Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема "святой" лжи

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
21.04.2020 14:49:31
Автор: Татьяна Малеева

Для чего люди врут? Может ли ложь быть оправдана? И почему порой ее называют "святой"? Над этими вопросами размышляет А.И.Куприн, поднимая нравственную проблему допустимости лжи во спасение.
Автор показывает читателям бедного человека, который выглядит достаточно болезненно и живет в подвале. "Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид." Он идет на встречу к матери и всеми силами старается показать, что у него все хорошо. Да, герой обманывает, но эта ложь во благо. Я считаю, что Иван поступил не так уж плохо, ведь у каждого были такие ситуации, в которых приходилось врать близким чтобы они не волновались.
Но на этой ложь во благо Семенютина не закончилась. "Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время визитов к матери держится развязного, независимого тона...", тем самым показывая. что он все также работает в канцелярии и общается с коллегами. Иван врет про работу, про успехи, прибавки и награды. Но опять же он делает это с целью заботы о своей матери, ведь не хочет, чтобы она переживала. Если подумать, то придем к выводу о том, что каждый хотя бы раз в жизни врал для того, чтобы близкие не волновались. И именно такую ложь мы называем "святой".
Оба этих примера наглядно показывают нам, что ложь во благо существует. И порой без нее не обойтись.
Позиция автора по данной проблеме такова: ложь может быть оправдана, только если человек врет во благо близких.
Я согласна с мнением А.И.Куприна в том, что порой обман - единственное правильное решение. Множество подтверждений этому можно найти в произведениях литературы. Например, в романе Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание" мать Раскольникова, Пульхерия Александровна писала в своем письме к Родиону о том, что соврала ему. Его сестре пришлось пережить много страданий, а он об этом даже не знал. Пульхерия Александровна целенаправленно не говорила об этой ситуации, чтобы Родион не переживал. Это и есть ложь во благо.
Таким образом, мы видим, что есть такие ситуации, в которых лучше сказать неправду, чем заставлять близких волноваться. Именно такую ложь мы называем "святой".
Количество слов - 338

Рецензент: Галина Котина
Доброго времени суток, Татьяна!
В начале своего сочинения Вы задаете два риторических вопроса, с помощью которых формулируете проблему текста.
Для чего люди врут?
затем звучит вопрос
Может ли ложь быть оправдана?
Ответ на первый вопрос в сочинении Вы не даете, тогда и задавать его не нужно, учтите это на будущее.

К сожалению, Вы верно привели всего один пример-иллюстрацию.  Оба примера, приведенные Вами, говорят лишь о том, что Иван обманывает свою маму, лжет во благо, поэтому второй пример не засчитан. Авторская позиция определена правильно, Вы выразили свое отношение к ней и обосновали его.
Орфографических ошибок нет.

Пунктуационные ошибки:
у каждого были такие ситуации, в которых приходилось врать близким чтобы они не волновались.
Необходима запятая перед союзом ЧТОБЫ. Это сложноподчиненное предложение.
Грамматическая ошибка:
Но на этой ложь во благо Семенютина не закончилась.
но на этоМ (возможно, Вы здесь допустили опечатку)

Речевые ошибки:
всеми силами старается показать, что у него все хорошо.
Лучше сказать так: всячески пытается показать, что....
Фактическая ошибка:
Семенютина
Фамилия главного героя - Семенюта

Татьяна, будьте внимательны при прочтении исходного текста, 2 примера-иллюстрации должны демонстрировать проблему с разных сторон. Не повторяйтесь в своих рассуждениях, обязательно повторите правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Еще один совет: старайтесь не употреблять слова разговорного стиля, например, врут, ведь есть нейтральные слова: лгут, обманывают...
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 19

Возврат к списку