Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Влияние войны на человека

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


04.05.2023 14:29:30

Как война влияет на человека? Эту проблему поднимает В.П. Катаев в своём тексте.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор рассказывает о Ване, оказавшемся в среде разведчиков и уже освоившем военную дисциплину. Несмотря на свой ранний возраст, он "привык видеть войну широко и разнообразно". Ползущие танки, перебегающая пехота, минёры – всё это картины, которые даже не каждый взрослый человек готов наблюдать, однако на войне все оказываются в одинаковых условиях. Таким образом, этим примером автор показывает, что война заставляет человека повзрослеть, навсегда попрощаться с детством.
Размышляя над проблемой, В.П. Катаев также упоминает историю Ковалёва, который в мирное время был обычным заведующим птицеводческой фермой, однако в первый же день войны записался добровольцем на фронт и впоследствии стал выдающимся наводчиком. Обладая "добродушной, сугубо гражданской внешностью", не имея никакого боевого опыта, герой взял в руки оружие и отправился защищать Родину. И это уже был не тот простой заведующий: "В минуту опасности он преображался. В нём загорался холодный огонь ярости. Он не отступал ни на шаг". Таким образом, мы видим, что война по-новому раскрывает человека, заставляя его проявлять героизм и мужество, забыть про прежнее добродушие и смело встретиться лицом к лицу с врагом.
Эти примеры, дополняя друг друга, доказывают, что на войне невозможно остаться тем же человеком, которым был раньше. Она полностью меняет мировоззрение людей, которые каждый день вынуждены бороться за свою жизнь.
Позиция автора ясна. В.П. Катаев убеждён, что война значительным образом влияет на человека, который, столкнувшись со всем её ужасами, открывает в себе новые черты и способности.
Я полностью согласна с писателем. Так, например, в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" главный герой, до войны бывший обыкновенным рабочим, каких можно встретить тысячи, попав на фронт, пробудил в себе несомненное мужество, готовность пожертвовать своей жизнью во имя Родины. Когда Андрей Соколов, сбежав из плена, рисковал собой, пытаясь достать важные вражеские документы, он уже не был тем ничем не примечательным рабочим. Он стал настоящим героем, храбрым и бесконечно преданным своему Отечеству.
Таким образом, можно прийти к выводу, что война никого не обходит стороной, оставляя след на душе каждого, кто стал её невольным свидетелем.
Количество слов - 342

Здравствуйте, Ольга!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Эти примеры, дополняя друг друга, доказывают, что на войне невозможно остаться тем же человеком, которым был раньше. Она полностью меняет мировоззрение людей, которые каждый день вынуждены бороться за свою жизнь.

Совет: усильте анализ связи. Вы делаете общий вывод, подкрепите его разводкой примеров:

...на войне невозможно остаться тем же человеком, каким был раньше: молодежь быстро взрослеет, люди вынуждены оставить мирные профессии и браться за оружие — ежедневная борьба за жизнь полностью меняет мировоззрение.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие и пример, нет тезиса. В этом пункте вы аргументируете свой тезис, а не позицию автора, доказательству которой посвящен комментарий. Структура своей позиции: согласие + тезис + аргумент. Согласно критериям, по К4 балл остается, но снижается по К5.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К4.

Таким образом, можно прийти к выводу, что война никого не обходит стороной, оставляя след на душе каждого, кто стал её невольным свидетелем.

Не только свидетелем, но и участником

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Таким образом, можно прийти к выводу, что война никого не обходит стороной, оставляя след на душе каждого, кто стал её невольным свидетелем.

след В душе

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Несмотря на свой ранний возраст,

Лексическая несочетаемость: возраст молодой, юный

В.П. Катаев убеждён, что война значительным образом влияет на человека, который, столкнувшись со всем её ужасами, открывает в себе новые черты и способности.

Лучше без образа: существенно, сильно

пробудил в себе несомненное мужество, готовность пожертвовать своей жизнью во имя Родины.

Некорректно: проявил несомненное мужество, готовность...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ольга, у вас хорошее, грамотное сочинение. Не забывайте про свой тезис и будьте аккуратнее в формулировках. И тогда у вас есть все шансы получить максимум баллов.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку