Запомни!
проблема взаимопомощи
-
Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.
(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.
(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.
— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.
— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.
— (28)Тихо, друг, тихо!
(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.
(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.
(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.
(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:
— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!
(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.
(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».
Чтобы ответить на этот вопрос, автор пишет: "Греетесь, живодёры! Я вас нагрею! Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.". Солдат в маскхалате потерял многих родных ему людей, а единственное желание, которое у него осталось - это месть. Однако плененных немцев спасли от гибели Борис и Махнаков. Они, как и все участники войны, многого лишились, тем не менее сохранили сострадание к своим врагам. этим поступком писатель показывает нам, что даже в самые тяжелые времена необходимо проявлять сочувствие к другим людям и помогать им, если есть возможность.
Раскрывая данную тему, Астафьев в своем тексте приводит еще один пример того, как важна поддержка в трудную минуту.
Так врачу, занимающемуся обработкой раненных, кроме санитара пришли помогать Корней Аркадьевич и легкораненый немец. Сам же врач перевязывал всех "не спрашивая и не глядя — свой или чужой". Писатель нам демонстрирует, что нет разницы соотечественник или противник попал в беду, если человеку необходима помощь, то правильным поступком будет оказать ее нуждающемуся.
Позиция автора ясна, он считает способность оказать поддержку одним из самых главных качеств человека, тем, что объединяет людей в тяжелых ситуациях.
Я согласен с мнением автора по данной проблеме. Действительно, когда вы сами попадаете в трудное положение, а самостоятельно выйти из него не получается, очень важно получить помощь со стороны и совместными усилиями преодолеть ранее непобедимые сложности.
В предложенном для анализа отрывке В.П. Астафьев рассказывает о том, как трудно продолжать относиться к врагу по-человечески, когда он уничтожил твоих близких. Один из героев из-за пережитого горя хочет ненавистного врага уничтожить, а умудрённые жизнью боевые товарищи уберегают его от этой импульсивной жестокости, которая ничего не изменит, только навредит самому русскому солдату, с одной стороны. С другой стороны, по мере разворачивания авторского размышления, мы видим примеры того, что разделения на "своих" и "чужих" уже вообще не происходит. Ужасно уставший русский доктор, "легкораненый немец, должно быть из медиков", санитар перевязывают и оперируют всё поступающих раненых. В конце текста автор обращает наше внимание на то, что "в корыте смешалась и загустела... кровь раненых ЛЮДЕЙ, своих и чужих солдат. ВСЯ она была красная, вся текла ИЗ РАН, из ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ с болью". (Выделение моё) На мой взгляд, проблема взаимопомощи, о которой вы говорите в начале сочинения, не является центральной в этом тексте В.П. Астафьева. Она проходит лишь пунктиром, и примеры, приведённые вами в сочинении, не соответствуют этой проблеме. Я считаю, что центральную проблему текста можно было сформулировать так:
- Можно ли делить боль на свою и чужую?
- Следует ли мстить врагу за боль утраты на войне?
- Возможно ли сопереживать врагу?
Проблему я вынуждена не зачесть, поэтому и по остальным критериям оценки содержания сочинения 0 баллов.
В первом абзаце сочинения вы говорите о проблеме:
В данном тексте Астафьев ставит перед нами проблему: "Насколько важна взаимопомощь?" |
- Автор размышляет над тем, возможно ли сопереживать врагу.
- Возможно ли сопереживать врагу? Эта проблему исследует В.П. Астафьев в предложенном тексте.
Раскрывая данную тему, Астафьев в своем тексте приводит еще один пример того, как важна поддержка в трудную минуту. |
Грамотность, к сожалению, тоже нельзя назвать безупречной.
Пунктуационные ошибки:
Так врачу, занимающемуся обработкой раненных, кроме санитара пришли помогать Корней Аркадьевич и легкораненый немец. |
Писатель нам демонстрирует, что нет разницы соотечественник или противник попал в беду, если человеку необходима помощь, то правильным поступком будет оказать ее нуждающемуся. |
Слово "нам" нужно написать после "демонстрирует". Писатель (что делает?) демонстрирует (кому?) нам - грамматическая ошибка (порядок слов). И слово "демонстрирует", на мой взгляд, недостаточно удачное в этом контексте. У слова "демонстрировать" значение "представлять для обозрения, публично показывать". Более уместными вариантами здесь были бы подчёркивает, заостряет наше внимание. Это речевой недочёт.
Также речевые ошибки имеются в последнем абзаце сочинения:
Действительно, когда вы сами попадаете в трудное положение, а самостоятельно выйти из него не получается, очень важно получить помощь со стороны и совместными усилиями преодолеть ранее непобедимые сложности. |
Резюмируя всё вышесказанное, Александр, во-первых, советую вам внимательно читать текст несколько раз, максимально точно определять его центральную проблему и позицию автора. Во-вторых, отталкиваясь от содержания текста, вдумчиво и логично выстраивать свою работу. При проверке обращать внимание на логику построения каждой фразы и всего сочинения в целом, на точность употребления слов в соответствии с их лексическим значением и грамматическую правильность употребляемых конструкций.
Удачи на экзамене!