ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль книги

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

14.03.2023 20:52:50
Автор: Вера Портнова

Способны ли книги повлиять на жизнь человека? Именно этот вопрос находится в центре внимания И. А. Гончарова в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, писатель повествует о размышлениях Райского, который убеждён, что в книгах нет смысла. Он считает, что "старые книги сделали своё дело" и теперь в них нет необходимости. Для него в современном мире "люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство". А Козлову, который другого мнения, Райский отвечает: "А он в книгу глядит, а не в жизнь!". Поэтому литературные произведения для него "отжившая жизнь". Благодаря этому примеру, мы видим, как герой не видит какого-либо смысла в чтении книг, а значит и никакого влияния на него они не оказывают.

Далее А. Гончаров приводит противоположный пример - Леонтия Козлова. Который считает, что "Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!". Всё его убеждения сводятся к их важности, ведь там "позади" описано всё наше прошлое. По его мнению важно изучать жизнь предков, поэтому он говорит: "Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай". Таким образом, в жизни Леонтия имеют больше значение книги, в них он видит прогресс будущего. А тех людей, кто не читает и не изучает произведения считает "отжившими людьми".

Оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять важность чтения литературных произведений, и как они способны повлиять на мировоззрение героя.

Авторская позиция ясна: писатель считает, что книга не только влияет на человека, но и меняет его мышление, помогает ускорить прогресс развития общества.

Я согласна с мнением И. А. Гончарова и тоже считаю, что чтение книг способствует внутреннему развитию человека и оказывается большое влияние на него. Для доказательства приведу пример из жизни. Моя подруга Наташа всегда была замкнутый ребёнком, мало говорила, не любила привлекать к себе внимание. Но однажды ей на день рождение подарили книгу "пять путей к успеху". После её прочтения Машу практически было не узнать. Она стала раскрепощённой, дружелюбной и уверенной в себе девушкой.

Таким образом, чем больше человек читает книг, тем скорее он становится образованной и нравственно-духовной личностью.
Количество слов - 345

Здравствуйте, Вера!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять важность чтения литературных произведений, и как они способны повлиять на мировоззрение героя.

Не выполнен анализ связи. Есть только указание на связи и общий вывод. Самого анализа противопоставления (что и как противопоставлено) нет.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Авторская позиция ясна: писатель считает, что книга не только влияет на человека, но и меняет его мышление, помогает ускорить прогресс развития общества.

Вы сочли, что автор на стороне Козлова, возможно... но выглядит это не очень убедительно: «...я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя»; «...я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!» Это прогрессивный человек?.. Райский точно выходит из этого спора проигравшим?..

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять важность чтения литературных произведений, и как они способны повлиять на мировоззрение героя.

Какого героя?.. Если вы говорите обобщенно, то уместнее человека.

Авторская позиция ясна: писатель считает, что книга не только влияет на человека, но и меняет его мышление, помогает ускорить прогресс развития общества.

Обратите внимание, что в выделенной фразе неуместно разносить части: влияет на человека = меняет мышление, это взаимосвязанные вещи, разделять их союзом не только... но и нелогично.

Моя подруга Наташа всегда была замкнутый ребёнком, мало говорила, не любила привлекать к себе внимание. Но однажды ей на день рождение подарили книгу "пять путей к успеху". После её прочтения Машу практически было не узнать.

Так Наташу или Машу?

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Но однажды ей на день рождение подарили книгу "пять путей к успеху".

Сочту за опечатку.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

А Козлову, который другого мнения, Райский отвечает: "А он в книгу глядит, а не в жизнь!".

Точка не ставится, если прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаками.

Поэтому литературные произведения для него ТИРЕ "отжившая жизнь".

Подлежащее и сказуемое, выраженные существительными в Им. п.

Благодаря этому примеру, мы видим, как герой не видит какого-либо смысла в чтении книг, а значит ЗПТ и никакого влияния на него они не оказывают.

Короткие обороты с предлогом благодаря в начале и конце предложения не обособляются. Эта ошибка не засчитывается.

После а значит всегда ставится запятая, вводная конструкция.

Который считает, что "Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!".

Если цитата встраивается в предложение, она пишется с маленькой буквы.

Всё его убеждения сводятся к их важности, ведь там ЗПТ "позади" ЗПТ описано всё наше прошлое.  

Уточнение.

По его мнению ЗПТ важно изучать жизнь предков, поэтому он говорит...

Вводное сочетание.

А тех людей, кто не читает и не изучает произведения ЗПТ считает "отжившими людьми".

Конец придаточного предложения.

Оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять важность чтения литературных произведений, и как они способны повлиять на мировоззрение героя.

Запятая стоит между однородными членами, соединенными союзом И.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Далее А. Гончаров приводит противоположный пример - Леонтия Козлова. Который считает, что "Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно!".

Некорректное построение предложения с косвенной речью.

Неоправданная парцелляция.

Таким образом, в жизни Леонтия имеют больше значение книги, в них он видит прогресс будущего. А тех людей, кто не читает и не изучает произведения считает "отжившими людьми".

Неоправданная парцелляция.

Таким образом, в жизни Леонтия имеют больше значение книги, в них он видит прогресс будущего.

большое значение или больше значения? Такого рода опечатки или описки будут засчитываться за ошибку, имейте в виду. Я не учитываю.

Оба примера, противопоставленные друг другу, помогают понять важность чтения литературных произведений, и как они способны повлиять на мировоззрение героя.

Нарушение в построении предложения с однородными членами. Нельзя ставить в один ряд существительное и придаточное предложение.

Но однажды ей на день рождение подарили книгу...

день рождениЯ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Размышляя над проблемой, писатель повествует о размышлениях Райского, который убеждён, что в книгах нет смысла. Он считает, что...

Повторы

Он — писатель или автор? Местоимение должно однозначно указывать на действущее лицо.

Для него в современном мире "люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство".

Почему люди рвутся для него?.. Начало предложения стоило переделать.

А Козлову, который другого мнения, Райский отвечает: "А он в книгу глядит, а не в жизнь!".

Такой усеченный оборот носит разговорный оттенок, лучше: ...который придерживается другого мнения... Недочет.

Кстати, в вашей цитате снова непонятно, кто он. Совершенно неочевидно, что это Козлов.

Благодаря этому примеру, мы видим, как герой не видит какого-либо смысла в чтении книг, а значит и никакого влияния на него они не оказывают.

Повторы

Союзное слово как неуместно, больше подходит союз что.

нравственно-духовной личностью

обычно говорят: духовно-нравственной... Недочет.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов

Далее А. Гончаров приводит противоположный пример...

Опечатка в инициале автора в этом году чревата обнулением К12.

А тех людей, кто не читает и не изучает произведения считает "отжившими людьми".

Вы не так поняли эту фразу.

— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.

Отжившими Козлов называет героев прошлого, персонажей старых книг и т. д.

Вера, вы неплохо поработали с текстом, структура сочинения ЕГЭ соблюдена. Советую обратить внимание на анализ связи, лучше писать неформально, рассматривая именно логическую связь между примерами, а не только их значение. Поработайте над грамматикой, пунктуацией и речью. Внимательно переписывайте имена авторов и героев — и текст тоже, чтобы не допустить фактическую ошибку.

Советую вам посмотреть вебинар с разбором этого текста: webinar.mogu-pisat.ru/playback/presentation/2.3/5c02a92cb241d81e4a8d4d4e9e35f3ab29344a9c-1676898592150 Он поможет вам взглянуть на него по-новому.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку