Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Стареют ли человеческие чувства?

  • Текст: Е. М. Богат. О чувствах
    (1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
    (4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
    (6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
    — (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
    (10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
    (11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
    — (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
    (13)Я поблагодарил, обещал быть.
    — (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
    (15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
    (19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
    (20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
    — (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
    (26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
    — (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
    (28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
    — (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
    — (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
    (31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
    (33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
    (36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

21.04.2023 00:15:13
Автор: Камиля Нургалиева

Стареют ли человеческие чувства? Именно этот вопрос находится в центре внимания Евгения Михайловича Богата.

Размышляя над этой проблемой, автор обращает внимание на то, какие чувства испытал рассказчик после того, как ему представилась бестужевка Амалия Эттингер: “То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки”. Так Богат подчеркивает, что рассказчик убежден в том, что бестужевки представляют из себя юных девушек. Героя удивляет, что женщина в преклонном возрасте может представлять себя в качестве бестужевки и не стыдиться своего возраста. Далее Богат показывает, как изменилось восприятие рассказчика после посещения чаепития в Доме культуры: “И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен”. Автор показывает, что эти старые женщины способны испытывать те же чувства, что и молодые люди, “три тысячи лет” могут сопереживать, улыбаться и шутить. С возрастом они не утратили способности чувствовать. Изменился их внешний облик, однако их внутренний мир продолжает жить. Таким образом, оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять, что чувства не поддаются старению, люди способны испытывать их в любом возрасте.

Автор считает, что человеческие чувства не подвластны времени. Это чувство вечно живет в людях и не поддается старению.

Я согласна с мнением Евгения Михайловича Богата и считаю, что даже в преклонном возрасте человек не перестает вести активный образ жизни и испытывать чувства. Для подтверждения своей точки зрения приведу пример из литературы. В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого “Война и мир” старый князь Николай Болконский, являясь пожилым мужчиной, не перестает работать. Он является трудолюбивым человеком, имеет свои увлечения, не прекращает интересоваться событиями, происходящими в мире. Возраст не мешает князю вести активный образ жизни. Пример князя Николая Болконского свидетельствует о том, что человек в старости не теряет интереса к жизни.

В заключение хотелось бы сделать вывод, что чувства живут в каждом из нас независимо от возраста человека.
Количество слов - 390

Здравствуйте, Камиля!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Таким образом, оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять, что чувства не поддаются старению, люди способны испытывать их в любом возрасте.

Во-первых, сделан только вывод, анализа связи как такового нет. Во-вторых, я не вижу противопоставленных примеров. 1. Бестужевка представляется, как юная девушка, чем удивляет рассказчика. 2. Рассказчик убеждается, что бестужевки действительно в душе молоды. Второй пример скорее подтверждает первый...

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Автор считает, что человеческие чувства не подвластны времени. Это чувство вечно живет в людях и не поддается старению.

Какое это чувство? Из вашего рассказа неясно.

Таким образом, оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять, что чувства не поддаются старению, люди способны испытывать их в любом возрасте.

Автор считает, что человеческие чувства не подвластны времени. Это чувство вечно живет в людях и не поддается старению.

Два раза подряд сказано практически одно и то же.

В заключение хотелось бы сделать вывод, что чувства живут в каждом из нас независимо от возраста человека.

В выводе вы еще раз повторили то же самое.

Я согласна с мнением Евгения Михайловича Богата и считаю, что даже в преклонном возрасте человек не перестает вести активный образ жизни и испытывать чувства.

Вы утверждаете это однозначно, на самом деле в преклонном возрасте человек может вести активный образ жизни. Но довольно часто этого не делает.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Так Богат подчеркивает, что рассказчик убежден в том, что бестужевки представляют из себя юных девушек.

представляют из себя — о чем тут речь: о том, что люди воображают о себе, или как они представляются?.. Фраза в любом случае некорректная. В вашем случае корректно: в душе были юными / были молоды душой.

Героя удивляет, что женщина в преклонном возрасте может представлять себя в качестве бестужевки и не стыдиться своего возраста.

представлять себя — это о воображении! Но при чем тут в качестве?.. Женщина не может представлять себя бестужевкой, так как является ею! Советую вам посмотреть в интернете, как употребляется глагол представлять и как он сочетается с возвратным местоимением.

Изменился их внешний облик, однако их внутренний мир продолжает жить.

Как может жить внутренний мир?.. Может ли умереть внутренний мир с возрастом?.. Некорректная фраза.

В заключение хотелось бы сделать вывод, что чувства живут в каждом из нас независимо от возраста человека.

Чувства живут в каждом из нас — сомнительная фраза. Человека следовало опустить.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Камиля, сочинение очень неплохое, но хочу обратить ваше внимание на то, что вы приводите слишком большие цитаты. В этом нет никакой необходимости. Неоправданно большие цитаты могут повлиять на баллы. Вы уверенно владеете письменной речью, но все же несколько ошибок допустили, их достаточно для обнуления баллов... Вы неправильно употребляете сочетание с глаголом представлять и говорите о чувствах и внутреннем мире как о... существах, поэтому они у вас живут. К анализу связи подойдите более внимательно. Выделите главные мысли каждого примера — одно предложение, как это сделала я. Соедините эти предложения в одно с помощью какого-то средства связи. Если это противопоставление, то вставляться должно НО или ОДНАКО. У других способов связи другие маркеры: КРОМЕ ТОГО (для дополнения), ПОТОМУ ЧТО (для причины), ДЕЙСТВИТЕЛЬНО (для подтверждения) и т. д.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку