Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема восприятия человеком самого себя

  • Текст: Е. М. Богат. О чувствах
    (1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
    (4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
    (6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
    — (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
    (10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
    (11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
    — (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
    (13)Я поблагодарил, обещал быть.
    — (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
    (15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
    (19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
    (20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
    — (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
    (26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
    — (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
    (28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
    — (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
    — (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
    (31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
    (33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
    (36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

23.04.2023 20:22:19

   От чего зависит внутреннее восприятие человеком самого себя? Именно этот вопрос находится в центре внимания Е.М. Богата.
   Рассуждая над этой проблемой, автор обращает внимание на свое недоумение, когда к нему в кабинет пришла старая, седая женщина: «Добрый день. Я - бестужевка. - И назвала себя: - Амалия Эттингер». Она звала его на вечер воспоминаний. Писатель был удивлен, потому что, несмотря на почтенный возраст, Амалия назвала себя по имени и фамилии, как принято  только у молодых девушек, а также образ «бестужевки» никак не соответствовал тому, что автор себе представлял. По его мнению, девушки, окончившие женские курсы, всегда должны были оставаться юными. Таким образом, Богат показывает несоответствие между своим представлением «бестужевки» и старой женщиной, окончившей Высшие курсы.
   Однако автор, пришедший на вечер, вдруг осознал, что «чувства не стареют». Он увидел женщину, которая стояла со старыми листками и зачитывала свой дневник, написанный в то время, когда она была еще студенткой: «И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире - чувства. И чувства - самая юная, единственно юная вещь в мире». Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что возраст – это всего лишь цифра. Женщины, погружаясь в атмосферу прошлого, вновь чувствуют себя молодыми.
   Эти примеры можно противопоставить. Они показывают, что человек, вопреки предрассудкам, может ощущать себя молодо и в старом возрасте.
   Автор считает, что восприятие человеком самого себя может зависеть от его чувств и ощущений. Сложно не согласиться с писателем. Действительно, многое зависит не столько от физических характеристик или способностей, сколько от того, как мы сами воспринимаем самих себя или ситуацию. Например, в книге Энди Вейера «Марсианин», главный герой по случайности остался один на Марсе. Не имея достаточного запаса провизии, ему помогает дневник, в который он записывал все, что с ним происходит, в шуточной форме. Чувство юмора и позитивный взгляд на ситуацию помогли ему прожить несколько лет в ожидании помощи.
   В заключение хотелось бы сказать, что от нас зависит, какие чувства испытывать - гнев или радость, ненависть или любовь.
Количество слов - 325

Здравствуйте, Noboru!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно. См. К10.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 (образ пожилой бестужевки не соответствовал тому, что представлял автор) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (пожилые женщины были молоды душой) в сочинении указан, пояснен.

Эти примеры можно противопоставить. Они показывают, что человек, вопреки предрассудкам, может ощущать себя молодо и в старом возрасте.

Предлог вопреки, так же как союз несмотря на то что, указывает на уступительную связь. Маркеры противопоставления — союзы НО, ОДНАКО.

С большой натяжкой оставляю балл, снимаю логику.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

См. К2.

В заключение хотелось бы сказать, что от нас зависит, какие чувства испытывать - гнев или радость, ненависть или любовь.

Вывод не соответствует проблематике. Вы говорите о проблеме старения. А в выводе самоощущение рассматривается более широко, вне зависимости от возраста... Риск снятия балла.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

Автор считает, что восприятие человеком самого себя может зависеть от его чувств и ощущений. Сложно не согласиться с писателем. Действительно, многое зависит не столько от физических характеристик или способностей, сколько от того, как мы сами воспринимаем самих себя или ситуацию.

Однообразие речевых конструкций

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Например, в книге Энди Вейера «Марсианин», главный герой по случайности остался один на Марсе.

Необособленное обстоятельство

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Рассуждая над этой проблемой

Рассуждать О / размышлять О, НАД

Не имея достаточного запаса провизии, ему помогает дневник, в который он записывал все, что с ним происходит, в шуточной форме.

Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

От чего зависит внутреннее восприятие человеком самого себя?

Плеоназм, в данном случае «внутреннее» и означает «самого себя».

автор обращает внимание на свое недоумение

Обращать внимание — все же на что-то внешнее, тут уместно: рассказывает о своем недоумении

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Noboru, сочинение хорошее, но советую вам внимательнее подойти к комментарию и четко сопоставлять примеры. Обратите внимание на грамматические ошибки, вы неплохо владеете письменной речью, этих ошибок вполне можно избежать.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку