Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема истинной красоты человека

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

25.01.2020 22:43:34
Автор: Яна Романова

В. Тендряков, известный русский писатель, рассказывает о поступке человека в военные годы. Что такое истинная красота? Имена эта проблема находится в центре внимания автора.

Размышляя над этим вопросом, В. Тендряков подчёркивает реакцию солдата на ложь главного героя, укравшего хлеб: "<<Не бойся! – с презрением проговорил он. – Бить тебя… Руки пачкать>>". Писатель демонстрирует это, чтобы показать настоящую красоту и благородство человека, который, хоть и был голоден, решил быть выше и не опускаться до уровня рассказчика. Этому примеру автор противопоставляет другой, в котором говорится о низком поступке главного героя. В. Тендряков, чтобы обратить наше внимание на внутреннюю красоту, её проявление, подчеркнуть важность, пишет: "Среди красивых людей – я уродлив. Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой". Таким, образом, мы видим, что истинная красота человека проявляется в его поведении, в действиях.

Автор уверен, что истинная красота заключается в поступках человека.

Я согласна с мнением писателя. Действительно, именно в отношении человека к окружающим проявляется истинная сущность, его красота души. Об этом пишет Лесков в произведении "Пугало". Автор говорит о Селиване, которого все считали колдуном, о том, что он вернул кошелёк владелице, так как ему чужое было не нужно. Следовательно, он был красив душой, это показало его деяние.

Таким образом, мы видим, что истинная красота проявляется в поступках человека.
Количество слов - 213

Рецензент: Юлия Красовских
Яна, особой оригинальностью и глубиной, к сожалению, ваше сочинение не отличается. Проблема истинной красоты (внутренней, душевной) в тексте рассматривается, поэтому по К1 "зачёт", но в комментарии нет пояснений к примерам. Сами примеры ограничены отдельными цитатами, хотя их можно было оформить более глубоко и объёмно (текст понятный, легко выделить в нём "плюсы" и "минусы"). Кроме того, в первом примере вы пишете о "реакции солдата на ложь", а это была реакция на воровство у своих в тяжелейшее время. Рассказчик стыдливо молчал. Пожилой солдат, видимо, уже всякое повидавший в этой жизни, проявил "почти неправдоподобное сочувствие", а молодой - презрение. По критериям оценки комментария, если есть фактическая ошибка, ставится 0 баллов из 5 возможных. В вашем случае было бы 3 (пояснений нет, примеры куцые), но даже их вы потеряли из-за фактической ошибки.

Позиция автора тоже очень размыта: "истинная красота заключается в поступках человека". В каких? Почему в таких? В последней части текста (пр.48-55) автор почти прямо пишет, что герой-рассказчик раскаялся, снова "завоёвывал себе самоуважение", снова хотел стать нравственно здоровым и красивым... Наверное, именно это хотел донести В.Ф. Тендряков? Внутренняя сила, стойкость даже в тяжелейших условиях военного времени делает человека красивым, а дурные поступки уродуют его. Он становится нравственно безобразным и отталкивающим.

К 5. Во второй части комментария логическая ошибка. Говорится о размышлениях и ощущениях героя, а называются эти внутренние переживания "поступком".

К10  - неудачно употреблены слова "демонстрирует" ("Писатель демонстрирует это, чтобы показать...") и "деяние" (это устаревшее слово, в современном языке употребляется преимущественно в уголовном праве тоже в специфическом терминологическом значении). Поступок, выбор, действие, наверное, были бы более уместны в контексте сочинения.

Следует более вдумчиво читать тексты, осмыслять прочитанное, сопоставлять примеры и делать выводы об их значении в тексте, в замысле автора. И далее выстраивать логику своего рассуждения в соответствии с авторским замыслом и идеей. Мы пишем сочинение по тексту и должны убедить проверяющих, что всё хорошо в тексте поняли и грамотно можем об этом сказать.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку