Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема истинной красоты человека

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

25.01.2020 22:43:34
Автор: Яна Романова

В. Тендряков, известный русский писатель, рассказывает о поступке человека в военные годы. Что такое истинная красота? Имена эта проблема находится в центре внимания автора.

Размышляя над этим вопросом, В. Тендряков подчёркивает реакцию солдата на ложь главного героя, укравшего хлеб: "<<Не бойся! – с презрением проговорил он. – Бить тебя… Руки пачкать>>". Писатель демонстрирует это, чтобы показать настоящую красоту и благородство человека, который, хоть и был голоден, решил быть выше и не опускаться до уровня рассказчика. Этому примеру автор противопоставляет другой, в котором говорится о низком поступке главного героя. В. Тендряков, чтобы обратить наше внимание на внутреннюю красоту, её проявление, подчеркнуть важность, пишет: "Среди красивых людей – я уродлив. Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой". Таким, образом, мы видим, что истинная красота человека проявляется в его поведении, в действиях.

Автор уверен, что истинная красота заключается в поступках человека.

Я согласна с мнением писателя. Действительно, именно в отношении человека к окружающим проявляется истинная сущность, его красота души. Об этом пишет Лесков в произведении "Пугало". Автор говорит о Селиване, которого все считали колдуном, о том, что он вернул кошелёк владелице, так как ему чужое было не нужно. Следовательно, он был красив душой, это показало его деяние.

Таким образом, мы видим, что истинная красота проявляется в поступках человека.
Количество слов - 213

Рецензент: Юлия Красовских
Яна, особой оригинальностью и глубиной, к сожалению, ваше сочинение не отличается. Проблема истинной красоты (внутренней, душевной) в тексте рассматривается, поэтому по К1 "зачёт", но в комментарии нет пояснений к примерам. Сами примеры ограничены отдельными цитатами, хотя их можно было оформить более глубоко и объёмно (текст понятный, легко выделить в нём "плюсы" и "минусы"). Кроме того, в первом примере вы пишете о "реакции солдата на ложь", а это была реакция на воровство у своих в тяжелейшее время. Рассказчик стыдливо молчал. Пожилой солдат, видимо, уже всякое повидавший в этой жизни, проявил "почти неправдоподобное сочувствие", а молодой - презрение. По критериям оценки комментария, если есть фактическая ошибка, ставится 0 баллов из 5 возможных. В вашем случае было бы 3 (пояснений нет, примеры куцые), но даже их вы потеряли из-за фактической ошибки.

Позиция автора тоже очень размыта: "истинная красота заключается в поступках человека". В каких? Почему в таких? В последней части текста (пр.48-55) автор почти прямо пишет, что герой-рассказчик раскаялся, снова "завоёвывал себе самоуважение", снова хотел стать нравственно здоровым и красивым... Наверное, именно это хотел донести В.Ф. Тендряков? Внутренняя сила, стойкость даже в тяжелейших условиях военного времени делает человека красивым, а дурные поступки уродуют его. Он становится нравственно безобразным и отталкивающим.

К 5. Во второй части комментария логическая ошибка. Говорится о размышлениях и ощущениях героя, а называются эти внутренние переживания "поступком".

К10  - неудачно употреблены слова "демонстрирует" ("Писатель демонстрирует это, чтобы показать...") и "деяние" (это устаревшее слово, в современном языке употребляется преимущественно в уголовном праве тоже в специфическом терминологическом значении). Поступок, выбор, действие, наверное, были бы более уместны в контексте сочинения.

Следует более вдумчиво читать тексты, осмыслять прочитанное, сопоставлять примеры и делать выводы об их значении в тексте, в замысле автора. И далее выстраивать логику своего рассуждения в соответствии с авторским замыслом и идеей. Мы пишем сочинение по тексту и должны убедить проверяющих, что всё хорошо в тексте поняли и грамотно можем об этом сказать.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку