Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Как неуверенность в себе влияет на жизнь человека?
-
Текст: (1)После своего исторического полёта Юри(1)После своего исторического полёта Юрий Гагарин стал
нарасхват. (2)Его хотели видеть все страны и все народы,
короли и президенты, люди военных и штатских профессий,
самые прославленные и самые безвестные. (3)И Гагарин охотно
встречался со всеми желающими, не пренебрегая даже
королями, — разве человек виноват, что родился королём?
(4)Но охотнее всего шёл он к курсантам лётных училищ, как бы
возвращался в собственную юность, в её лучшую, золотую пору.
(5)Как-то раз, когда официальная встреча уже закончилась
и дружеский разговор перекочевал из торжественного зала в
чахлый садик на задах лётной школы, один из курсантов
спросил, заикаясь от волнения:
— (6)Товарищ майор… этого… о чём вы думали… тогда?..
— (7)Когда «тогда»? — спросил с улыбкой Гагарин и по
тому, как дружно грохнули окружающие, понял, что задавшему
вопрос курсанту в привычку вызывать смех.
(8)Когда-то так же смеялись каждому слову его
однокурсника Юры Дергунова — в ожидании шутки, остроумной
выходки, розыгрыша, но тут было иное — смех относился к сути
курсанта. (9)Гагарин пригляделся к нему внимательней:
большое незагорелое лицо, вислый нос, напряжённые и какието беспомощные глаза, толстые ноги иксом. (10)Да, не Аполлон.
(11)И не Цицерон к тому же — вон никак не соберёт слова во
фразу.
— (12)Ну, в общем… я чего хотел спросить… когда вы по
дорожке шли?
(13)Курсанты снова грохнули, но Гагарин остался
подчеркнуто серьёзен, и смех сразу погас.
— (14)Вы имеете в виду Внуковский аэродром? (15)Рапорт
правительству?
1. Прочитайте рассказ Ю. М. Нагибина «О чём думал герой»
— (16)Во… во!.. — обрадовался курсант, достал из кармана
мятый носовой платочек с девичьей каёмкой и вытер
вспотевший лоб.
(17)Теперь уже все были серьёзны, и не по добровольному
принуждению, а потому, что наивный вопрос курсанта затронул
что-то важное в молодых душах. (18)Гагарин шёл через
аэродром на глазах всего мира, и это было для них
кульминацией жизни героя, сказочным триумфом, так редко,
увы, выпадающим на долю смертного. (19)О чём же думал герой
в это высшее мгновение своей жизни?..
(20)И Гагарин с обычной чуткостью уловил настроение
окружающих, значительность их ожидания. (21)Конечно же,
ребята мечтают о подвигах, о невероятных полётах, о славе и
ждут чего-то высокого и одухотворённого. (22)Герой должен
был думать о планетарном, вселенском, вечном. (23)Они хотят
получить сейчас и Небо, и Звёзды, и Человечество, и Эпоху, и
все Высшие ценности…
(24)Но Гагарин молчал, и пауза угрожающе затянулась.
(25)Он был сейчас очень далеко отсюда, от этого чахлого
садика, тёплого вечера, юношеских доверчивых лиц, в другом
времени и пространстве.
…(26)В тот раз в одиночке сурдокамеры держали не так уж
долго, но он чувствовал себя на редкость плохо: болела и
кружилась голова, мутило, тело казалось чужим, а ноги
ватными. (27)Может, что-то там испортилось, нарушилась
подача воздуха?.. (28)Но Королёв спрашивает испытуемых о
самочувствии, и все как один молодцевато отвечают:
«Отлично!» — (29)«К выполнению задания готовы?» — (30)«Так
точно!» (31)Неужели одному ему так не повезло? (32)«Как
самочувствие, товарищ Гагарин?» — (33)«Отличное… — (34)Нет,
он не может врать Королёву и без запинки добавляет: —
(35)Хотя и не очень». — (36)«К выполнению задания готовы?»
— (37)«Сделаю всё, что могу, но лучше бы в другой раз».
(38)И в результате — высшая оценка. (39)То было, оказывается,
испытание на честность. (40)Им специально создали тяжёлые
условия в камерах. (41)Но ведь нельзя считать, что ты сдал
испытания на честность раз и навсегда. (42)Всю жизнь человек
сдаёт эти испытания и в большом, и в малом. (43)Да и есть ли
что малое в державе нравственности?
— (44)Видишь ли, дружок, — сказал Гагарин носатому
курсанту, — у меня тогда развязался шнурок на ботинке. (45)И
я об одном думал: как бы на него не наступить. (46)Не то,
представляешь, какой позор — в космос слетал, а тут на ровном
месте растянулся…
…(47)Ночью курсант никак не мог уснуть. (48)Он ворочался
на койке, вздыхал, крякал, что-то бормотал.
— (49)Да угомонись ты, чёрт тебя подери! — не выдержал
сосед.
— (50)Слушай, — без обиды сказал курсант и сел на койке.
— (51)А ведь я тоже мог бы, как Гагарин…
— (52)Что-о?.. (53)Ты… как Гагарин?..
— (54)А вот и мог бы… думать о шнурке…
(55)Сосед уткнулся носом в подушку, и в темноте казалось,
будто он плачет. (56)Но и тут курсант не обиделся, понимая,
что, как всегда, не сумел выразить свою справедливую мысль.
(57)Он тысячи раз повторял в воображении подвиг Гагарина и
твёрдо знал: если его пошлют в космос, он не оплошает. (58)Не
дрогнет. (59)Разве что побледнеет. (60)И даже песню споёт в
космосе, если надо, хотя ему медведь на ухо наступил. (61)Но
когда он пытался представить себя в средоточии мирового
внимания, душа в нём сворачивалась, как прокисшее молоко.
(62)Он видел себя на космодроме, видел в космическом корабле,
но не видел на красной тропочке славы, по которой легко,
уверенно, сосредоточенно и радостно прошагал Гагарин.
(63)Ведь чтобы идти так на глазах всего света, надо что-то
большое нести в себе. (64)А он, курсант, постоянно думал о
всякой чепухе: о девушках, футболе, кинофильмах, мелких
происшествиях окружающей жизни, несданных зачётах, и где бы
стрельнуть сигарету и сапожной ваксой разжиться, и как славно
было бы отпустить усы…(65)Такому пустому, нулевому человеку
нечего делать в скрещении мировых лучей. (66)И, следуя
обратным ходом, он начинал сомневаться в своих возможностях
совершить подвиг. (67)А если не будет подвига, то зачем тогда
жить?..
(68)Гагарин вернул ему веру в себя. (69)Впервые за много
дней курсант засыпал счастливым.
Как неуверенность в себе влияет на жизнь человека? Об этой проблеме размышляет в своём тексте Ю. М. Нагибин.
Проблема низкой самооценки раскрывается на примере главного героя, курсанта лётного училища. Он не обладал красивой внешностью и с трудом собирал слова в фразы. Товарищи смеялись над ним, не воспринимали всерьез, а юноша мирился с таким отношением к себе. Он не верил в собственные силы, считал, что являлся пустым и беспомощным человеком. Таким образом, курсант, столкнувшись с издевательствами, вынужден был их терпеть из-за неспособности себя защитить.
Однако мнение главного героя меняет разговор с его кумиром, Юрием Гагариным. Космонавт рассказал ребятам о том, что во время рапорта правительству, в момент, когда весь мир смотрел на него, Гагарин думал только о развязавшемся шнурке. Осознание, что тот, кем курсант так долго восхищался, оказался «простым» человеком с «простыми» мыслями, перевернуло что-то в душе юноши. Он понял, что тоже может совершать подвиги, что всё зависит лишь от него самого. Итак, вернув веру в себя, курсант ощутил лёгкость. Впервые за долгое время он засыпал счастливым.
Анализируя эти примеры, мы видим, что автор противопоставляет друг другу душевные состояния главного героя при низкой и нормальной самооценке. Неуверенность сковывала курсанта, делала бессильным против других учащихся, а, избавившись от неё, юноша стал чувствовать себя лучше.
Автор убеждает нас в том, что закомплексованность и низкая самооценка мешают человеку жить полноценно, создают ему ограничения.
Я согласна с позицией автора. Так, в произведении Н. В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич был в себе не уверен. Он терпеливо и покорно сносил насмешки своих коллег, во многом себе отказывал, чтобы накопить на новую шинель, которую в итоге у него украли. Таким образом, Акакий Акакиевич прожил бесславную жизнь. Имея больше уверенности, он бы и добился больших успехов в карьере и, возможно, создал бы семью.
В заключение хочется сказать, что низкая самооценка разрушает жизнь человека. Окружающие будут относиться к нам так, как мы относимся к себе сами.
Здравствуйте, Марина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
Эпизод с Гагариным, получается, не очень-то нужен для ответа на проблемный вопрос. Мы способны справиться и без него. В позиции автора тоже никак этот момент не затронут. Все это выглядит немного нелогично. Однако это важный сюжетный элемент, и без него действительно сложно обойтись. Я советую вам переформулировать проблемный вопрос: Что помогает человеку обрести уверенность в себе? Тогда встреча с Гагариным встанет на свое место и будет играть главную роль во всем рассуждении. И позиция автора, и отношение к ней будут сформулированы в позитивном ключе.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
В отношении к позиции автора отсутствует тезис, та мысль, которую вы будете аргументировать. Требования таковы, что вы должны доказывать СВОЙ тезис, а не позицию автора, с который вы разобрались в комментарии. Увы, это основание для обнуления критерия.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла
Риск снятия балла
Он не верил в собственные силы, считал, что являлся пустым и беспомощным человеком. Таким образом, курсант, столкнувшись с издевательствами, вынужден был их терпеть из-за неспособности себя защитить. |
Мне кажется, финальный вывод неточен. Вы же верно проанализировали текст и сказали, что курсант смирился с насмешками товарищей, так как считал себя никчемным человеком. Мог он или не мог защитить себя — это же неважно.
Неуверенность сковывала курсанта, делала бессильным против других учащихся, а, избавившись от неё, юноша стал чувствовать себя лучше. |
...А потом он стал давать отпор сокурсникам? Мы же об этом ничего не знаем. Вот эти аспекты про защиту от издевательств вряд ли тут уместны, они в тексте не рассматриваются.
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Неуверенность сковывала курсанта, делала бессильным против других учащихся, а, избавившись от неё, юноша стал чувствовать себя лучше. |
Коварный случай, деепричастный оборот в большинстве случаев отделяется от союзов запятыми, но тут союз А (с ним обычно такие фокусы и происходят) сливается с ним, нельзя убрать деепричастный оборот без нарушения смысла предложения. Ознакомьтесь с такими случаями:
Исключение составляют те случаи, когда деепричастный оборот (или одиночное деепричастие) стоит после противительного союза а (деепричастную конструкцию невозможно изъять из предложения или переставить в другое место без разрушения структуры предложения): Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал (М. Г.); Необходимо принять срочное решение, а приняв его, неукоснительно проводить в жизнь.
[URL=<a class="txttohtmllink" href="[url=http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=112#pp112]]http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=112#pp112]http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=112#pp...][/url]; Справочник Розенталя
Имея больше уверенности, он бы и добился больших успехов в карьере ЗПТ и, возможно, создал бы семью. |
Тут повторяющиеся союзы при однородных сказуемых, банальное правило, которое вы, конечно же, знаете, просто вас ввело в заблуждение вводное слово. Аккуратнее с обособленными членами, старайтесь мысленно убирать их, проверяя работу, чтобы не пропустить ошибок.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
автор противопоставляет друг другу душевные состояния главного героя при низкой и нормальной самооценке. |
Не могут противопоставляться друг другу душевные состояния.
Также вот что хотелось бы отметить. В данном случае более-менее корректно выглядит фраза о том, что автор противопоставляет, но предостерегаю вас от повсеместного ее использования. По сути, и примеры приводите, и связь анализируете именно вы, а не автор.
Имея больше уверенности, он бы и добился больших успехов в карьере и, возможно, создал бы семью. |
Частицу БЫ вы вынесли до союза, значит, повторение ее после второго однородного сказуемого неуместно. Недочет.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Марина, у вас отличная работа, пишете вы грамотно, письменная речь хорошо развита. Текст проанализирован верно, но старайтесь шире взглянуть на проблематику, попытайтесь формулировать проблему так, чтобы каждый элемент сочинения раскрывал ее, не «провисал». Не забывайте про тезис в своей аргументации. Если вы претендуете на максимальный балл, то советую быть аккуратнее со сложными синтаксическими конструкциями. Вы хорошо расставляете знаки, но вот такие случайные мелкие ошибки могут стоить драгоценных баллов.
Удачи!