравится другим людям...
Спичкину что делает? нравится (личная форма, без Ь).
... чтобы что сделать? понравиться (Н.Ф. с Ь).

Грамматическая ошибка:
Они не только обманывают, но и унижают себя.
Обманывают-то они других, а себя этим унижают.

Особенно много в сочинении речевых ошибок:
Почему люди стремятся к похвале, к всеобщей славе?
Слово всеобщий употреблено без учёта его лексического значения.
Поначалу Пустяков боялся, что его товарищ по службе может выдать его, но когда увидел орден на товарище, понял, что бояться нечего, ведь "оба грешны одним грехом".
Во втором случае слово товарищ можно было заменить синонимами: сослуживец, коллега.
Таким образом, мы видим, что иногда люди поступают очень некрасиво по отношению как к другим людям, так и лично к себе.
Слово некрасиво передаёт внешнее впечатление, а Чехов высмеивает внутреннюю низость человека.
К себе - это и так лично.
С самых первых строчек мы замечаем насколько честолюбивы люди на этом приеме. Этим людям очень важно хорошо выглядеть, иметь много денег и связей, иметь высокое уважение в обществе. Даже когда начинается война, они думают лишь о собственном комфорте.
Люди привыкают присваивать себе чужое, начинают врать и сильно зависеть от чужого мнения, что ни к чему хорошему не приведет. Неоправданные повторы.

Таким образом, Ирада, следует ещё поработать как над содержанием сочинения и соответствием его структуре ЕГЭ-сочинения, так и над грамотностью работы.
Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку