Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема взаимопомощи

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

19.04.2020 00:56:36
Автор: Александр Шелопин

В данном тексте Астафьев ставит перед нами проблему: "Насколько важна взаимопомощь?"
Чтобы ответить на этот вопрос, автор пишет: "Греетесь, живодёры! Я вас нагрею! Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.". Солдат в маскхалате потерял многих родных ему людей, а единственное желание, которое у него осталось - это месть. Однако плененных немцев спасли от гибели Борис и Махнаков. Они, как и все участники войны, многого лишились, тем не менее сохранили сострадание к своим врагам. этим поступком писатель показывает нам, что даже в самые тяжелые времена необходимо проявлять сочувствие к другим людям и помогать им, если есть возможность.
Раскрывая данную тему, Астафьев в своем тексте приводит еще один пример того, как важна поддержка в трудную минуту.
Так врачу, занимающемуся обработкой раненных, кроме санитара пришли помогать Корней Аркадьевич и легкораненый немец. Сам же врач перевязывал всех "не спрашивая и не глядя — свой или чужой". Писатель нам демонстрирует, что нет разницы соотечественник или противник попал в беду, если человеку необходима помощь, то правильным поступком будет оказать ее нуждающемуся.
Позиция автора ясна, он считает способность оказать поддержку одним из самых главных качеств человека, тем, что объединяет людей в тяжелых ситуациях.
Я согласен с мнением автора по данной проблеме. Действительно, когда вы сами попадаете в трудное положение, а самостоятельно выйти из него не получается, очень важно получить помощь со стороны и совместными усилиями преодолеть ранее непобедимые сложности.
Количество слов - 226

Рецензент: Юлия Красовских
Здравствуйте, Александр.

В предложенном для анализа отрывке В.П. Астафьев рассказывает о том, как трудно продолжать относиться к врагу по-человечески, когда он уничтожил твоих близких. Один из героев из-за пережитого горя хочет ненавистного врага уничтожить, а умудрённые жизнью боевые товарищи уберегают его от этой импульсивной жестокости, которая ничего не изменит, только навредит самому русскому солдату, с одной стороны. С другой стороны, по мере разворачивания авторского размышления, мы видим примеры того, что разделения на "своих" и "чужих" уже вообще не происходит. Ужасно уставший русский доктор, "легкораненый немец, должно быть из медиков", санитар перевязывают и оперируют всё поступающих раненых. В конце текста автор обращает наше внимание на то, что "в корыте смешалась и загустела... кровь раненых ЛЮДЕЙ, своих и чужих солдат. ВСЯ она была красная, вся текла ИЗ РАН, из ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ с болью". (Выделение моё) На мой взгляд, проблема взаимопомощи, о которой вы говорите в начале сочинения, не является центральной в этом тексте В.П. Астафьева. Она проходит лишь пунктиром, и примеры, приведённые вами в сочинении, не соответствуют этой проблеме. Я считаю, что центральную проблему текста можно было сформулировать так:
  • Можно ли делить боль на свою и чужую?
  • Следует ли мстить врагу за боль утраты на войне?
  • Возможно ли сопереживать врагу?
Наиболее удачной мне кажется последняя формулировка. Кто-то из героев уже научился это делать. Кто-то не понимает, как это возможно. При этом автор, на мой взгляд, вполне однозначно заявляет, что все мы люди, что раны и боль у всех одна. Трудно смириться с мыслью, что враги тоже люди, но именно эту мысль утверждает автор.
Проблему я вынуждена не зачесть, поэтому и по остальным критериям оценки содержания сочинения 0 баллов.

В первом абзаце сочинения вы говорите о проблеме:
В данном тексте Астафьев ставит перед нами проблему: "Насколько важна взаимопомощь?"
И почему-то оформляете её в виде прямой речи. Лучше формулировать проблему в виде вопроса или придаточного предложения в сложноподчинённом:
  • Автор размышляет над тем, возможно ли сопереживать врагу.
  • Возможно ли сопереживать врагу? Эта проблему исследует В.П. Астафьев в предложенном тексте.
В третьем абзаце сочинения вы говорите уже о теме, а не о проблеме:

Раскрывая данную тему, Астафьев в своем тексте приводит еще один пример того, как важна поддержка в трудную минуту.
Это логическая ошибка. На протяжении всего сочинения мы говорим об одной и той же проблеме, заявленной в начале сочинения. Кроме того, поддержка и взаимопомощь - это не одно и то же...

Грамотность, к сожалению, тоже нельзя назвать безупречной.
Пунктуационные ошибки:
Так врачу, занимающемуся обработкой раненных, кроме санитара пришли помогать Корней Аркадьевич и легкораненый немец.
Вводное слово нужно выделить запятой. Обособленное с одной стороны дополнение нужно обособить и с другой стороны тоже. Слово "обработка" неудачно употреблено в этом контексте (речевая ошибка).
Писатель нам демонстрирует, что нет разницы соотечественник или противник попал в беду, если человеку необходима помощь, то правильным поступком будет оказать ее нуждающемуся.
После "нет разницы" нужна запятая, потому что закончилось одно предложение и началось другое.
Слово "нам" нужно написать после "демонстрирует". Писатель (что делает?) демонстрирует (кому?) нам - грамматическая ошибка (порядок слов). И слово "демонстрирует", на мой взгляд, недостаточно удачное в этом контексте. У слова "демонстрировать" значение "представлять для обозрения, публично показывать". Более уместными вариантами здесь были бы подчёркивает, заостряет наше внимание. Это речевой недочёт.
Также речевые ошибки имеются в последнем абзаце сочинения:
Действительно, когда вы сами попадаете в трудное положение, а самостоятельно выйти из него не получается, очень важно получить помощь со стороны и совместными усилиями преодолеть ранее непобедимые сложности.
В первом случае неоправданный повтор. Во втором опять неудачно употреблено слово, не учтено его лексическое значение. Как можно победить сложности? Победить можно врага, соперника.

Резюмируя всё вышесказанное, Александр, во-первых, советую вам внимательно читать текст несколько раз, максимально точно определять его центральную проблему и позицию автора. Во-вторых, отталкиваясь от содержания текста, вдумчиво и логично выстраивать свою работу. При проверке обращать внимание на логику построения каждой фразы и всего сочинения в целом, на точность употребления слов в соответствии с их лексическим значением и грамматическую правильность употребляемых конструкций.

Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку