Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения к пленным

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

20.01.2020 01:57:42
Автор: Артём Мамайкин

     "Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках", -  так пишет В.П.Астафьев в своём тексте, посвященном проблеме отношения к пленным. Почему солдат хотел расстрелять немцев? На этот и многие другие вопросы отвечает автор в своём тексте.
     Рассуждая над поставленной проблемой, В.П.Астафьев повествует о солдате, который решает расстрелять пленных, так как немцы сожгли родных и близких ему людей: "Маришку сожгли-и-и! Селян в церки сожгли-и-и! Мамку! Я их тыщу... Тыщу кончу! Гранату дайте!", - так автор передаёт читателю душевное состяние бойца. "В ближней полуразбитой хате военный врач с засученным рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя - свой или чужой", - так В.П.Астафьев описывает действия военного врача, который спасал жизни русских и немецких солдат в годы Великой Отечественной войны.
     Сравнивая эти примеры, можно сделать вывод, что к пленным люди относятся по-разному. Кто-то готов убить их любой ценой, делая войну еще более жестокой, а кто-то, наоборот, спасает их жизни, сохраняя мирные отношения между враждующими сторонами.
     Позиция автора выражена довольно четко и ясно. Она заключается в том, что у каждого человека свое отношение к пленным, но В.П.Астафьев заостряет внимание читателя, что относиться к ним нужно с теплотой и милосердием.
     Я полностью разделяю позицию автора. На мой взгляд, на войне все-таки должны присутстововать человеческие качества, которые знакомы каждому из нас с самого детства, например, любовь, готовность прийти на помощь в трудную минуту, доброта. Если они перестанут существовать, то на нашей планете постоянно будет идти война, которая вскоре может уничтожить жизнь на Земле. Именно поэтому люди должны относиться доброжелательно к пленным.
     Данная проблема волновала многих великих русских писателей. Так, в произведении В.Закруткина "Матерь человеческая" Мария, главная героиня повести, пережила убийство своей семьи немцами. Автор показывает читателю тяжелое состояние девушки, так как она осталась одна в сожженой деревне, ожидая рождение ребенка. Спустившись в погреб, она встречает раненого немецкого солдата, но ненависть к фашистам заставляет ее отомстить за убийство мужа и сына, но, услышав слова "Мама! Мама!", Мария испытывает чувство жалости к бойцу. Она не станет убивать юношу, наоборот, она будет ухаживать за ним, пока будет биться его сердце. На мой взгляд, данный поступок является примером отношения к пленным.
     Прочитав текст, я понял, что война - это самое страшное время в истории человечества, которое забирает жизни миллионов людей. Во время вооруженных конфликтов люди не должны забывать о качествах, которые способны помочь сохранить мир на нашей планете, именно поэтому они должны относиться к пленным с милосердием.
Количество слов - 414

Рецензент: Юлия Красовских
Артём, в качестве сильных сторон сочинения могу отметить пропорциональное соотношение всех частей, наличие примеров из текста, убедительное обоснование согласия с автором.
Есть в сочинении и недочёты, над которыми ещё нужно поработать.
К 1. Вы говорите о проблеме отношения к пленным и далее приводите примеры, указывающие на НЕОДНОЗНАЧНОЕ к ним отношение. Однако в первом абзаце приводите цитату, освещающую эту проблему только с одной стороны. Я бы перестроила первый абзац, сформулировав проблему в виде вопроса (вопросов).
Например:
Автор задумывается (размышляет), можно ли делить боль на свою и чужую.
или
Следует ли мстить врагу за боль утраты на войне?
Возможно ли сопереживать врагу, уничтожившему твоих близких?

А уже при переходе к примерам употребить вашу формулировку: "проблему отношения к пленным".

Предложение "На этот и многие другие вопросы отвечает автор в своём тексте" я бы исключила, п.ч. оно не несёт смысловой нагрузки, никак не помогает понять ваши мысли или утверждения автора. Эта фраза "пустая".

