Запомни!
Проблема сохранения оптимизма на войне
-
Текст: М. А. Шолохов. О войне(1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
— (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
— (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
— (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
(18)Николай досадливо поморщился, сказал:
— (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
(33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
— (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
(38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
— (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
— (42)Слушай, иди ты к черту!
— (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
(46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
— (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
— (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
— (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
(По М. Шолохову*)
* Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
Приглашая читателя к размышлению над этим вопросом, автор описывает диалог между двумя бойцами. Их полк потерпел поражение от фашистов и вынужден отступать. Первый солдат видит в этом только плохое, он убеждён, что “произошла катастрофа”, и “скоро уже Дон, а потом Сталинград”. Эти слова показывают, как настроен боец: он потерял стремление к победе, опустил руки. Второй солдат смотрит на случившиеся иначе. Он видит красоту природы и очарование “докторши”, уверен, что их битва была проиграна из-за того, что “воевать … не научились”. Боец не только сохранил оптимизм, но и вынес из произошедшего уроки.
Далее мы видим рассуждения Лопахина – солдата, который не пал духом. Он убеждён в том, что “Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем!”. Лопахин, в отличие от Николая, не видит в отступлении глобального поражения. Несмотря на проигранный бой, мы продолжаем видеть в нём настоящего бойца. Это происходит именно потому, что Лопахин не перестаёт верить в победу и не опускает руки.
Сравним приведённые выше примеры. Очевидно, что солдат, сохранивший оптимизм, является более серьёзной угрозой для врага, чем боец, опустивший руки и смирившийся с поражением.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что прозаик явно симпатизирует Лопахину. Шолохов считает, что сохранение оптимизма и веры в победу даёт солдату силы и боевой опыт.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, боец, не настроенный на победу, не представляет никакой угрозы своему врагу. Вспомним роман Б.Васильева “В списках не значился”. Главный герой этого произведения, потеряв всех своих боевых товарищей, долгое время продолжал вести бой в одиночку. Именно благодаря вере в победу, даже один солдат способен на многое.
Подводя итог, можно сказать, что сохранение оптимизма бойцов – важнейшая составляющая победы всей армии. Именно благодаря этому нынешние ветераны Второй мировой войны смогли не только прогнать немцев с русской земли, но и освободить все захваченные страны, водрузив знамя победы над Рейхстагом.
Здравствуйте, Кирилл!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Если посмотреть на композицию сочинения и абзацное членение, то получается так:
Пример 1 (один солдат упал духом, второй сохраняет оптимизм)
Пример 2 (второй солдат сохраняет оптимизм)
И тогда второй пример дублирует половину первого! На самом деле два примера в тексте есть, ясно, что вы сравниваете двух солдат. Но логичнее было бы в первом абзаце рассказать о Николае, а во второй — о Лопахине. Это приводит к снижению балла за логику.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Далее мы видим рассуждения Лопахина – солдата, который не пал духом. |
Вы только во втором абзаце называете героев, в первом они безымянные. Почему?.. Логичнее было сразу же их представить.
Лопахин, в отличие от Николая, не видит в отступлении глобального поражения. |
А вот Николай вообще не представлен читателю...
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
Вы слишком часто повторяете однотипные выражения:
он потерял стремление к победе, опустил руки. не перестаёт верить в победу и не опускает руки. солдат, сохранивший оптимизм, является более серьёзной угрозой для врага, чем боец, опустивший руки и смирившийся с поражением. Боец не только сохранил оптимизм сохранение оптимизма и веры в победу является более серьёзной угрозой для врага не представляет никакой угрозы своему врагу |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Второй солдат смотрит на случившиеся иначе. |
случившееся
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Первый солдат видит в этом только плохое, он убеждён, что “произошла катастрофа”, и “скоро уже Дон, а потом Сталинград”. |
Однородные придаточные
Он убеждён в том, что “Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем!”. |
Если цитата встраивается в текст, то пишется с маленькой буквы.
Именно благодаря вере в победу, даже один солдат способен на многое. |
Обороты с благодаря в начале и в конце предложения обычно не обособляются. В школьном сочинении не учитывается.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
не представляет никакой угрозы своему врагу. |
лучше: для своего врага
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Кирилл, у вас грамотное сочинение, начало стройное, вы хорошо описали ситуацию, однако немного хромает логика. Героев называйте сразу же, как о них зашла речь, четко выстраивайте примеры, лучше всего строго по абзацам. Старайтесь не повторять часто одинаковые выражения и последите за пунктуацией.
Удачи на ЕГЭ!