Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сочувствия чужому горю

  • Текст: (1)С работы в этот раз Нина возвращалась
          (1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. (2)Дверь почему-то оказалась открытой, в тёмной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, положив на клеёнку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
                   – (3)Что это вы в темноте? – спросила Нина.
                  (4)Евгения Ивановна не взглянула в её сторону.
                  (5)Нина вышла, разделась, принялась растапливать плиту и всё оглядывалась на Евгению Ивановну –  та сидела всё так же неподвижно, изредка роняя:
                    – Вот беда-то, батюшки…
                  (6)Нина подошла, тронула за плечо:
                  – Что с вами, тётя Женя?
                 (7)Евгения Ивановна мельком посмотрела на Нину и опять уставилась на плиту:    
                  – Вот беда-то…
                  (8)Нину тревожили не слова, а эта напряжённая поза и глаза, которые никуда не смотрели, хотя были открыты. (9)Нина смотрела на острый, странно изменившийся, вытянутый профиль, и на неё дохнуло липким страхом.
                   – (10)Сейчас поставлю чай…
                   (11)Она чистила картошку, мыла её, ставила на плиту и всё думала: где и какая беда? (12)Уж не передавали ли чего по радио? (13)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?..
                   (14)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, задохнувшийся голос забормотал бессмыслицу. (15)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (16)Она выскользнула тихонько в сени, оттуда – во двор, побежала к Ипполитовне.
                    – (17)Пойдёмте к нам. (18)Там тётя Женя чего-то… (19)Сидит… (20)Бормочет… (21)Она вроде не в себе. (22)Я боюсь…
                   (23)Кряхтя и постанывая, Ипполитовна поднялась с постели. (24)Старушка пошла, держась за стенки, перехватываясь руками. (25)Нина поддерживала её.
                   (26)Евгения Ивановна всё так же сидела лицом к плите и даже не взглянула на них.
                    – (27)Ты чего это, в одёже? – с порога окликнула Ипполитовна.
                    (28)А Евгения Ивановна будто и не слышала. (29)Она только заелозила шершавыми ладонями по клеёнке, как будто сметала крошки.
                     (30)Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла её за руки, потянула к себе:
                     – Ай неможется?..
                    (31)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто силилась и не могла понять обращённые к ней слова. (32)А потом опять страшно оскалилась – то ли улыбнулась, то ли собиралась заплакать, – запёкшимися губами прошептала:
                     – Помнишь, сон-то страшный я видела?
                     (33)Она упала головой на стол.
                     –  (34)Мужа убили!.. (35)А Колюшка, сын – без вести…
                     (36)Нина зажала рот рукой. (37)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга, приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
                     – (38)Ты погоди… (39)Сразу-то не верь. (40)Ты погоди… (41)Похоронки-то кто пишет? (42)Писари. (43)А они при штабах, там бумаг страсть сколько… (44)Вот и попутали.
                      (45)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, волосы рассыпались, липли к мокрым щекам. (46)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то прислушиваясь. (47)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала Нине.
                       (48)Нина прочитала. (49)Эта бумага была из военкомата, в ней значилось, что рядовой Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
                       (50)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
                       – (51)Ну, так что? – и тут нашлась Ипполитовна. –  (52)Нюрку Милованову с Кирпичной знаешь? (53)Пришёл мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка, сам и получил… (54)Война большая, людей-то сколько, кого и попутают…
                       (55)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, смотрела и слушала для последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
                        (56)А Нина думала о Луке из пьесы Горького «На дне», про которого говорили, что он жулик и вредный утешитель… (57)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну. (58)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая её святой ложью, иначе душа не выдержит… (59)Человеческая душа не металл, она хрупка и ранима…
                        (60)Евгения Ивановна, словно только что проснувшись, обвела запавшими глазами комнату, и вдруг сжала руками голову, заплакала.

    (По М.В. Глушко*)

    * Мария Васильевна Глушко (1922 - 1993) –  советская и украинская писательница, сценарист.
19.05.2024 23:39:13
Автор: Людмила Кривцова

Для чего необходимо проявлять сочувствие чужому горю?

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, М.В.Глушко пишет об убитой горем женщине, которая получила известие о смерти мужа на войне и пропаже сына без вести. На помощь Евгении Ивановне приходит Ипполитовна. Она рассказывает историю со счастливым концом, чтобы вселить надежду страдающей женщине. Автор пишет: «…страшную правду надо впускать постепенно, придерживая её святой ложью, иначе душа не выдержит…» Читатель понимает: для того чтобы поддержать человека в сложной ситуации, необходимо утаить правду. Это поможет ему быстрее справиться с душевными терзаниями и приобрести надежду на счастливый исход.

Кроме того, в конце текста автор повествует о мыслях третьей героини: «Нина думала о Луке из пьесы Горького «На дне», про которого говорили, что он жулик и вредный утешитель… А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел умершую Анну».
Так М.В. Глушко указывает на то, что сочувствовать необходимо даже тому, от кого  отвернулось общество, это может помочь человеку справиться с бедой.

Примеры дополняют друг друга и помогают осознать, что поддержка со стороны окружающих может вселить надежду, а также позволяет улучшить моральное состояние.

Позиция автора такова: сочувствие чужому горю необходимо, чтобы человек справился с душевной болью, ведь «человеческая душа не металл, она хрупка и ранима…»

Я согласна с позицией автора. Действительно, человек быстрее справляется с бедой, если рядом есть близкие люди , которые поддерживают его. Приведу пример из жизни. Недавно моей однокласснице поставили страшный диагноз. Врачи сказали, что шансов на выздоровление почти нет. Лучшая подруга этой девочки поддерживала ее всеми возможными способами: она уделяла ей все свое внимание и даже подарила ей путевку на море, о которой девочка так долго мечтала. И спустя какое-то время одноклассница выздоровела.
Таким образом, неравнодушное отношение к горю другого человека может исцелить его.
Количество слов - 285

Здравствуйте, Людмила!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

По сути, у вас два примера об одном и том же. И там, и там надо справиться с бедой. Только в одном случае история из жизни, в другом — из книги. Связь проанализирована неубедительно.

Примеры дополняют друг друга и помогают осознать, что поддержка со стороны окружающих может вселить надежду, а также позволяет улучшить моральное состояние.

Вселить надежду и улучшить моральное состояние — фактически одно и то же. Я бы говорила тут об аналогии. Героиня вспомнила аналогичный случай из художественного произведения.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

История выглядит волшебной, извините, поверить в нее сложно.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Читатель понимает: для того чтобы поддержать человека в сложной ситуации, необходимо утаить правду.

Это очень категоричное высказывание, с которым нельзя согласиться. Далеко не всегда это уместно. Используйте слова «иногда», «порой», чтобы смягчить категоричность.

K6 - Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Она рассказывает историю со счастливым концом, чтобы вселить надежду страдающей женщине.

Вселить надежду кому? женщине — некорректно → на что? в кого?

Но обычно этот фразеологизм употребляется с местоимениями, а вселить надежду в женщину — тоже плохо.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Это поможет ему быстрее справиться с душевными терзаниями и приобрести надежду на счастливый исход.

Смешение паронимов, корректно: обрести надежду

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Людмила, сочинение соответствует требованиям, но хочу заметить, что вы не вполне уверенно анализируете связь между примерами, почти всегда можно обнаружить что-то помимо дополнения, стоит посмотреть повнимательнее.

Не высказывайте категоричных суждений, старайтесь смягчать их вводными словами или наречиями.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку