Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Чем опасен самообман?

  • Текст: Два камня
    Два камня
     

    (1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2)Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

    (3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.


    (9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.

    (12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.

    (13)Старый Камень был удивлён.

    (14)− Извините, я вас впервые вижу.

    (15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

     

    (18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.

    (19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

    (21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

    (22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.

    (24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался
    в море.

    (25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся

    Камень сказал:

    (27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?

     

    (29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

     

    (По Ф. Д. Кривину*)
25.05.2024 22:18:05
Автор: Лина Австахиева

Чем опасен самообман? На этот вопрос в предоставленном для анализа тексте отвечает Ф. Д. Кривин.
Автор описывает историю двух камней – друзей, которые долгие годы вместе лежали на пляже, радовались солнцу и отсутствию бурь. Но однажды их дружба закончилась, на берег во время шторма поднялись волны и унесли одного из друзей в море, второй же камень сумел удержаться на берегу уцепившись за корягу, а после долго не мог прийти в себя, камень нашел себе новых друзей - потрескавшихся от солнца комьев глины. Каждый день камень рассказывал комья глины, как он спасся от волн и в конце концов поверил, что он герой. И в конце концов камень потрескался так же как комья глины и стал похож на них. Этот пример показывает, что тот, кто долго и упорно убеждает себя и других в неправде рано ли поздно сможет ввести и себя и других в заблуждение, что может привести к собственному успокоению, но не давать человеку смелости посмотреть правде в глаза, чтобы попытаться изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Далее автор повествует о том, как однажды набежавшая волна выбросила на берег камень, который красиво блестел на солнце. Пляжный гость поздоровался с потрескавшимся камнем, как с другом, а тот в свою очередь удивился, ведь не был точно уверен, что они не знакомы. Блестящий камень поведал, что он его старый друг, который много лет назад унесла штормовая волна, он рассказал про свои приключения в море и позвал старого знакомого с собой, но потрескавшийся камень отказался и не захотел попытаться изменить свою жизнь вопреки страху. Человек, убеждая себя в несуществующем и придуманном им самим обмане, заключает себя в тюрьму из собственных страхов и лжи, и может оказаться неспособен изменить свою жизнь, даже когда такой шанс предоставляется ему по благоприятному стечению обстоятельств.

Два примера дополняют друг друга наглядно, показывая читателю через двух камней, как может сложится будущее если стараться смотреть правде в глаза и реально оценивать себя и окружающий мир.

Позиция автора выражается через последствие выбора камней, жизнь камня, уплывшего в море описана Ф. Д. Кривиным ярко и насыщенно, тогда как второй камень, пребывая в мире самообмана живет скучно и однообразно. Через этот контраст автор дает нам понять, что только реальный взгляд на вещи без самообмана дает нам возможность принимать правильные решения.

Я согласна с позицией автора, ведь только трезвый взгляд на мир помогает нам принять решения в трудной ситуации, человек не склонный к самообману сможет взвесить все за и против без лжи к самому себе и обратится к совести для того, чтобы жизнь шла в правильном направлении. В литературе мы можем найти такой пример у Федора Михайловича Достоевского. В произведении «Преступление и наказание» главный герой Раскольников, после убийства старухи процентщицы пытается убедить себя в правильности поступка, тем самым занимаясь самообманом, это только вредит ему, ведь Родион испытывает моральные муки от совершенного им преступления, но он не в силах признать несостоятельность своей теории. Все меняется с появлением в его жизни Сони Мармеладовой, которая несмотря на свое плачевное положение не лжет себе. На примере Сони Родион постепенно меняется и после признания своей неправоты и принятия наказания за содеянное в конце книги он чувствует умиротворение, как знак, что жизнь его поменялась вместе с его убеждениями и отказом от самообмана.

Подводя итог, хочется сказать, что самообман человека, делающего значимый или даже не значительный выбор в жизни в конечном счете, приводит к негативным последствиям.
Количество слов - 543

Здравствуйте, Лина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 2 балла

С такими пространными примерами вы запутаетесь и не сможете верно определить связь.

Этот пример показывает, что тот, кто долго и упорно убеждает себя и других в неправде рано ли поздно сможет ввести и себя и других в заблуждение, что может привести к собственному успокоению, но не давать человеку смелости посмотреть правде в глаза, чтобы попытаться изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Человек, убеждая себя в несуществующем и придуманном им самим обмане, заключает себя в тюрьму из собственных страхов и лжи, и может оказаться неспособен изменить свою жизнь, даже когда такой шанс предоставляется ему по благоприятному стечению обстоятельств.

Вы дублируете пояснения. Они одинаковые, только чуть разными словами. Первый пример заканчивается на том, что камень убедил всех, что он герой. Вот вы на этом и остановитесь, ведь остальное мы узнаем только во втором примере! Учитываю по К5.

Пример 1. Человек обманывает сам себя.

1. поэтому (причинно-следственная связь) ЛИБО 2. если (условие)

Пример 2. Человек не способен изменить свою жизнь к лучшему.

1. Между примерами причинно-следственная связь: человек порой не способен изменить жизнь к лучшему, потому что обманывает сам себя.

2. Если человек обманывает сам себя, он не способен изменить свою жизнь к лучшему. Таким образом, примеры связаны указанием на условие.

Взаимосвязь между примерами названа неверно. И анализа у вас нет. Надо показать, как один пример дополняет другой.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора выражается через последствие выбора камней, жизнь камня, уплывшего в море описана Ф. Д. Кривиным ярко и насыщенно, тогда как второй камень, пребывая в мире самообмана живет скучно и однообразно.

Вот это все исключите из ПА. Это снова комментарий, совершенно лишнее в этом абзаце. Тут только отвечаем на проблемный вопрос обобщенно, не указывая деталей сюжета.

Далее.

Чем опасен самообман? ...только реальный взгляд на вещи без самообмана дает нам возможность принимать правильные решения.

Это прямой ответ на вопрос? Мне кажется, что нет.

Чем опасен самообман? Человек, обманывающий сам себя, не сможет реально оценивать обстановку и принимать правильные решения.

Вот ответ. Следите за логикой. Это может повлечь снятие баллов по К5.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Я согласна с позицией автора, ведь только трезвый взгляд на мир помогает нам принять решения в трудной ситуации, человек не склонный к самообману сможет взвесить все за и против без лжи к самому себе и обратится к совести для того, чтобы жизнь шла в правильном направлении.  

Это все надо сократить. Я согласна с позицией автора: человек с трезвым взглядом на мир сможет взвесить все «за» и «против» и сделать правильный выбор.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К2. Нелогичные пояснения.

K6 - Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл (3 ошибки)

как может сложится будущее

сложитЬся

сможет взвесить все за и против без лжи к самому себе и обратится к совести для того

обратитЬся

после убийства старухи процентщицы

Согласно действующим правилам старуха-процентщица пишется с дефисом. Однако ранее допускалось раздельное написание. Ошибка не учитывается, но все же пишите с дефисом.

делающего значимый или даже не значительный выбор в жизни

Слитно пишутся прилагательные без противопоставления и слов, усиливающих отрицание.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов (13 ошибок)

Но однажды их дружба закончилась, на берег во время шторма поднялись волны и унесли одного из друзей в море, второй же камень сумел удержаться на берегу ЗПТ уцепившись за корягу...

Деепричастный оборот.

Каждый день камень рассказывал комья глины, как он спасся от волн ЗПТ и в конце концов поверил, что он герой.

Закрывается придаточное предложение.

И в конце концов камень потрескался так же ЗПТ как комья глины ЗПТ и стал похож на них.

Сравнительный оборот.

Этот пример показывает, что тот, кто долго и упорно убеждает себя и других в неправде ЗПТ рано ли поздно сможет ввести и себя ЗПТ и других в заблуждение...

Закрывается придаточное предложение.

Однородные члены с повторяющимся союзом.

Человек, убеждая себя в несуществующем и придуманном им самим обмане, заключает себя в тюрьму из собственных страхов и лжи, и может оказаться неспособен изменить свою жизнь, даже когда такой шанс предоставляется ему по благоприятному стечению обстоятельств.

Запятая стоит между однородными сказуемыми.

Два примера дополняют друг друга наглядно, показывая читателю через двух камней, как может сложится будущее ЗПТ если стараться смотреть правде в глаза и реально оценивать себя и окружающий мир.

Сложноподчиненное предложение.

Позиция автора выражается через последствие выбора камней, жизнь камня, уплывшего в море ЗПТ описана Ф. Д. Кривиным ярко и насыщенно, тогда как второй камень, пребывая в мире самообмана ЗПТ живет скучно и однообразно.

Сначала причастный оборот, потом деепричастный.

Я согласна с позицией автора, ведь только трезвый взгляд на мир помогает нам принять решения в трудной ситуации, человек не склонный к самообману ЗПТ сможет взвесить все за и против без лжи к самому себе...

Закрывается определительный оборот.

В произведении «Преступление и наказание» главный герой Раскольников, после убийства старухи процентщицы пытается убедить себя в правильности поступка...

Нет оснований для постановки запятой.

Все меняется с появлением в его жизни Сони Мармеладовой, которая ЗПТ несмотря на свое плачевное положение ЗПТ не лжет себе.

Обороты с несмотря на обособляются.

На примере Сони Родион постепенно меняется ЗПТ и после признания своей неправоты и принятия наказания за содеянное в конце книги он чувствует умиротворение, как знак, что жизнь его поменялась вместе с его убеждениями и отказом от самообмана.

Сложносочиненное предложение.

Предпочтительно не ставить запятую перед КАК, так как нет сравнения.

Подводя итог, хочется сказать, что самообман человека, делающего значимый или даже не значительный выбор в жизни в конечном счете, приводит к негативным последствиям.

Если этот оборот входит в состав причастного оборота, запятая логична. Но мне кажется, что вы имели в виду: в конечном счете приводит к последствиям, тогда запятую нужно поставить после «жизни».

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Блестящий камень поведал, что он его старый друг, который много лет назад унесла штормовая волна,

друг, которОГО

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов (9 ошибок)

На этот вопрос в предоставленном для анализа тексте отвечает Ф. Д. Кривин.

Лучше: предложенном.

Автор описывает историю двух камней...

Лучше: рассказывает.

Каждый день камень рассказывал комья глины, как он спасся от волн и в конце концов поверил, что он герой. И в конце концов камень потрескался так же как комья глины и стал похож на них.

Повтор выражений в близком контексте. +

Этот пример показывает, что тот, кто долго и упорно убеждает себя и других в неправде рано ли поздно сможет ввести и себя и других в заблуждение

Повтор слов. +

не захотел попытаться изменить свою жизнь вопреки страху.

Не вопреки — а наоборот, из-за страха. +

Человек, убеждая себя в несуществующем и придуманном им самим обмане

Обман существует как раз! Человек обманывает сам себя, вы же сами говорите. Не стройте таких запутанных и сложных фраз. +

заключает себя в тюрьму из собственных страхов и лжи

Лучше без предлога ИЗ. Рекомендую избегать всех метафор в собственном комментарии.

Два примера дополняют друг друга наглядно

Два и друг друга — плеоназм. Если есть друг друга, не употребляйте два/оба. Наглядно — совершенно лишнее. +

Два примера дополняют друг друга наглядно, показывая читателю через двух камней,

Не надо «через двух камней». Тем более при такой формулировке примеры чуть ли не олицетворяются. +

Позиция автора выражается через последствие выбора камней

Вообще забудьте конструкции с «через». Они крайне редко уместны. +

Все меняется с появлением в его жизни Сони Мармеладовой, которая несмотря на свое плачевное положение не лжет себе. На примере Сони Родион постепенно меняется и после признания своей неправоты и принятия наказания за содеянное в конце книги он чувствует умиротворение, как знак, что жизнь его поменялась вместе с его убеждениями и отказом от самообмана.

Некорректное сочетание. На примере нельзя меняться. Под влиянием Сони Родион меняется...  +

Повторы слов. +

Последнее предложение такое громоздкое, что в нем непросто разобраться. Сокращаем: Под влиянием Сони Родион меняется, признает свою ошибку и обретает душевный покой. Это всё, что надо.

Подводя итог, хочется сказать, что самообман человека, делающего значимый или даже не значительный выбор в жизни в конечном счете, приводит к негативным последствиям. → В конце хочется еще раз подчеркнуть, что самообман опасен и может привести к негативным последствиям.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Лина, прежде всего хочу сказать, что вам категорически нельзя писать так длинно. У вас хромает пунктуация и речь, а в таком большом тексте немудрено допустить ошибки. Сократите сочинение в два раза. И предложения на 3−4 строчки для вас — табу. Минимум обособленных оборотов. Иногда там сложно разобраться со смыслом, даже без учета пунктуации. 3 предложения в каждом примере и своем аргументе — максимум, если не хотите обнуления К8 и К10. Выражайтесь проще, не стройте сложных конструкций, тем более не употребляйте метафоры, это пока вам не по силам. Я привела примеры некоторых сокращений, воспользуйтесь советом. Самообман слишком часто фигурирует, конечно, это ключевое понятие, но очень уж навязчиво.

Вы совершенно правильно проанализировали текст, привели достойный пример, чувствуется, что вы старались, избавьте себя от риска множественных ошибок. Тут и К6 может обнулиться ненароком, так как три повтора на абзац очень легко пропустить.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку