Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема угасания русской деревни.

  • Текст: В. И. Белов. О родине
    (1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. (4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно...
    (5)Старый наш дом заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
    (7)Смешное детство! (8)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (9)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
    (10)И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (11)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (12)И над бором висит в синеве солнце. (13)Не солнце — Ярило. (14)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (15)Под елями — древний запах папоротника. (16)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (17)Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.
    (18)Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (19)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
    (20)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
    (21)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (22)Но будет ли предел тишине!
    (23)Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. (24)И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (25)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам...
    (26)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (27)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (28)Может быть, так оно и надо? (29)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города... (30)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
    (По В. Белову*)
    * Василий Иванович Белов (1932−2012) — русский писатель, поэт и сценарист.
04.05.2023 03:02:48
Автор: Никита Гончаров

Василий Белов поэтически описывает свои переживания от посещения места,
где он вырос. Ближе к концу текста автор  начинает рассуждать о судьбе его малой родины. Белов задается вопросом: "Каковы причины угасания русской деревни, и как мы
должны к этому относиться?"

В тексте приведено несколько примеров, чтобы раскрыть  суть проблемы. В одном из примеров автор говорит о своем личном опыте. Сначала Белов описывает дом, где он жил в детстве. По его словам, дом уже заколочен, то есть там никто уже не живет. Далее автор вспоминает свою юность и рассказывает, как он покинул родную деревню, находясь в уверенности, что никогда туда не вернется. Получается, что Белов своим уходом из дома внес вклад в процесс исчезновения русской деревни.

В другом примере автор уже прямо описывает последствия тренда на урбанизацию.
Он замечает, как изменился ландшафт на его родной земле: "Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы" и  сразу дает объяснение увиденному: "Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города..." Таким образом, автор пытается обратить внимание читателя на феномен того,  как миграция из русских деревень в город ведет к их вымиранию.
Для этого он приводит в пример свою личную историю и описывает масштабные изменения на территории его малой родины.

Как же автор относится к изменениям, которые претерпевает русская деревня ?
С одной стороны, он прямо говорит, что может быть так оно и надо, ведь взамен деревень появляются города. C другой стороны, можно заметить, как Белов передает свою горечь от наблюдаемого явления с помощью олицетворения: "И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья..". В любом случае, автор выражает глубокую любовь к родной земле и склоняет читателя быть неравнодушным к судьбе русской деревни.

Я солидарен с позицией автора и могу привести свой личный пример.
Летом вместе с ботаническим кружком при МГУ я ездил в одну из деревень
Архангельской области. Однажды, мы зашли в одно из поселений, и я наблюдал довольно мрачную картину: множество заброшенных потемневших домов с разбитыми стеклами и
практически полное отсутствие местного населения. Местные сказали, что поселение
вымирает не только из-за миграции в города, но и из-за эпидемии алкоголизма.
Для меня вымирание деревень, безусловно, отрицательное явление по ряду причин.
Во-первых, те, кто все же остается в деревне, часто спиваются и умирают.
Это большое человеческое горе. Во-вторых, с уходом деревни исчезает и
богатая деревенская культура. Исчезают местные говоры, деревенский фольклор и
уникальные особенности деревенского быта. В заключение хочу сказать, что не оставляю надежду на то,  что в будущем может появиться возможность благоустроить деревни так, чтобы люди предпочитали жить в них дальше, а не уезжали.
Количество слов - 431

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Получается, что Белов своим уходом из дома внес вклад в процесс исчезновения русской деревни.

Довольно оригинальный вывод... Полагаю, с мыслями автора он не соотносится.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Указания на способ связи и анализа связи нет. В ПА вы описали две стороны явления, но они не соотносятся с примерами. У вас должна быть четко различимая часть с анализом связи примеров: как именно они соотносятся друг с другом.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Как же автор относится к изменениям, которые претерпевает русская деревня ?
С одной стороны, он прямо говорит, что может быть так оно и надо, ведь взамен деревень появляются города. C другой стороны, можно заметить, как Белов передает свою горечь от наблюдаемого явления с помощью олицетворения: "И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья..". В любом случае, автор выражает глубокую любовь к родной земле и склоняет читателя быть неравнодушным к судьбе русской деревни.

Как я поняла, это позиция автора. То, что вы написали «с одной стороны», не находит отражения в примерах. Вы ранее не говорите об этом. Тем не менее позиция автора в целом соответствует проблемному вопросу и может быть зачтена. Но минус балл за логику.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие и пример, тезис отсутствует. Вы должны привести суждение, которое будете обосновывать. Это не позиция автора (обоснование позиции автора — в комментарии), а ваш личный тезис. Согласно критериям, балл ставится, но снижаются баллы по К5.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

См. К2, К3.

В тексте приведено несколько примеров, чтобы раскрыть  суть проблемы. В одном из примеров автор говорит о своем личном опыте.

Автор во ВСЕМ тексте говорит о своем личном опыте.

В заключение хочу сказать, что не оставляю надежду на то,  что в будущем может появиться возможность благоустроить деревни так, чтобы люди предпочитали жить в них дальше, а не уезжали.

Логичнее было оформить в отдельный абзац

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Белов задается вопросом: аковы причины угасания русской деревни, и как мы должны к этому относиться?"

Не ставятся кавычки в этом случае, это не прямая речь. И маленькая буква. Два вопросительных предложения, соединенных союзом И, запятой не разделяются.

Он замечает, как изменился ландшафт на его родной земле: "Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы" ЗПТ и  сразу дает объяснение увиденному: "Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города..."

Все, что выделено, — это придаточное предложение, нужна запятая. Не стройте такие сложные предложения с цитатами, большой риск ошибки.

С одной стороны, он прямо говорит, что ЗПТ может быть ЗПТ так оно и надо, ведь взамен деревень появляются города.

Вводное сочетание

В любом случае, автор выражает глубокую любовь к родной земле и склоняет читателя быть неравнодушным к судьбе русской деревни.

Наречное выражение, запятая не нужна. И лучше было бы это сочетание вовсе опустить.

Однажды, мы зашли в одно из поселений

Необособленное обстоятельство

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Он замечает, как изменился ландшафт на его родной земле

Ландшафт чего? — без предлога.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Он замечает, как изменился ландшафт на его родной земле

Неверный выбор слова. Ландшафт не синоним природы. Ландшафт — часть земной поверхности, для которой характерно определенное сочетание рельефа, климата, почв, растительного и животного мира и т. п.

склоняет читателя быть неравнодушным к судьбе русской деревни.

Лучше: призывает. Недочет.

Однажды, мы зашли в одно из поселений, и я наблюдал довольно мрачную картину: множество заброшенных потемневших домов с разбитыми стеклами и практически полное отсутствие местного населения. Местные сказали, что поселение вымирает не только из-за миграции в города, но и из-за эпидемии алкоголизма.

Местные — повтор слов

Алкоголизм, по сути, не эпидемия, так можно только метафорически выразиться... Лучше избегать таких выражений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Никита, обратите внимание на анализ связи. Убедитесь, что вы имеете точное представление, что это такое и какова его структура. Все части сочинения должны соотноситься друг с другом, в позиции автора не должны высказываться какие-то суждения, которых раньше не было. Поработайте над пунктуацией, проанализируйте ошибки и старайтесь строить только такие конструкции, в пунктуации которых вы уверены.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку