Запомни!
Какова роль цветов в жизни человека?
-
Текст: Б. П. Екимов. О красоте(1)Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава. (2)То ли сил стало меньше от неё отбиваться, а скорее — охоты: растёт... и пускай растёт. (З)Места много. (4)И огород затравел. (5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.
(9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.
(12)В соседнем дворе доживает век старая Миколавна. (13)По дому еле ползает, во двор не выходит, лишь на крылечке сидит порой. (14)Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: «Возле порожков посадите мне георгину». (15)Её слушаются, сажают. (16)Цветёт георгиновый куст. (17)Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами.
(18)Через улицу, напротив, живёт старая Гордеевна. (19)У неё одышка, больное сердце. (20)Ей нагибаться никак нельзя. (21)Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки». (22)«Это наш цветок, хуторской... — объясняет она. — (23)Я его люблю...»
(24)Сосед Юрий. (25)Человек нездоровый, больной. (26)Какой с него спрос! (27)Но в летнюю пору расцветает посреди вконец запущенного двора могучий куст розовых пионов. (28) «Мама посадила... — объясняет он. — (29)Я поливаю». (30)Мама его давным-давно умерла. (31)А этот цветочный куст — словно привет далёкий.
(32)У тётки Лиды земли возле дома немного. (33)«В ладошку... — жалуется она. — (34)А надо и картошку, и свёклу, и помидоры, того и другого посадить. (35)А земли — в ладошку». (36)Но анютины глазки цветут возле дома, золотятся «царские кудри». (37)Без этого нельзя.
(38)У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает. (39)У них на подворье с математической точностью рассчитан каждый миллиметр. (40)Приходится исхитряться. (41)После картошки успевает ещё и капуста созреть до морозов. (42)Убрали лук, поздние помидоры растут. (43)Но и у них — пара кустов «зорьки», несколько георгинов, «солнышко» стелется и цветёт.
(44)Там, где хозяева молодые, в силах, там — розы, там — лилии, там много всего во дворах, в палисадах.
(45)А ведь с цветами — столько забот. (46)Сами собой они не вырастут. (47)Посади, гляди за ними, рыхли, пропалывай, коровяком подкорми. (48)А попробуй не полей хотя бы день при нашей жаре! (49)Тут же засохнут. (50)Не то что цвета, листьев не увидишь. (51)Цветы вырастить — труд немалый. (52)Но радости больше.
(53)Августовское раннее утро. (54)3автрак на воле. (55)Солнце за спиной. (56)Перед глазами — цветы. (57)Сколько их... (58)Десятки, сотни, тысячи... (59)Алые, синие, лазоревые, золотисто-медовые... (60)Все на меня глядят. (61)А если вернее, через плечо моё, на утреннее встающее солнце. (б2)Светит перед глазами желтизна и бель, нежная васильковая голубизна, зелень, алость, небесная синь. (63)Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы.
(64)Летнее утро. (65)Впереди — долгий день...
(66)Порою, когда начинают о людях худое говорить: мол, народ пошёл никудышный, изленился... — при таких разговорах я всегда вспоминаю о цветах. (67)Они есть в каждом дворе. (68)3начит, не так уж всё плохо. (69)Потому что цветок — это ведь не просто поглядел да понюхал... (70)Скажите, шепните женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах.
(По Б. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.
Размышляя над проблемой, Б.П. Екимов отмечает, что для каждого из жителей его поселения цветы играют определенную роль. Так, например, для соседа Юрия, старого и больного человека, эти растения «словно привет далёкий», ведь мама, посадившая их, «давным-давно умерла». Эти слова говорят о том, что цветы - это не просто растения. Для некоторых людей они могут быть символом памяти о чём-то важном и ценном.
Также русский публицист подчёркивает, что если шепнуть «женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...»», то «счастье плеснётся в её глазах». Эти строки доказывают, что цветы могут внести в жизнь человека радость и стать поводом чьей-то искренней улыбки.
Оба примера находятся во взаимосвязи. В первом аргументе говорится о том, что цветы являются символом чего-то особенно дорогого для человека, а во втором - как эти растения способны сделать человека счастливым. Анализ обоих примеров помогает разобраться в позиции автора.
Б.П. Екимов убеждён, что цветы играют важную роль в жизни человека, поскольку они могут хранить память о чём-то ценном для каждого из нас, а также способны подарить радость.
Трудно не согласиться с позицией автора, я тоже считаю, что эти растения играют особую роль в жизни каждого из нас. В качестве примера хотела бы привести произведение А. Платонова «Юшка». В нём главный герой, идя через поле, наслаждался запахом цветов. Их аромат приносил Юшке умиротворение и положительные эмоции, а также позволял на какое-то время забыть о болезни и жизненных трудностях.
Таким образом, мы приходим к выводу, что цветы - это не просто растения. Они могут являться напоминанием о каком-то событии, а также источником счастья и улыбки.
Здравствуйте, Диана!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Оба примера находятся во взаимосвязи. В первом аргументе говорится о том, что цветы являются символом чего-то особенно дорогого для человека, а во втором - как эти растения способны сделать человека счастливым. Анализ обоих примеров помогает разобраться в позиции автора. |
Интересный подход к анализу связи :) Слов достаточно много, но анализа как такового нет. Вы просто перечислили содержание примеров, а связь не показали и не объяснили. Балл ставлю с натяжкой.
Можно было так:
Дополняющие (указание на связь) друг друга примеры помогают понять роль цветов в нашей жизни (роль связи): эти растения служат (общие слова для примеров) источником радости и счастья (пример 1), а иногда (связка) напоминанием о дорогом человеке (пример 2).
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Б.П. Екимов убеждён, что цветы играют важную роль в жизни человека, поскольку они могут хранить память о чём-то ценном для каждого из нас, а также способны подарить радость. |
Позиция автора дублирует анализ смысловой связи. Это логический недочет. Сохраняю балл по К3, но снижаю по К5.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Также русский публицист подчёркивает |
Не стоит начинать абзац со слов также, поэтому, например, ведь и т.д. Это может быть зачтено за логическую ошибку.
Они могут являться напоминанием о каком-то событии, а также источником счастья и улыбки. |
Вывод также дублирует ПА и анализ смысловой связи.
K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла
Также русский публицист подчёркивает, что если шепнуть «женщине ли, девушке: «Цвет ты мой лазоревый...»», то «счастье плеснётся в её глазах». |
Это не ошибка, но обратите внимание, что такие «цитаты внутри цитат», да еще разорванные, очень плохо читаются... Постарайтесь избегать такого.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Эти строки доказывают, что цветы могут внести в жизнь человека радость и стать поводом чьей-то искренней улыбки. |
поводом для чего? — нужен предлог
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Диана, у вас грамотная и аккуратная работа. Все лаконично, но согласно требованиям. Анализ связи — традиционно самая сложная часть сочинения, особенно если это дополнение. Но все же постарайтесь анализировать именно связь: как именно примеры дополняют друг друга, что в них дополняющего... Еще одна ваша проблема — дублирование мыслей. Да, вы хорошо владеете речью и умеете перефразировать, но все равно очевидно, что сказано три раза одно и то же. Можно было в позиции автора уже не разводить примеры, а обобщить их, например: цветы играют важную роль, они способны влиять на настроение и эмоции человека или они оставляют приятное ощущение на душе. И в выводе можно было не дублировать ничего. Подумайте об этом :)
Но вы на верном пути, удачи на ЕГЭ!