Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Важно ли осознавать, чего ты хочешь от жизни?
-
Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь— (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
— (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
— (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
— (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
— (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
(27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
— (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
— (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
— (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
— (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
— (45)Как же это сделать?
— (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
— (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
— (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
— (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
— (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
— (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
(По И. А. Гончарову*)
* Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.
Автор приводит в качестве примера двух собеседников. Это, скорее всего, давние друзья. Между ними сложился диалог. Райский спрашивал Леонтия, как тот планирует жить. Леонтий отвечает, что будет жить так же, как и сейчас, и ничего менять не хочет. А живет он по героям книг. И берет у них пример. Этот эпизод свидетельствует о том, что Леонтий нашел свой собственный путь, пусть и книжный.
Кроме того, автор обращает внимание читателя на предположение Райского, что нужно жить по-другому. Он утверждает, что Леонтий ничем не занят, и пора бы ему об этом задуматься. Он предлагает «встряхивать спящие умы от застоя». То есть его жизненная цель – это движение, стремление к переменам. Здесь автор также показывает, что жизненный путь есть у человека, другой, но тоже собственный.
Оба примера , дополняя друг друга, доказывают, что важно осознавать, чего ты хочешь от жизни. Это нужно чтобы было к чему стремиться.
Автор открыто не высказывает свое отношение к жизненному пути, но мы чувствуем его симпатию к обоим друзьям. Они противоположности, но верны своим убеждениям.
Я разделяю позицию автора. Действительно, очень важно знать, чего ты хочешь от жизни. Для аргументации своей позиции приведу пример из произведения Тургенева «Отцы и дети». В нем один из главных героев – молодой человек по фамилии Базаров. Он очень отличался своими взглядами на жизнь. Он был нигилистом. Благодаря своим убеждениям он достиг высот в медицине и философии. Пример показывает, что важно знать, чего ты хочешь от жизни и придерживаться намеченных целей.
В заключение я хочу отметить, что цели могут меняться. И бояться этого не стоит. В разные периоды жизни цели будут разными. Главное – не изменять самому себе.
Здравствуйте, Сергей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Оба примера, дополняя друг друга, доказывают, что важно осознавать, чего ты хочешь от жизни. Это нужно чтобы было к чему стремиться. |
Взаимосвязь между примерами указана, но не проанализирована. Не указано, как именно один пример дополняет другой, дан только микровывод — роль примеров.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
ПВ Важно ли осознавать, чего ты хочешь от жизни? ПА Автор открыто не высказывает свое отношение к жизненному пути, но мы чувствуем его симпатию к обоим друзьям. Они противоположности, но верны своим убеждениям. |
Нет ответа на проблемный вопрос. Если даже автор не придерживается точки зрения того или иного персонажа, все равно в той или иной форме ответ должен быть дан.
Действительно, очень важно знать, чего ты хочешь от жизни. |
Далее у вас в своей позиции содержится опосредованно указание на позицию автора. То есть ответ: важно осознавать, что ты хочешь от жизни. Согласно методическим рекомендациям в этом случае советуют засчитывать ПА, но вы сильно рискуете.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Он очень отличался своими взглядами на жизнь. Он был нигилистом. Благодаря своим убеждениям он достиг высот в медицине и философии. |
Как эти убеждения помогли ему достичь высот к медицине и философии? Непонятно. Логический провал.
K6 - Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Он утверждает, что Леонтий ничем не занят, и пора бы ему об этом задуматься. |
Однородные придаточные, не нужна запятая.
Это нужно ЗПТ чтобы было к чему стремиться. |
Сложноподчиненное предложение
Пример показывает, что важно знать, чего ты хочешь от жизни ЗПТ и придерживаться намеченных целей. |
Закрывается придаточное предложение
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Райский спрашивал Леонтия, как тот планирует жить. Леонтий отвечает, что будет жить так же, как и сейчас, и ничего менять не хочет. |
Видо-временная несоотнесенность. Всегда описывайте события текста в прошедшем времени, чтобы случайно не допустить такую ошибку.
И берет у них пример. |
Брать с них пример — такое управление.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Несмотря на замечания, считаю возможным снять только один балл, так как многие ошибки не являются слишком грубыми.
Автор приводит в качестве примера двух собеседников. |
Строго говоря, автор никаких примеров не приводит. И собеседники в качестве примера тоже не выступают. Примеры приводят школьники, выполняя поставленную на экзамене задачу. Этот оборот считаю неудачным, иногда он уместен, но обычно школьники его используют некорректно. Не приводит к снижению баллов.
Между ними сложился диалог. |
Стилистически некорректная фраза, канцеляризм. Недочет.
А живет он по героям книг. |
Лексическая несочетаемость
Этот эпизод свидетельствует о том, что Леонтий нашел свой собственный путь, пусть и книжный. |
Книжный путь — странное выражение применительно к позиции Леонтия, его нельзя счесть корректным. Такое выражение можно было бы только в кавычках, как метафору воспринимать... Недочет.
То есть его жизненная цель – это движение, стремление к переменам. |
Движение и стремление — это процесс, а не цель. Это жизненное кредо, принципы. Цель — это конечная точка, к которое стремишься, движешься. Логико-речевая ошибка. Отмечаю как недочет.
Здесь автор также показывает, что жизненный путь есть у человека, другой, но тоже собственный. |
Мысль понятна, но выражена некорректно. Как может быть у человека чужой жизненный путь? Это невозможно. Он может жить чужим умом, ориентируясь на чуждые принципы, но в любом случае это его жизненный путь, и он есть всегда и у всех.
Автор открыто не высказывает свое отношение к жизненному пути, но мы чувствуем его симпатию к обоим друзьям. |
Некорректная фраза. Нельзя высказать отношение к какому-то абстрактному жизненному пути. Не высказывает отношения к жизненным позициям героев — примерно так.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Сергей, вы знаете структуру сочинения ЕГЭ и четко ей следуете. Этот текст не самый простой для анализа, в целом вы справились неплохо. Обратите внимание на смысловую связь, обязательно надо показывать разводку примеров, иначе будет незачет. В ПА все же отвечайте на проблемный вопрос, соотносите их во время написания сочинения. Ваш аргумент должен быть абсолютно прозрачен и понятен даже тем, кто не читал произведение вообще, учитывайте это. Уделите внимание речевому оформлению, пишете вы грамотно, но проскальзывают и пунктуационные, и грамматические ошибки. Тренируйтесь, у вас есть все шансы написать сочинение на высокий балл!