К 2. В первом примере вы приводите цитату, а именно слова, которые выкрикивает герой. И сопровождаете их замечанием: "...так автор передаёт читателю душевное состояние бойца". Но ведь так он передаёт слова - и только. О состоянии мы делаем вывод сами: кричит, плачет, стреляет, значит ему больно, он зол, переживает... Правильнее будет сказать "через эти слова автор доносит до нас состояние бойца" (логическая ошибка, К5).

"...так автор передаёт читателю душевное состояние бойца" и "...так В.П.Астафьев описывает действия военного врача, который спасал жизни русских и немецких солдат в годы ВОВ" не считаю пояснениями к примерам. Пояснение - это объяснение, ЗАЧЕМ такой пример автор в текст вводит, что пытается донести до читателя этим примером. Поэтому по К2 2 примера без пояснений + связь между ними = 3 балла из 5 возможных. На каждом пояснении потеряно по 1 баллу.

Говоря о связи между примерами, мы должны понять, что делает АВТОР. Вы пишите: "Сравнивая эти примеры, можно сделать вывод, что к пленным люди относятся по-разному". Получается, что мы, читатели сравниваем, а нам надо авторский замысел проследить. Наверное, лучше было бы сказать, что автор противопоставляет отношение к пленным солдата и военного врача (контраст, антитеза, противопоставление). Хотя и сопоставление (сравнение) здесь тоже годится, но всё равно лучше сказать, что АВТОР намеренно показывает разное отношение, сравнивает... И мы следуем за его замыслом, читая текст. Наша задача в комментарии к проблеме доказать, что мы поняли, о чём автор писал и что пытался до нас донести.

К 3. Позиция автора в целом выражена правильно, но слишком деликатно для данной проблеме. Про "теплоту и милосердие" я бы всё-таки поспорила, потому что потерявшему семью бойцу, похоже, очень больно, раз он бросается на пленных немцев. Когда он "рыдал, драл на груди маскхалат" и выкрикивал свои слова (предложения 21-26) сквозь рыдания, "старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине". Это ему сопереживают! Это его жалеют! Автор не оправдывает бойца и, безусловно, считает важным быть сильным духом и не множить насилие, пощадить противника, а не увеличивать боль и страдание. Но именно так будет точнее. Не "...люди должны относиться доброжелательно к пленным", как вы пишете в сочинении, а хотя бы "должны ПОСТАРАТЬСЯ относится доброжелательно к пленным".

К 4. "Данная проблема волновала многих великих русских писателей" - опять шаблонная фраза. Лучше сразу сказать, что не только В.Астафьев, прошедший войну, задумывался над этой проблемой. В.Закруткин…

Обоснование хорошее, подходящее, убедительное. Но к формулировкам опять есть вопросы: вместо "девушка" лучше употребить "женщина" или "молодая женщина". Грамматические ошибки (К9): "ожидая рождение" - нужно "ожидая (чего?) рождения". "СпустиВШись в погреб, она встречаЕТ" (прошедшее и настоящее время - "видо-временной разнобой"); 2 раза употребляется союз "но" в этом же предложении (первый неуместно).

Вместо последнего абзаца и предложения "На мой взгляд, данный поступок является примером отношения к пленным" я бы лучше сказала, что На мой взгляд, поступок Марии подтверждает мысль о том, что только милосердием и прощением даже того, что нельзя прощать, возможно вернуть душевное равновесие, по крупицам восстановить, выстроить новый мир, в котором не будет места злу и насилию. Это будет более ёмко и сильно для финала.

К 8. "(…) Гранату дайте!", - так автор..." Запятая не нужна, п.ч. уже есть восклицательный знак.

К 10. Речь: "готов убить любой ценой" - любой ценой сохраняют, добиваются чего-то, в этом контексте неуместно; "сохраняя мирные отношения" в этом же предложении - у них нет мирных отношений, их невозможно "сохранить", они в состоянии войны. Можно не усугублять, не обострять...

Основные претензии к стилю, точности формулировок, глубине мысли. Если учтёте допущенные ошибки, постараетесь не допускать их в следующих работах, результат должен быть лучше.  
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку