Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Совесть и глупые одногрупники

  • Текст: (1) Пропала совесть. (2)По-старому толпи
    (1) Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. (З)Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. (4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякую болезнь вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим пропажи совести.

    (6)Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! (7)Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждённому воображению, и… ничего! (8)Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. (9)Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться; мудрые мира поняли, что они наконец освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. (10)Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

    (11) А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. (12)Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. (13)И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял её какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик.

    (14)И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. (15)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа…

    (16)Жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением… (17)Что такое его прошлое, почему он прожил его так, а не иначе, что такое он сам — всё это такие вопросы, на которые он может отвечать только удивлением и полнейшею бессознательностью…

    (18)Увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения. (19)И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными привидениями; и прежде на руках звенели тяжёлые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи.

    — (20)Батюшки, не могу… несносно! — криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним.

    (21)Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. (22)Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести…

    (23)«Нет, надо как-нибудь её сбыть, а то с ней пропадёшь, как собака!» — думает жалкий пьяница и уже хочет бросить свою находку на дорогу, но его останавливает близ стоящий хожалый.

    — (24)Ты, брат, кажется, подбрасыванием подмётных пасквилей заниматься вздумал! — говорит он ему, грозя пальцем. — (25)У меня, брат, и в части за это посидеть недолго!

    (26)Пропоец проворно прячет находку в карман и удаляется с нею. (27)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый, Прохорыч. (28)Сначала он заглядывает потихоньку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинёхонек дремлет за стойкой, в мгновение ока растворяет дверь, вбегает, и, прежде нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке…

    (29)И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (ЗО)Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук…

    По М. Е. Салтыкову-Щедрину

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки».
11.06.2024 23:01:39
Автор: Мэтью М

Почему люди хотят избавиться от совести? Об этом предлагает задуматься Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
    Рассказывая об изменениях в обществе после исчезновения совести, автор пишет: “Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее”. Салтыков-Щедрин также отмечает: “…ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься…” Можно понять, что людям проще жить, когда они не задаются вопросами, когда нет навязчивого чувства, которое бы “затрудняло их движения”.
    Продолжая повествование, Салтыков-Щедрин приводит в пример историю пропойца, который обрёл совесть: “Увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды…и прежде на руках звенели тяжёлые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи”. Становится ясно, что появление совести принесло пьянице осознание того, как он живет, а вместе с тем ещё больше страданий, чем у него было.
    Второй пример раскрывает и иллюстрирует мысли из первого. В то время как в первом рассказывается об отношении к совести в обществе, во втором показывается её влияние на жизнь конкретного человека. Вместе примеры дают понять, за что именно люди совесть не любят.
    Позииция автора ясна. Люди не хотят, чтобы совесть сковывала их “движения” и мешала им “льстить”, “пресмыкаться” и “обманывать”. Именно поэтому они хотят от неё избавиться.
    Я согласен с автором. Так, в олимпиадном кружке, который я посещяю, есть много амбициозных ребят, которые будут, что называется, “идти по головам”, лишь бы достичь своей цели. К сожалению, при попытке рассказать им про базовые нормы морали, про совесть, они прерывают разговор. Из этого становится ясно, что моим одногрупникам не нравится, когда вспоминают те чувства, которые они в себе давно подавили, чтобы им проще жилось и была возможность без зазрений совести совершать некрасивые поступки для достижения некоторых целей.
    Таким образом, хотелось бы, чтобы люди задумались о проблеме, поднятой автором, и поняли, что совесть должна быть у любого приличного человека.
Количество слов - 309

Здравствуйте, Мэтью!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.

В данном тексте совесть материализована, поэтому от нее можно избавиться, но вообще мы так не говорим. Почему люди не прислушиваются к голосу совести? Почему люди не хотят жить по совести? Мне кажется, так было бы корректнее.  

K2 - Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Можно понять, что людям проще жить, когда они не задаются вопросами, когда нет навязчивого чувства, которое бы “затрудняло их движения”.

Не используйте в пояснении цитаты — ничего из авторского текста.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Люди не хотят, чтобы совесть сковывала их “движения” и мешала им “льстить”, “пресмыкаться” и “обманывать”.

Эти глаголы в тексте идут подряд, почему бы не объединить их в одну цитату?.. Вместо движений вполне можно написать: ограничивала их. Не очень понятно, зачем столько отдельных слов заключать в кавычки. Не ошибка.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Рассказывая об изменениях в обществе после исчезновения совести, автор пишет: “Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее”.

Не вполне ясно, что произошло, каким образом пропала совесть.

K6 - Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Так, в олимпиадном кружке, который я посещяю

Досадная опечатка на месте орфограммы.

Из этого становится ясно, что моим одногрупникам не нравится

одногруппникам

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

К сожалению, при попытке рассказать им про базовые нормы морали, про совесть, они прерывают разговор.

Нет оснований для постановки запятой.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Вместе примеры дают понять, за что именно люди совесть не любят.

Можно ли любить или не любить совесть?.. Корректнее: почему совесть мешает людям.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Мэтью, вы хорошо справляетесь с сочинением, комментарий грамотно выстроен, анализ связи выполнен корректно. Если вам попадется аллегоричный текст, старайтесь формулировать проблему и позицию все же обобщенно, как общечеловеческую нравственную проблему. Проверяйте грамотность тщательнее, вы можете сохранить все баллы.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку