Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема памяти о героях

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
22.04.2020 17:25:36
Автор: Александр Шелопин

В данном тексте Аксенов ставит перед нами проблему: "Важно ли хранить память о героях войны?"
Чтобы ответить на этот вопрос, писатель рассказывает нам о матери с сыном, которые не смогли попасть в бомбоубежище, потому что их не пустил туда дворник. Однако этот человек не такой злодей, как может показаться на первый взгляд. Доступ в убежище был только для матерей с маленькими детьми, а дворник лишь ответственно выполнял свою работу. Как оказалось в итоге, бомбоубежище было уничтожено прямым попадание снаряда. Автор пишет: "Фуражка валялась возле носилок... Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... Но и сам не спустился. — Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама. — Он спас нам жизнь." Аксенов показывает нам этим примером, что герои хоть и могут совершать не добрые поступки, но готовы отдать свою жизнь ради других людей, именно за это и стоить хранить о них память.
Раскрывая данную тему, писатель в своем тексте приводит еще один пример того, как важно помнить героев.
На Кавказском перевале воздвигнут памятник павшим героям, с фразой: "Люди не должны жить минувшим горем... Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить..." Эти слова важны для автора, ведь герои - это люди, которые жертвуют собой, чтобы остальные могли продолжать жить и радоваться жизнью, а память об их подвигах должна передаваться из поколения в поколение.
Позиция автора ясна, он считает, что необходимо сохранять в умах людей подвиги и их исполнителей, благодаря которым мы имеем мирное небо над головой.
Я согласен с мнением автора по данной проблеме. Герои и их свершения вдохновляют будущие поколения на подвиги и дают понять, что есть на свете люди, готовые пожертвовать многим ради счастья других, и помнить это крайне важно.
Количество слов - 278

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Александр!
О том, что люди "обязаны помнить", А. Алексин говорит лишь в начале повествования. Это тема, а не проблема, над которой он размышляет на протяжении всего текста. Проблемный же вопрос и все связанные с ним детали и подробности разворачиваются в связи с поведением и действиями дворника. А то, что связано с дворником, переводит нас из области памяти в русло его деятельности, работы, которую он выполняет честно, с достоинством, образцово. Здесь сосредоточено внимание автора, и нам, читателям, именно здесь следует искать проблему, которую можно было сформулировать, например, так:
  • Должен ли человек образцово выполнять свою работу?
  • Следует ли ответственно относиться к возложенным на человека обязательствам, несмотря на возникающие сложности и препятствия?
  • Нужно ли с честью и ответственностью относиться к своему делу?
Именно об этом рассуждает автор на протяжении всего текста, противопоставляя поведение дворника, добросовестно выполняющего свои должностные обязанности, и матери, пытающейся защитить своего ребёнка любой ценой. Проблема неочевидна, но её нужно увидеть и суметь сформулировать, чтобы получить высокий балл по критериям содержания ЕГЭ-сочинения. К сожалению, в вашем случае по К1-К4 я вынуждена начислить 0 баллов.

Грамотность тоже не блестящая, но кое-что удалось заработать по К5-К12.

Логическая ошибка (-1 балл по К5):
Раскрывая данную тему, писатель в своем тексте приводит еще один пример того, как важно помнить героев.
В ЕГЭ-сочинении мы говорим о проблеме, а не о теме. Понятия тема и проблема не являются синонимами. Поэтому, начав говорить в начале своей работы о проблеме, придерживайтесь логики рассуждения на протяжении всего сочинения.

Орфографическая ошибка (-1 балл по К7) допущена в слове недобрые.
Аксенов показывает нам этим примером, что герои хоть и могут совершать не добрые поступки, но готовы отдать свою жизнь ради других людей, именно за это и стоить хранить о них память.
Можно заменить синонимом "злые", нет противопоставления с А, поэтому прилагательное пишется слитно с НЕ.

Пунктуационная ошибка (-1 балл по К8) в оформлении слишком длинной цитаты. В предложенном тексте реплики оформлены с новой строки, как и нужно при диалоге. В вашем цитировании это сделано неудачно.
Автор пишет: "Фуражка валялась возле носилок... Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... Но и сам не спустился. Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама. — Он спас нам жизнь."
Лучше нужно было разбить этот фрагмент текста на два: фрагмент, в котором говорится о восприятии героя-рассказчика, и второй фрагмент, в котором прозвучали слова матери.

Речевые ошибки (-1 балл по К10):
Позиция автора ясна, он считает, что необходимо сохранять в умах людей подвиги и их исполнителей, благодаря которым мы имеем мирное небо над головой.
Неудачное употребление слов в соответствии с их лексическим значением. Что значит "исполнители подвигов"? Исполнять можно музыкальное произведение... Глагол "иметь" тоже больше относится к вещной, материальной стороне мира: можно иметь деньги, дачу... Про "мирное небо" вообще можно было составить конструкцию без глагола: благодаря которым над нами мирное небо.
Герои и их свершения вдохновляют будущие поколения на подвиги и дают понять...
В словаре это слово идёт с пометой "высок.". Лучше его употребить в публицистическом тексте с целью призвать к действию, вдохновить. А в ЕГЭ-сочинении, на мой взгляд, более уместны были бы слова о мужестве, смелости, жертвенности, стойкости.

Грамматическая ошибка (-1 балл по К9):
Эти слова важны для автора, ведь герои - это люди, которые жертвуют собой, чтобы остальные могли продолжать жить и радоваться жизнью...
Наслаждаться можно чем? жизнью. А радоваться чему? жизни. Неверное управление.

Таким образом, на экзамене нужно очень внимательно прочитать текст 2-3 раза, понять, о чём и ради чего  автор его написал. Определить проблему (вопрос) и позицию автора (ответ), они должны соединиться друг с другом в одно логическое целое. Это позволит заработать баллы на содержании сочинения (К1-К4). И к грамотности тоже быть предельно внимательным, чтобы не потерять баллы на остальных критериях.
Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку