Запомни!
Есть ли на войне место милосердию по отношению к врагу?
-
Текст: Ю. В. Бондарев. О войне— (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
— (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
(7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
— (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
(13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
— (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
(17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
— (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
(24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
(27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
— (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
— (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
(35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
— (36)Назад!..
(37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
— (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
— (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
(43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
(По Ю. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, Ю. В. Бондарёв пишет о том, как красноармейцы проводили допрос пленного немецкого солдата, который отказывался говорить. Один из красноармейцев, Гранатуров, потерявший в Смоленске отец и мать, рассвирепел от безрезультативности допроса и собрался сам “поговорить” с пленным. Такое же желание возникло и у другого бойца - Меженина, солдат заполнила жажда мщения. Становится очевидно, что людям, прошедшим через тяжести войны, не всегда удаётся сохранить самообладание.
Далее автор пишет о том, как Меженина и Гранатурова от акта мести остановил другой боец - Княжко, который “оттолкнул Меженина локтем и, бледнея”, встал между Гранатуровым и пленным немецким солдатом, тем самым сохранив последнему жизнь. Читатель понимает, что на войне есть люди, которые не забывают о человечности и предотвращают возможные акты мести.
Примеры противопоставлены друг другу. На войне люди не всегда способны сохранить самообладание и проявить милосердие, но есть и те, которые вовремя остановят от бессмысленного кровопролития.
Авторская позиция: несмотря на все потери, которые пришлось пережить советским солдатам, в них всё-таки осталось место милосердию по отношению к побеждённому врагу.
Я согласен с мнением Ю. В. Бондарёва. Действительно, на войне важно не забывать о милосердии, поскольку новые жертвы не вернут убитых. Так, мой прадед был солдатом и вёл фронтовой дневник. В одной из записей он описал ситуацию, когда его часть успешно отбила одно из сёл и захватило несколько пленных немцев. Один из красноармейцев собирался расстрелять их, тем самым отомстив за убитого брата. Однако вовремя подошедший комиссар остановил его и убедил, что безоружные немцы уже не враги, а их убийство не вернёт брата.
Итак, на войне важно не забывать про милосердие и не допускать бессмысленных жертв.
Здравствуйте, Дмитрий!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована корректно.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Обращаю ваше внимание на то, что ваш пример в точности повторяет сюжет текста. Есть рекомендация экспертам строго относиться в этом году к таким примерам, так как они похожи на вымышленные.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
потерявший в Смоленске отец и мать |
Вероятнее всего, опечатка, но может быть засчитана за ошибку
В одной из записей он описал ситуацию, когда его часть успешно отбила одно из сёл и захватило несколько пленных немцев. |
Не согласовано подлежащее со сказуемым.
Один из красноармейцев собирался расстрелять их, тем самым отомстив за убитого брата. |
Некорректное употребление деепричастия совершенного вида. Он только собирался расстрелять, а деепричастие стоит в форме, свидетельствующей о свершившемся возмездии. Корректно: Один из красноармейцев собирался расстрелять их и тем самым отомстить за убитого брата.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
солдат заполнила жажда мщения |
Смешение паронимов, корректно: переполнила жажда мщения
Далее автор пишет о том, как Меженина и Гранатурова от акта мести остановил другой боец |
которые вовремя остановят от бессмысленного кровопролития. |
Остановить кого? что?, тут не надо зависимых слов. Если вы хотите сказать, от чего, тогда используйте другой глагол, например удержать.
Читатель понимает, что на войне есть люди, которые не забывают о человечности и предотвращают возможные акты мести. |
Стилистический недочет: слишком канцелярская фраза. Также акт мести был в первом предложении абзаца, не надо повторять, слишком яркое сочетание.
На войне люди не всегда способны сохранить самообладание и проявить милосердие, но есть и те, которые вовремя остановят от бессмысленного кровопролития. |
Неудачная фраза, понятно, что вы избегали повтора, но можно это было сделать иначе: На войне трудно сохранять самообладание и проявлять милосердие, но остаются люди, которые вовремя остановят бессмысленное кровопролитие.
несмотря на все потери, которые пришлось пережить советским солдатам, в них всё-таки осталось место милосердию по отношению к побеждённому врагу. |
В солдатах осталось место? милосердию — можно сказать «в жизни есть место чему-то», но «в человеке есть место какому-то качеству» — некорректно.
В одной из записей он описал ситуацию, когда его часть успешно отбила одно из сёл и захватило несколько пленных немцев. |
Повтор однокоренных слов.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Дмитрий, вы отлично выстроили рассуждение, грамотно написали пояснения и отлично проанализировали смысловую связь между примерами. Сочинение написано грамотно, видимо, вы хорошо проверили его. Обратите внимание на грамматические и речевые ошибки, будьте аккуратны, формулируя мысли, и вы вполне сможете претендовать на максимальный балл.
Удачи!
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | Итого |
1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|