Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблемы жизни своим умом

  • Текст: М. Горький. О познании мира
    (1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
    (4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
    (10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
    — (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
    (15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
    — (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
    (20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
    — (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
    (30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
    — (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
    (34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
    (По М. Горькому*)
    * Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.

04.05.2023 23:28:38
Автор: Вера Портнова

Должен ли человек жить своим умом? Таким вопросом задаётся А. М. Горький в предложенном для анализа тексте.

Вначале автор рассказывает о странном студенте химике, которого все считают неприятным человеком, однако главный герой находит с ним общий язык. Однажды студент говорит, что не хочет "вбивать" свои "мнения" в чужой мозг, а также не желает, чтобы главный герой "думал похоже" на него, ведь "это совершенно не годится ему". Человек индивидуален, он не должен стараться стать похожим на другого, думать, как другой человек, иначе он потеряет себя.

Далее автор повествует о совете студента главному герою. Химик говорит о умных людях, которые считают, что человек знает только то, что думает по увиденному. Однако он наставляет: "Не верь! Ищи сам... ". Человек должен мыслить своим умом, опираться на свой опыт, а не сковывать себя чужими домыслами.

Таким образом, эти примеры, дополняя друг друга, помогают понять, что человеку нужно оставаться верным себе и изучать мир за счёт своих умозаключений.

А. М. Горький считает, что человек, живущий своим умом, становится свободным. С помощью неё, свободы ума, человек способен познать себя и постигнуть мир.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что свобода мысли помогает жить полноценно. Для обоснования своей позиции приведу пример из жизни моей сестры. Она не цепляется за предрассудки, ставит все суждения под сомнения, тем самым, ища для себя свою истину.

В заключение хочу сказать, что благодаря этому тексту, я поняла важность цитаты: "живи своим умом!".
Количество слов - 233

Здравствуйте, Вера!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Обратите внимание, что вопросы с ЛИ предполагают однозначный ответ, в них все очевидно. Лучше стараться формулировать именно проблемный вопрос, например: КАК должен человек познавать мир?

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 (не надо полагаться на чужое мнение, думать, как другие) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (надо мыслить своим умом) в сочинении указан, пояснен.

Я вычленила главные мысли ваших примеров:

1. не надо полагаться на чужое мнение, думать, как другие

наоборот, напротив

2. надо мыслить своим умом

Очевидно, что примеры противопоставлены. Вы некорректно проанализировали связь, у вас только общий вывод, примеры вы не сопоставили, потому и ошиблись в определении связи. Советую составлять краткий план, как сделала я, тогда связь примеров будет более очевидна. Если же и при выделении тезисов связь не прослеживается, значит, примеры подобраны или интерпретированы неудачно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Должен ли человек жить своим умом?
А. М. Горький считает, что человек, живущий своим умом, становится свободным. С помощью неё, свободы ума, человек способен познать себя и постигнуть мир.

Лучше, если ПА будет содержать прямой ответ на вопрос: А. М. Горький считает, что человек должен жить своим умом, только при этом условии он сможет стать свободным.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Она не цепляется за предрассудки

Что это значит, какое отношение имеет к проблеме?

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Однако он наставляет: "Не верь! Ищи сам... ".

Если прямая речь заканчивается многоточием, то точка после кавычек не ставится. Такие ошибки могут не учитываться в сочинениях, но все же имейте в виду правила оформление прямой речи.

Она не цепляется за предрассудки, ставит все суждения под сомнения, тем самым, ища для себя свою истину.

Это не вводное слово, наречное выражение, запятая не нужна.

В заключение хочу сказать, что благодаря этому тексту, я поняла важность цитаты: "живи своим умом!".

Если вы обособляете оборот с благодаря, то с двух сторон. В данном случае можно не ставить запятых.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Химик говорит о умных людях

Если последующее слово начинается с а, о, и, у, э, то употребляем предлог ОБ.

ставит все суждения под сомнения

Устойчивое выражение: ставить под сомнениЕ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Человек индивидуален, он не должен стараться стать похожим на другого, думать, как другой человек, иначе он потеряет себя.

Повторы. Вообще, в вашем небольшом сочинении 9 слов человек. Хоть это ключевое слово, все же от нескольких можно было бы избавиться.

Химик говорит о умных людях, которые считают, что человек знает только то, что думает по увиденному.

Не совсем точно процитировано, в таком виде получается ошибка. Что такое думать по увиденному?.. В тексте: что думаем по поводу видимого нами.

С помощью неё, свободы ума, человек способен познать себя и постигнуть мир.

Неудачная фраза. Тут местоимение вовсе не уместно. «С помощью свободы ума» — тоже выглядит некрасиво. Я бы предложила такую формулировку: Человек, обладающий свободомыслием, способен...

Она не цепляется за предрассудки, ставит все суждения под сомнения, тем самым, ища для себя свою истину.

Это хоть и существующая, но малоупотребительная форма деепричастия. Не ошибка, но советую правку: ...ставит все суждения под сомнение и ищет свою истину. Заодно избавимся от «тем самым», тоже не совсем удачное сочетание тут.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Вера, у вас хорошее, грамотное сочинение по очень сложному тексту. Я считаю, что вы хорошо справились. Главный совет: корректно анализируйте связь, обосновывайте способ связи (как именно примеры дополняют друг друга и т. д.), а не только пишите вывод. У нас же задача не только понять, что помогают ОБА примера, а показать, каким образом они взаимосвязаны. Пунктуацию проанализируйте, ошибки не очень грубые, но досадные.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку